Интернализация ценностей

 Это невозможно при использовании традиционных форм обучения, как я уже говорила, невозможно просто объяснить детям, что надо действовать так-то и так-то, и они после этого так и будут поступать. Требуется специальная организация соответствующей направленной деятельности. Я хочу поговорить о процессе интернализации, рассматривая такую ценность, как сотрудничество. Сотрудничество очень важная ценность, мы о ней говорили много. Это действительно ключевой фактор, влияющий на успешность в XXI веке — умение сотрудничать, быть готовым к сотрудничеству и организовывать сотрудничество.

Сотрудничество vs. Соперничество

 Рассмотрим конкретный пример – классический урок в начальной школе. Учительница задаёт вопрос и спрашивает ребят: «Кто может ответить на этот вопрос?». Сразу появляется несколько рук, они тянутся вверх, дети ими трясут, они просят обратить внимание, они готовы ответить на вопрос. Одновременно есть в группе дети, которые стараются сделаться незаметными, чтобы их учитель не увидел и не обратился к ним с этим вопросом. Наконец, учительница спрашивает одного из ребят, он отвечает на этот вопрос, и, если ответ правильный, она ему говорит: «Молодец, правильно, садись пожалуйста». Что происходит в это время в классе? Те ребята, которые хотели бы ответить, но не смогли, потому что к ним не обратились, они испытывают огромное разочарование. Те, кто не был готов к ответу и их не спросили, они вздыхают с облегчением. Но чему научились дети вот в этом конкретном эпизоде? Во-первых, они в очередной раз убедились, что в классе есть только один эксперт – это учитель, который знает все правильные ответы. Кроме того, они точно знают, что на любой вопрос есть только один правильный ответ.

И самое главное, они знают, что задача – догадаться, какой ответ ждёт от них учитель. Очень часто это «догадаться, какой ответ ждёт учитель», становится кошмаром на всю последующую школьную жизнь. Я встречала ребят, которые уже в основной школе, им задаёшь вопрос, и они, вместо того, чтобы включаться в процесс размышления, рассуждения, они пытаются именно догадаться, что же от них хотят, или в лучшем случаe — вспомнить. И вот эта ситуация, она, ещё раз говорю — классическая для начальной школы, она формирует у детей соперничество и ни о каком сотрудничестве тут и речи нет. Для того, чтобы сотрудничество формировалось и как ценность и как способ поведения, и как механизм взаимодействия, для этого надо организовывать определённый вид деятельности, это должна быть групповая работа.

Групповая работа

очень много говорят о технологии групповой работы, ей действительно надо ребят учить и здесь есть особые правила. Я не буду на них акцентировать внимание сейчас, но хочу привести ещё один пример – я наблюдала такую групповую работу посещая просто открытый урок, он очень хорошо был организован, действительно ребята все работали по группам, это был ведущий вид деятельности на уроке, вроде бы казалось всё классно, но наблюдая за работой групп, а это был 8-й класс, было видно, что реального сотрудничества не было, потому что задание было так сформулировано, что можно было его выполнять индивидуально. И более того, в конкретном классе была специфика, ну вот так сложилась история и культура этого класса, что там преобладает соперничество, и поэтому даже формально групповая работа не вела конкретно к сотрудничеству. При организации групповой работы, помимо технологических каких-то вещей, должны быть и некоторые принципиальные вещи, которые заставляют ребят сотрудничать. Например, задание должно обязательно подразумевать коллективное обсуждение и выполнение этого задания, и результат может получиться только от всей группы.

Вот это особенно важно понимать, — что результат предъявляет именно группа. Да, это создает определённые трудности в оценивании, возникает вопрос, а как же оценить вклад каждого отдельного участника, ведь вы же не будете ставить одну общую отметку на группу, или дублировать её на всех, но для этого есть специальные технологии, специальные техники оценивания групповой работы. Но это предмет другого выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: