Ключевые способности 21 века

Мы готовим детей к жизни в обществе, которого ещё нет, которое ещё не существует, соответственно меняются и представления о том, чему же надо учить. И ключевые способности, которые будут необходимы для успехов в XXI веке, они совершенно по-другому звучат. Во-первых, критическое мышление, умение решать проблемы. Это сетевое сотрудничество, это гибкость и адаптивность, возможность приспосабливаться к разным меняющимся условиям, это инициативность, это эффективная устная и письменная коммуникация. И это, конечно же, умение работать с информацией, причем не только с точки зрения поиска информации, а с точки зрения её анализа и отсечения ненужного, четкого понимания того, какая информация является достоверной, какому источнику можно верить, а какому нет. Ну и конечно любознательность и воображение, это те качества, которые очень полезны любому человеку, чем бы он ни занимался. Итак, это те ключевые способности, все они носят непредметный характер, они не привязаны к какому-то предмету, но они полезны человеку не зависимо от того, чем он будет заниматься в будущем.

Сдвиг образовательной парадигмы

Сейчас мы наблюдаем сдвиг образовательной парадигмы. Конечно, этот сдвиг не происходит просто. Наши новые ФГОС-ы второго поколения, они как раз и отражают тот сдвиг образовательной парадигмы, который происходит во всём мире и в том числе в нашей стране. Что же он затрагивает, и что именно меняется?

• Содержание образования Если мы посмотрим на содержание образования, то сдвиг, изменения, они наблюдаются в том, что акцент делается теперь не на конкретные знания, а переход от «знаю что» к «знаю как», на процессуальные знания, и это очень важно. • Форма образования Если раньше мы говорили об обучении, то теперь это учебная деятельность, это очень принципиальная вещь.

• Позиция ученика Позиция ученика совершенно другая, он является субъектом учебной деятельности, и отношения между учителем и учеником, это уже не субъектно-объектные отношения, а это субъектносубъектные отношения. И такие отношения требуют смены позиции учителя.

• Позиция учителя Учитель перестаёт быть транслятором знаний, он теперь должен быть организатором учебной деятельности. Учитель перестаёт быть наставником, он теперь сотрудник. Это существенная разница, разница именно в позиции. Учитель по-другому себя и ведёт, по-другому строит свои отношения с учениками, учитель теперь не судья, а эксперт. И это очень важно, когда мы говорим об оценивании.

• Стиль управления школой Сдвиг образовательной парадигмы накладывает определённые условия на всё функционирование образовательной системы, на стиль управления школой. Если мы привыкли к тому, что у нас командно-административный характер, когда выстраивается иерархия – есть директор, есть его заместители, есть заведующий кафедрой и так далее, и иерархическая структура, такая пирамидальная, то в современном образовании стиль управления должен быть командный, от слова «команда», потому что команды – это принципиально другой стиль отношений между сотрудниками. В команде у каждого есть своя зона ответственности, но каждый член команды готов подставить плечо, взять на себя какие-то функции, выполнить какие-то операции. Если успех - то это успех всей команды, если неудача - то это неудача всей команды. И нет вот этого деления, - кто справился, кто не справился. Это очень важный момент, хочу подчеркнуть, что такие сдвиги парадигмы, они не происходят одномоментно, но это то направление, в котором мы движемся, и если мы хотим двигаться вперёд, то должны двигаться именно по этому пути.

ФГОС: Cдвиг парадигмы

• Школа вчера и сегодня ориентируется на индивидуальные достижения ребят, а школа завтрашнего дня должна ориентироваться на сотрудничество в группе.

• Для сегодняшней школы характерна специализация — вот посмотрите, как у нас всё устроено, всё разбито на отдельные предметы.

• Ещё один момент, существенный — сегодня наши школьники, они панически боятся ошибок. Страх ошибок — это то, что их тормозит. Это тормозит их развитие, это тормозит их движение вперёд. Потому что продвигаться вперёд можно только сделав ошибку, повторив после сделанной ошибки и исправив её. То есть за счёт ошибок человек учится.

• Сегодня в школе ученик пассивно потребляет знания, а он должен быть конструктивным, креативным конструктором таких знаний и это очень важно.

 • И последнее, и самое главное на мой взгляд — это мотивация. Сегодня в школе мотивация к учёбе, она внешняя – «так надо», «родители послали», «учителя заставляют». А мотивация к учению должна быть внутренняя – это должно быть интересно, это должно быть полезно, это должно быть важно, и это очень важный фактор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: