Исторические предпосылки

 Теперь мы поговорим о современной педагогике и тенденциях развития, о том, что происходит в педагогической науке и, более того, в психолого-педагогической науке, сегодня они одна без другой не существуют. Прежде чем говорить о современной педагогике, давайте просто взглянем на то, что такое школа, как она возникла, как формировалась и что из себя представляла в разные времена.

Все знают такие замечательные слова, как «академия», «гимназия», «лицей». Откуда происходят эти слова?

• Академия Платона существовала в Древней Греции, и как там происходило обучение? Ученики Платона располагались вокруг своих учителей и слушали то, что учителя говорят. Они учились у ног учителя, и это был принцип, который существовал долгие годы в Древней Греции – обучение у ног учителя.

 • Аристотель в своём ликее, но сейчас это называется лицей, тогда это называлось «ликей», это замена при развитии языка, буква «к» меняется на «ц». Так вот, ликей Аристотеля, который располагался в саду около храма, этот храм как раз назывался Ликейский, это был сад, по которому прогуливались ученики Аристотеля и это был основной вид занятий – они прогуливались и беседовали, обсуждали.

• Мы все знаем о Сократе, но знаем скорее по Платону, сам Сократ не оставил письменных источников, но Сократ, он тоже беседовал, и, в основном, задавал вопросы. И сейчас такой метод общения с учениками вошел в обиход как метод под названием «сократические беседы». Так учились в Древней Греции. В средние века в основном учились в монастырях, школы были при монастырях, учились просто слушая учителя. Затем произошла первая технологическая революция. Произошла она в середине XV века, в 1450-м году, когда появился первый печатный станок Гутенберга. И это сильно поменяло учебный процесс. Книги вошли в школу в начале XVII века. И в XVII веке формируется та система, в которой мы фактически существуем и сейчас. Родоначальником её является Ян Амос Коменский, который придумал классно-урочную систему

«Великая дидактика»

Ну я вот хочу сейчас процитировать из его «Великой дидактики» один из постулатов: «Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте». Или, например: «В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались только одним предметом». И это написано в середине XVII века, и это настолько актуально сегодня. Да, мы с вами сегодня живём в классно-урочной системе, которая фактически соответствует тому, что придумал Коменский в середине XVII века. Ян Амос Коменский сформулировал основные принципы «Великой дидактики», так он назвал свою книгу, на которой и сегодня основывается современная школа: • Природосообразность • Наглядность • Последовательность • Посильность • Прочность • Систематичность

Кроме того, Коменский всегда подчеркивал неразрывную связь обучения и воспитания, он говорил так: «Школа без дисциплины есть мельница без воды». И вот это те принципы, на которых и зиждется современная система образования. И если вспомнить, чему учат в педагогических вузах, то именно этим основным положениям. Обязательно есть задача обучения, есть задача воспитания и задача развития. Как ни странно, но мы в школе сегодня живём по принципам, сформулированным в середине XVII века.

Психологические теории

 Современные системы образования базируются на достижениях педагогической психологии. Существует много разных теорий, они гдето перекликаются, где-то перекрещиваются, но я остановлюсь на тех, которые наиболее популярны, наиболее приняты сегодня, и которые оказывают наибольшее влияние на формирование образовательных систем.

Это следующие четыре теории:

 • Бихевиоризм – это теория, которая родилась в начале XX века, и до середины XX века являлась фактически единственной основной психолого-педагогической теорией, которая и до сих пор остаётся очень живой, такой стойкой в наших школах.

• Когнитивная психология – теория, которая начала активно развиваться фактически одновременно с появлением компьютеров, и несёт на себе печать компьютерного века – преклонение перед информацией, то, что называют когнитивизм, это 60-70-е годы прошлого века. • На смену им, в середине 70-х годов и до сих пор наиболее интересная теория, наиболее перспективная – это когнитивный и социальный конструктивизм, особенность этой теории мы разберём позже.

• И совсем уже современная теория, которая характеризует собой переход в цифровой мир, цифровой век, это теория коннективизма, которая уже родилась в XXI веке.

Бихевиоризм

 Бихевиоризм начала XX века. Чем особенна эта теория? Впервые психолого-педагогическая наука стала опираться на какие-то научные и экспериментальные данные. И знаменитые эксперименты Ивана Павлова, первого лауреата Нобелевской премии, и Скиннера, который тоже занимался формированием условных рефлексов, но не таких, как у Павлова, и Уотсона. Это люди, которые четко заявили – единственное, что мы можем наблюдать, это поведение людей, отсюда и название теории «бихевиоризм». Поэтому мы смотрим именно за поведением людей. И поведение обучающихся людей, его можно контролировать определёнными действиями в окружающей среде. Теория базировалась на таких простых, довольно четких и ясных представлениях, научно-обоснованных: есть стимул, затем то, что происходит внутри, в голове обучающегося – это черный ящик и нас это не интересует, что там происходит, а мы видим просто результат этого стимула, этого воздействия, и видим некое поведение. И соответственно четкие совершенно представления: для того, чтобы влиять на поведение, нужно разработать систему поощрений и наказаний. И это настолько четкая теория, хорошо работающая, и до сих пор эффективно используемая в наших школах, потому, что поощрение и наказание являются «основной», самой древней образовательной технологией кнута и пряника. Телесные наказания – одно из величайших достижений бихевиоризма. Как вы думаете, когда их перестали использовать, ну или по крайней мере запретили? В Великобритании официально запрет на телесные наказания в школах вступил в действие в 1987 году. Причем, это только в государственной школе, или в тех школах, где была доля участия государства. А в частных школах ещё продолжалось. Телесные наказания в Великобритании полностью были запрещены в 2003 году, уже в нашем, XXI веке. Ещё в 1995 году Страсбургский суд разбирал вопрос о правах ребёнка и унижении человеческого достоинства. При этом, пятью голосами из четырёх было признано – наказание ребёнка путём удара кедом по ягодицам не является унижением человеческого достоинства. Вот такова история с телесными наказаниями. Надо сказать, что и до сих пор в Великобритании идут большие споры, и 22% учителей, и многие родители считают, что телесные наказания надо вернуть в школу, или поставить розги, чтобы они стояли в углу как мощный мотивирующий фактор. Да, это заслуги бихевиоризма, и они очень живучи до сих пор.

Когнитивизм

В середине прошлого века, когда были изобретены компьютеры и был в определённом смысле культ развивающихся компьютерных технологий, культ информации, в это время формируется новая теория, которая получила название когнитивизма. Она явилась фактически ответом бихевиоризму, и когнитивисты говорили, что нечего ученика дрессировать как животное. Человек - это разумное существо, и поэтому к нему надо относиться как к разумному существу. Но они воспринимали мозг ученика как некую структуру, которая обрабатывает полученную информацию. Знания для когнитивистов представлялись как некая ментальная схема, и эту ментальную схему можно было транслировать, достраивать в сознании ребёнка, это и было процессом обучения. Когнитивизм сыграл очень большую роль и довольно много в это время появляется работ, посвящённых определённым способам организации учебного процесса в классе, которыми мы пользуемся до сих пор. Например, категории учебных целей Блума, они появились именно тогда, в 1956 году, именно на волне развития когнитивизма.

Когнитивизм с бихевиоризмом имеют очень много общего. Общее это заключается в том, что и в одной и в другой теории знание существует вне сознания ребёнка, и оно должно туда любым способом закладываться. А учитель является транслятором этих знаний. То есть именно учитель передаёт знания и обеспечивает вот эту преемственность поколений и выполняет функцию носителя тех знаний, которые должен получить ребёнок. Это особенность когнитивизма и бихевиоризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: