Учебная культура класса

Учебная культура, она формируется не только в рамках конкретной школы, но и в рамках конкретного класса. И есть такое высказывание, что образование существует в пространстве между планируемыми результатами и взаимоотношениями участников образовательного процесса. Вот мы очень часто концентрируем внимание на планируемых результатах, на технологиях каких-то, как что-то давать, а взаимоотношения между участниками, они играют очень важную роль, хотя и не воспринимаются нами, как что-то основополагающее. Но здесь можно вспомнить ещё и высказывание Макаренко, который говорил, что коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив. И, кроме того, это коллектив педагогический. Педагогическая деятельность, она происходит не только за счет учителя, который работает с учениками, но и сами ученики, общаясь между собой, они тоже вносят определённый вклад. Чем же определяется культура класса? Культура любой организации является тенью её руководителя, то есть его характер, отношение, характер поведения и нормы поведения, которые он вносит, они начинают репродуцироваться во всей организации. Точно так же и культура класса является тенью конкретного учителя.

Ценности, нормы поведения

 Что в себя включает учебная культура класса? Это прежде всего ценности, нормы поведения. Культура класса формируется учителем, который, во-первых, является образцом поведения, носителем этих норм поведения и носителем тех ценностей, которые через его поведение начинают восприниматься другими участниками процесса. Кроме того, именно учитель разрабатывает систему ритуалов и церемоний, которые способствуют усвоению учащимися норм поведения. Здесь важно подчеркнуть тот факт, что воспитание никогда не достигается лекционными способами, то есть нельзя войти в класс, прочитать лекцию о том, что надо быть добрыми и у вас сразу все станут добрыми. Только в процессе взаимодействия с окружающими, проявляя доброту и ценя эту доброту, только тогда и появляется норма поведения, которая воспринимается и другими.

Ритуалы в начальной школе

 Какие должны быть ритуалы в начальной школе, и какую роль они могут играть? Могут играть огромную роль именно через создание таких ритуалов и постоянное их использование в классе, это и приводит к тому, что дети воспринимают это как необходимость, как норму поведения и начинают именно так и взаимодействовать с одноклассниками и тем взрослым, который класс этот ведёт.

Ритуалы должны быть игровыми.

• Например, игра по раздаче похвалы своим одноклассникам. Причем они могут играть в эту игру, раздавая самые разные похвалы, всё, что им придёт на ум: похвалить свою соседку по парте за то, что у неё сегодня симпатичные косички или бантики, похвалить своего соседа по парте за то, что он хорошо нарисовал, написал крючочки в своей тетрадке.

• Другой вид ритуалов - ритуал раздачи наградных листов, которые выдаёт учитель за проявление каких-то позитивных черт характера - доброта, вдумчивость, честность, настойчивость в выполнении задания и тому подобное. То есть учитель сам характеризует, выбирает какие-то определённые характеристики, определённые нормы поведения, обсуждает их с детьми, отмечает детей, которые проявили то или иное качество. И надо в конкретный день выдавать такие наградные листы.

Старшая школа

 В старшей школе учебная культура класса, это гораздо более сложная структура, в её формировании участвуют разные учителя и учащиеся. Учебная культура у учащихся формируется на основании того школьного опыта, который у них есть, это опыт взаимодействия с другими учителями и другими одноклассниками. В школе часто формируются различные субкультуры, и это действительно так. При этом старшеклассники несут в школу и то, что они получают извне. И это тоже очень важный момент.

Ритуалы старшей школы

 Ритуалы старшей школы играют очень важную роль. При формировании какой-то новой учебной культуры у старшеклассников, например, когда дети приходят в десятый класс, в новую образовательную организацию, набираются дети из разных школ с самыми разными нормами поведения и устоявшимися привычками, и нам необходимо создавать новую культуру через разрушение старых ритуалов и создание новых. Например, у нас в лицее ВШЭ мы отказались от классического ритуала вставания, когда в класс входит учитель.

Школьные традиции

Школьные традиции являются тем звеном, который объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. И они формируются поколениями учеников. В лицее университета ВШЭ мы сразу же заложили это правило, эту норму поведения - традицию школы. В самый первый набор учеников в 10-й класс мы попросили их 1-го сентября не нести цветы, мы объявили акцию «Дети вместо цветов», то есть вместо цветов мы поставили в лицее места сбора средств в фонды поддержки детей, страдающих разными заболеваниями. И это стало уже традицией. Вот сколько существует лицей, столько лет 1-го сентября ученики идут не с цветами, а идут с теми средствами, которые они потратили бы на цветы, вместо этого они их используют на благотворительность.

Учебная культура

В этом видеофрагменте мы поговорим об одной из самых сложных задач, которая относится именно к школьной культуре. Как уже говорилось раньше — учебная культура включает в себя ценности. Это не только нормы поведения, которые можно регулировать через определённые ритуалы и церемонии, и создание традиций, это не только характер отношений, но и те ценности, которые лежат в основе и норм поведения и взаимодействия всех участников процесса, и процесс переведения ценностей, присвоения их учащимися — это очень сложная задача и не простой процесс. В психологии он называется «интернализация ценностей», то есть присвоение индивидуумом ценностей, превращение их в ценностные ориентиры. Это уже личностные, индивидуальные характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: