Возрастные особенности учеников

В пять лет все дети «почемучки». Они обладают вот этим потрясающим внутренним посылом, этой любознательностью, им всё интересно. А что происходит у нас в школе? Они приходят в школу и к 12-ти годам уже забывают о том, что хотели что-то узнать. Кроме того, надо понимать большую разницу между начальной школой и старшей и основной школой. Если в начальной школе дети учатся, подражая взрослым, то в 12-ть лет у них происходит полный слом, и они переходят в совершенно другое состояние, у них начинают рваться все те связи, которые установились в процессе обучения и в процессе жизни в начальной школе, все эти связи рвутся, и они настроены поступать по-другому, не так, как их учат, не так, как поступали взрослые. И, казалось бы, это полный кошмар для школы, но, что говорить, учителя, долго работающие в школе, возраст 8-го класса обычно называют «зверинец», потому что это очень тяжелый возраст для учителя, это дети совершенно подругому себя ведут, они не хотят воспринимать авторитеты, они строят свои какие-то новые отношения.

Но сегодня биологи знают, в чём причина. И более того, если бы не это свойство человека, мы бы с вами до сих пор жили в пещерах. Именно вот это стремление сделать по-другому, вот это вот свойство такое в эволюции человека, оно привело к тому, что человек вышел из пещеры и заселил другие территории, научился подругому действовать и это очень важно. Ещё раз говорю, это факторы, которые крайне необходимы, и внутренняя мотивация к тому, чтобы что-то делать по-другому, чему-то учиться и так далее, это очень важно сегодня и является залогом успеха в будущем.

УЧЕБНАЯ КУЛЬТУРА

Понятие культура

Поговорим о таком важном компоненте образовательной системы, который называется «учебная культура». Мы все употребляем это слово в самых разных сочетаниях, но что мы вкладываем в это понятие? Оно очень объёмно. Итак, первое по своему исходному значению слово «культура», оно как бы противопоставлено слову «природа». «Культура» в переводе с греческого означает «возделывание», соответственно культура, это то, что человек делает с природой, создание тех предметов, которые его окружают, те артефакты, которые он создаёт, это и есть предметы культуры, но не только. Культура ещё и воспринимается нами как та информация, которая передаётся из поколения в поколение. И не случайно, когда в школе, например, изучают мировую художественную культуру, то начинают изучать с Древней Греции. То есть это преемственность, обеспечивающая то, что идёт передача каких-то очень важных, существенных моментов из поколения в поколение

Кроме того, мы говорим «физическая культура», «экономическая культура», «экологическая культура». Начинаем привязывать к каким-то конкретным областям знаний. Либо мы говорим «культура школы», «культура класса». Это уже характеристика определённой общности людей определённого социального слоя. И что же это такое? Это образ мыслей, поведения и деятельности, существующий в определённом месте и в определённой организации. Но именно в этом смысле мы и будем говорить об учебной культуре.

Культура школы

Что же такое «культура школы»? Культура школы – это те ценности, нормы поведения, ритуалы и церемонии, символы и история, которые делают школу уникальной, это очень важно понимать. И культура школы, она формируется во времени. И важно понимать, что, в принципе, в любой школе существует собственная учебная культура. Это не зависит от желания формировать её или не формировать — она формируется. Но формирующаяся культура учебная в школе, она может быть позитивной, может быть негативной, и может быть даже токсичной. Роль учебной культуры велика, очень велика. И когда мы создаём образовательную программу, и говорим, что данная школа работает по такой-то образовательной программе, это то, где мы декларируем те ценности и нормы поведения, которые будут действовать в данной организации.

Школьный климат

 Школьный климат — это то, что не предаётся гласности, то, что формируется само по себе. Как только начинает существовать школа, сразу же складывается определённый климат в этой школе, и начинает формироваться определённая культура. Если мы говорим о культуре, то она формируется во времени, а климат — это характер взаимоотношений всех участников процесса, который формируется здесь и сейчас, непосредственно и сиюминутно. Итак, как я уже сказала, школьная учебная культура может быть позитивно влияющей на образовательный процесс, может быть негативно влияющей, и может быть даже токсичной.

Задачи администрациие

 Да, безусловно, можно менять сложившуюся культуру школы, но это задача в первую очередь администрации. Что при этом администрация должна сделать? • Во-первых, она должна проанализировать позитивный и негативный элементы существующей культуры школы. • Необходимо разработать систему мер поддержки и усиления позитивных элементов и включить в программу развития школы систему мер по внедрению недостающих позитивных элементов. То есть я хочу обратить внимание, что нет смысла бороться с негативными, нужно выращивать позитивные элементы, и тогда культура вашей школы станет позитивной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: