Когнитивистский подход к обучению

Когнитивизм довольно много внёс в построение образовательных систем, и если быть честным, то современный урок, то, как учат построению урока в сегодняшних педагогических институтах, как раз именно происходит от тех идей, которые появились в эпоху когнитивизма.

Конструктивизм

Создатели теории В 70–80-е годы широко в практику, вернее скажем, в теорию и обсуждения того, как должно строиться образование, входит следующее течение, которое получило название конструктивизма. И это течение, эта теория связана с именами двух очень известных людей, это Жан Пиаже и Лев Семёнович Выготский. Дело в том, что Жан Пиаже впервые сформулировал свою идею, которая заключалась в том, что знание не транслируется, его нельзя транслировать. И он разводит понятия «информация» и «знание».

• Информация — это то, что можно транслировать, то есть передавать от одного к другому и различными путями.

• Знание передать нельзя. Знание конструируется субъектом, познающей личностью. Это принципиально новое слово, которое сформулировал Пиаже. Но Пиаже считал, что это внутренняя способность человека, определяется только его внутренним, генетически в нём заложена.

А с ним сразу же начал спорить Выготский, который очень большую роль отводил социокультурным взаимодействиям познающей личности, и он говорил, что процесс учения, создание этой учебной ситуации, играет ключевую роль в процессе образования. Идеи Выготского получают большую популярность на Западе, и сегодня они признаны наравне именно как два создателя теории конструктивизма двух направлений: когнитивный конструктивизм Жана Пиаже и социокультурный конструктивизм Льва Семёновича Выготского. Идеи Выготского о зоне ближайшего развития, которые именно им были впервые сформулированы, они сегодня во всём мире признаны основополагающими. Выготский говорит о том, что обучение эффективно только в процессе взаимодействия с другими школьниками и в процессе работы с учителем. Сегодня идеи конструктивизма получили признание во всём мире и являются основополагающими для построения современных образовательных систем.

Связано это с тем, что это совершенно другое отношение к процессу деятельности ученика. Он из объекта обучения превращается в субъект учебной деятельности, это очень важный фактор - ученик главный в классе. И функция учителя совершенно другая – он теперь не вещающий на весь класс при фронтальном обучении, то есть стоящий перед классом и транслирующий знания, он становится как бы человеком, который стоит рядом с учеником. Дети работают в группе, он стоит рядом и наблюдает, и помогает. Это и есть то, с чего я и начинала самый первый наш видеосюжет, посвященный философии образования. То, что учитель теперь не учит, а помогает учиться. Это действительно очень важный и серьёзный фактор.

Коннективизм

 Уже в XXI веке появляется новая теория, которая получила название коннективизм. Её автором является Джордж Сименс, очень известный человек, один из основоположников и разработчиков системы онлайн-обучения. Его теория пока не является общепризнанной, но активно обсуждается, и те идеи, которые он высказывает, они влияют на то, как строится сегодня образовательный процесс. Для него знания – это совокупность разнообразных мнений и точек зрения, и задача образования становится пожизненным процессом, обучение, вернее учение – это на протяжении всей жизни, и идёт как установление связей межу различными источниками связей, между различными информационными узлами, информационными системами. И именно в этом понимании учитель уже может и не участвовать непосредственно в процессе обучения. То есть онлайн-обучение ставит учителя в некую отстранённую позицию. Принципы коннективизма, они сегодня очень активно используются, это одна из очень важных современных теорий.

Бихевиоризм & Когнитивизм

 Подводя итог о тех теориях, которые мы с вами разобрали, надо четко совершенно понимать, что бихевиоризм и когнитивизм имеют много общего, и там главный в классе – учитель, ребёнок является объектом обучения, учитель стоит между ребёнком и знаниями, то есть он непосредственно посередине и через него идёт приобретение знаний. В теориях конструктивизма ивизма учитель выходит из этой позиции, он больше не стоит между ребёнком и знаниями, знания могут непосредственно формироваться — либо конструироваться самим ребёнком, либо через систему связей на эти знания может ученик выходить, и функция учителя становится совершенно другой, он становится таким не посредником, а помощником, сотрудником, фасилитатором в приобретении знаний, и это важно очень понимать.

Тенденции развития педагогики

Итак, современный контекст, в котором существует образование, складывается из двух вещей:

• Первое — необходимость трансформации образования, которое определяется тем, что общество очень быстро меняется, и мы сегодня не можем сказать, какие именно знания, умения и навыки могут пригодиться в будущем. И бум в развитии компьютерных технологий, которые повлияли на обучение не меньше, чем в своё время изобретение печатного станка, и то, что с появлением интернета информация стала общедоступной и совершенно по-другому идёт обмен этой информацией. Это один момент.

• Второй момент — это новое поколение современных детей, которые сильно от нас отличаются, которые очень легко работают с информацией, которые становятся многозадачными, они легко переключаются с одной задачи на другую, которые интуитивно учатся, которые легко образуют связи, они все активные участники социальных сетей. И одновременно это те дети, которые не приемлют априорного авторитета учителя. И если раньше учитель обладал таким авторитетом просто от того, что он учитель, то теперь учитель каждый раз должен этот авторитет завоёвывать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: