Глава ІІ. Благотворительность в эпоху средневековья 8 страница

Аналогичную работу проводили в Вильно Лига равноправия женщин, дамские кружки и общества в Гродно, Могилеве, Пинске и других белорусских городах.

В начале XX века активизируется проведение научных исследований в сфере социальной помощи вышедшим из мест заключения, исправительно-воспитательных заведений взрослым и несовершеннолетним.

Под патронатом понималась вся совокупность мер попечения об освобожденных из мест заключения.

На страницах специальных периодических изданий обсуждались предложения о том, чтобы превратить все комитеты и отделения обществ попечения о тюрьмах (учреждены в 1819 г.) в благотворительно-тюремные комитеты с функциями исключительно патронатского характера. В публикуемых проектах уставов таких обществ, в частности, по отношению к вышедшим из мест заключения взрослым и несовершеннолетним предусматривалось:

1) снабжение лиц, принятых обществом под свое покровительство, одеждой, пищей, медицинскими пособиями, рабочими инструментами и другими полезными для них предметами;

2) выдача им ссуд и денежных пособий;

3) забота о приискании занятий и мест;

4) содействие помещению их в приюты, больницы, школы, убежища, дома трудолюбия и даровые или дешевые квартиры.

Однако специальных обществ патроната над вышедшими из мест заключения было немного. На Беларуси к 1913 г. существовал всего один попечительный о несовершеннолетних тюремно-благотворительный комитет в Гомеле. Известно, что комитет стремился организовать учебу несовершеннолетних, содержащихся в тюрьмах, устраивал для них вечерние чтения и беседы.

Патронажем над вышедшими из мест заключения и колоний в первое время в какой-то мере занимались лишь местные благотворительные общества, а также отделения Попечительства о трудовой помощи, используя для этого внутренние средства, без каких-либо дотаций со стороны государства. Во всех домах трудолюбия на Беларуси были созданы специальные мастерские для бывших заключенных и выпускников колоний, занятых там. Однако количество призреваемых подростков было невелико. Такое положение объяснялось как недостатком средств, так и неразработанностью законодательства в этой сфере, отсутствием необходимого опыта.

В апреле 1909 г. было, наконец, издано Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних, закреплявшее возможность приема в них нищенствующих, бродяжничающих и беспризорных, а также отдаваемых на исправление родителями.

1909 г. стал переломным в развитии патроната над вышедшими из мест заключения. 8 мая министр юстиции подписал циркуляр об условиях образования специальных патронатных обществ с официальным разрешением использовать средства комитетов и отделений Обществ попечительства о тюрьмах на патронат. Собственно патронатские общества было разрешено открывать в упрощенном порядке по решению губернских властей, для них введен ряд льгот. В декабре 1912 г. вышел закон о государственной помощи обществам покровительства лицам, освобожденным из мест заключения. Все это вызвало бурный рост благотворительной деятельности в данной сфере.

Общества попечительства о тюрьмах к тому времени были созданы фактически при каждой белорусской тюрьме, которые имелись во всех губернских городах и почти во всех уездах.

В задачи этих обществ входило добиться исправления заключенных. Члены попечительств могли посещать тюрьмы и знакомиться с положением содержания заключенных, привлекать к работе с ними церковнослужителей, создавать библиотеки религиозного содержания.

Развитию отечественного патроната над освобожденными из мест заключения препятствовала в первую очередь крайне незначительная поддержка со стороны государства. Считалось, что патронат, по существу, есть дело частное и должен быть предоставлен всецело частной инициативе.

8. Социальная помощь детям с аномалиями.

Проблемы социальной помощи детям-инвалидам с физическими и умственными недостатками (слепым, глухим, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабоумным и т.д.), включения их в нормальную жизнь общества, в какой бы стране они не проявлялись, всегда были предметом внимания деятелей благотворения и передовой общественности. Беларусь в этом процессе не являлась исключением.

XVI - конец XVIII века на Беларуси можно назвать периодом «шпитального призрения». Лазареты и аптеки были при многих католических и православных церквах и монастырях. Монахи переписывали и распространяли медицинские книги (в т.ч. и по детским болезням). Наравне с другими категориями нуждающихся дети-инвалиды призревались в католических и униатских церковных шпиталях, богадельнях при православных церквах. Разумеется, количество мест в этих богоугодных заведениях из-за нехватки средств было ограничено (до 8-10 человек).

Наряду с престарелыми, вдовами и сиротами в шпиталях православных братств призревались слабоумные, калеки и прочие категории инвалидов.

Шпитали открывали и содержали не только церковь и феодалы, но и отдельные общественные группы - православные братства, белорусские магистраты, цехи ремесленников, религиозные общины, организаторы мануфактур. В XVIII веке на территории Беларуси было 370 шпиталей на 2 тысячи 918 призреваемых больных, инвалидов и убогих. Примерно 178 из них принадлежали католической церкви. В отличие от развившейся позднее мирской (светской) медицины «шпитальная медицина» была «безмездной» (бесплатной), в шпитали принимали всех без различия вероисповедания. В середине XVIII века появились чисто лечебные шпитали.

Глазные, ушные, нервные и прочие болезни лечили при помощи народных средств различные лекари.

Одновременно на Беларуси распространялись и научные идеи помощи аномальным детям. Основанный в 1579 г. Виленский университет проделал значительную работу по исследованию различных аномалий в развитии человека. В Виленском университете разрабатывались и проблемы лечения заболеваний органов опоры и движения (болезни позвоночника, водянки суставов, воспаление спинного мозга и т.д.). Там же находилась ценная анатомическая коллекция.

После вхождения белорусских земель в состав России в конце XVIII века и до 1861 г. - период становления светской и сословной благотворительности в медико-социальной помощи населению. По мере появления на Беларуси приказов общественного призрения дело социальной помощи нуждающимся все более переходило в их ведение. В начале века здесь появляются государственные больницы, госпитали, аптеки, воспитательные и сиротские дома, в Вильно в конце XVIII века, а в Могилеве с 1810 г. - дома для умалишенных.

Поддерживаемая государством и широким общественным мнением, значительно активизируется частная благотворительность, причем не только представителей знатных белорусских родов, но и людей разного звания и положения (купцов, предпринимателей, сановников). Отбирал в белорусских губерниях слепых крестьянских детей и направлял их в специальную школу, первоначально образованную в Павловске в 1806 г. императрицей Марией Федоровной, а затем переведенную в Петербург, князь А.Н. Голицын.

Наиболее благоприятные условия для развития медико-благотворительной деятельности сложились в период быстрой капитализации страны во второй половине XIX века, когда особенно острый характер приобретает проблема государственно-общественной заботы об аномальных лицах.

Именно в это время на средства частных лиц, благотворительных обществ, органов городского, а позднее и земского самоуправления в губернских и уездных городах Беларуси широко начинают распространяться учреждения социальной помощи, открываться спецприюты для детей-инвалидов, больницы, школы и училища. К началу XX века на Беларуси действовало 83 благотворительных общества, связанных с охраной здоровья неимущего населения. Активно действовали в сфере благотворения общества белорусских врачей. В 1892 г. состоялся 1-й съезд врачей Северо-Западного края, на котором основное место заняло рассмотрение вопросов медико-социальной помощи населению. Большим размахом и эффективностью в медико-социальной помощи населению отличалась деятельность на Беларуси российских квазигосударственных обществ - Ведомства учреждений императрицы Марии и Российского общества Красного Креста, а также Общества борьбы с заразными болезнями, Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, Российского Общества защиты женщин.

Существенной составной частью складывающейся на Беларуси системы государственно-общественной медико-социальной помощи нуждающимся оставалось конфессиональное призрение, прежде всего со стороны православной церкви, постепенно набравшее силу после церковной реформы, возрождения православных братств и создания церковноприходских попечительств. Они также организовывали больницы и амбулатории, богадельни для престарелых и инвалидов, уход за больными на дому и в лечебных учреждениях.

Следует учитывать и такую предпосылку, как развитие на рубеже веков отечественной и мировой медицинской науки, в частности педиатрии, дефектологии, психиатрии, тесные контакты с российскими учеными, что значительно повышало качество медико-социальной помощи детям-инвалидам, способствовало расширению сети и переустройству медицинских и оздоровительных учреждений. Различные виды социальной помощи все более индивидуализировались. Это касалось и медико-социальной помощи инвалидам с нарушениями того или иного анализатора. Развивалась диагностика отклонений в развитии, шел активный поиск новых форм и методов работы с аномальными детьми.

Особенно быстро прогрессировало призрение слепых детей. Этому способствовала активная деятельность в белорусских губерниях Мариинского Попечительства о слепых. Одним из первых его шагов стало проведение в 1886 г. с помощью волостных правлений и уездной полиции переписи слепых в стране. Полученные данные поражали даже самое смелое воображение - почти 200 тысяч слепых только по Европейской России. Самой благополучной оказывается Гродненская губерния, где по отзыву местных окулистов, в силу благоприятных климатических условий, лечение многих глазных заболеваний очень благоприятно. Могилевская же губерния замыкала десятку самых неблагоприятных в Российской империи губерний.

Структура попечительства включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (неспособных к труду).

В 1892 г. в попечительстве открылись новые отделы: патронат о слепых и отдел для отыскания мер предупреждения слепоты, по инициативе которого созданы летучие отряды врачей-окулистов. С 1893 по 1915 г. в белорусских губерниях работало 70 таких отрядов. Они организовывали лечение трахомы, вели просветительскую работу, обучали местных врачей, открывали глазные пункты.

При некоторых пунктах открывались маленькие стационары на средства Попечительства о слепых, которое с 1899 г. открыло свободный кредит на содержание сельской врачебной части, а также на расходы личного состава отрядов.

С 1895 г. в Гомеле функционировала благотворительная специализированная глазная лечебница на 15 кроватей.

Из глазных лечебниц одной из самых известных на Беларуси стала лечебница с амбулаторией Виленского отделения Попечительства о слепых, открытая в 1900 г. Лечение и содержание в ней больных в основном было бесплатным. Расходы покрывались за счет пожертвований частных лиц и пособий от различных городских учреждений.

В 1907 г. попечительству о слепых на территории Российской империи принадлежало 16 глазных лечебниц, из них в белорусских губерниях - 2 (в Вильно и в Гомеле, где успешно действовала Федоро-Ирининская глазная лечебница князей Паскевич).

К 1911 г. в Минске открылась глазная амбулатория М.О. Коварской от Общества пособия бедным больным евреям, в которой проводились операции, уход и лечение ослепших, и частная глазная лечебница на 6 коек, правда, лечение в ней обходилось несколько дороже, чем в Виленской частной глазной лечебнице и за операции бралась дополнительная плата.

Делались попытки организовать постоянную офтальмологическую помощь населению. В 1906 г. Могилевское губернское земство ввело должность губернского окулиста.

В 1897 г. Попечительство о слепых имело на территории Российской империи 23 училища для детей и взрослых-инвалидов по зрению, большая часть из которых находилась в провинции. В досоветской Беларуси было лишь одно училище для слепых детей. 28 сентября 1897 г. в Минске его открыло местное отделение Попечительства о слепых Мариинского ведомства. Первоначально училище размещалось на частных квартирах и только с сентября 1900 г. перешло в собственный дом. Мальчики принимались туда в возрасте 7-11 лет по прошениям на имя руководства отделения попечительства и после небольшого (1-2 месяца) испытательного срока. К прошению прилагались метрическая выписка о рождении и крещении, отзыв окулиста о полной и неизлечимой слепоте, медицинское свидетельство о привитии оспы и отсутствии других, кроме слепоты, физических недостатков или болезней, а также о способности к обучению.

Обучение проводилось в течение 8-10 лет по программам Мариинского попечительства и в зависимости от индивидуальных способностей ученика. Существовало 2 отделения: школьное (14-18 учащихся) и ремесленное на 10-19 учеников. Школьное отделение подразделялось на подготовительный и три основных классы. Преподавание велось на русском языке по расширенной общеобразовательной программе начальных училищ. Снабжение учебной и методической литературой шло через Попечительство о слепых в С.-Петербурге. Одновременно производилось обучение корзиночному, щеточному или сапожному ремеслам, настройке музыкальных инструментов и церковному пению по особым методикам. Игре на музыкальных инструментах обучались лишь те воспитанники, которые обнаруживали к этому способности, а пению - имеющие голос и слух. Умение петь в церковном хоре служило хорошим подспорьем для слепых выпускников училища. Проводились «вокально-музыкальные вечера», посещение концертов, которые проходили в городе, и оперных спектаклей. Некоторые из воспитанников печатали свои стихотворные произведения в местной прессе.

Воспитанники на уроках «гимназии» регулярно занимались физическими упражнениями по системе, разработанной для слепых, в свободное время гуляли в училищном саду, играли в лото и т.п.

Сбыт изделий слепых детей успешно проводился в здании училища. Горожане предпочитали покупать корзины у инвалидов, даже если они были дороже, чем у приезжающих на рынок крестьян, оказывая тем самым материальную поддержку спецприюту. Продажа продукции мастерских с каждым годом приносила все большие доходы.

Содержание одного слепого ребенка обходилось училищу 300 руб. в год, а в мастерских во время обучения - 200 рублей Подавляющее большинство детей призревалось бесплатно. За плату (не выше 300 рублей) в училище принимались дети состоятельных родителей. По окончанию курса слепые обычно возвращались в родные места.

Минское отделение попечительства вело немалую работу и в «открытых» формах призрения слепых, о чем свидетельствует его Устав. Одной из главных форм работы в социуме стал патронат выпускников подведомственного училища, их трудоустройство, обеспечение жильем и т.п. Минское училище для слепых благодаря усилиям И.У. Здановича и его сподвижников стало одним из лучших в Российской империи. Был свой сад, водопровод, мастерские, баня, электроосвещение, магазин и т.п. Планировалось открыть отделение для девочек.

Кружечные сборы на оказание социальной помощи слепым были введены в некоторых церквах с 1881 г., а с 1908 г. распространены на все церкви империи. Кружки опечатывались печатями городского головы и управляющего акцизными сборами. Средства попечительств о слепых складывались из целенаправленных пожертвований, членских взносов, сборов от спектаклей, чтений, концертов и т.п.

Призрением слепых, наряду с другими проблемами благотворительной деятельности, занимались некоторые союзы и общества, в частности местные управления и комитеты Российского Общества Красного Креста. Последние активно работали по призрению слепых в Вильно, Лиде, Витебске, Двинске, Могилеве, Лепеле, Минске, Гродно и Бобруйске, где действовал Крепостной комитет общества. Они организовывали курсы по обучению сестер милосердия уходу за слепыми и многое другое.

На съезде по общественному призрению 1914 г. основными направлениями социальной помощи слепым были признаны:

а) развитие посемейного призрения и других «открытых» форм поддержки слепых;

б) устройство большего количества специальных благотворительных заведений для слепых, в которых они бы получали все виды квалифицированной помощи (лечение, обучение, профессиональную подготовку и т.д.), в первую очередь для детей школьного возраста.

Представители от белорусских губерний принимали участие в съездах деятелей Попечительства о слепых Мариинского ведомства, в международных конгрессах слепых во Франкфурте и Париже.

По ряду причин в западных губерниях организация профессиональной помощи глухонемым началась раньше, чем в центральных губерниях России, и даже ранее, чем в Западной Европе, где относительно массовое открытие институтов (училищ) для глухонемых относится лишь ко второй половине XVIII века. Тогда же оформилась и закрепилась профессия учителя, занимающегося только с глухонемыми учениками.

В 1804 г. для подготовки директора будущей школы глухонемых в Вильно основатель первого на Беларуси отделения известного по всей России благотворительного Императорского человеколюбивого общества Виленский епископ Иоанн Корвин-Коссаковский направил в Вену Ансельма Зыгмунта. Там Зыгмунт в течение 10 месяцев изучал систему обучения глухонемых. Уже в следующем 1805 г. было опубликовало сообщение об открытии школы глухонемых с намерением принять в нее 6 учеников. Вернувшийся к этому времени из Вены А. Зыгмунт в ожидании ее открытия занимался частной практикой, однако вскоре принял предложение Мариинского ведомства обучать глухонемых в Павловске. Открытие школы глухонемых в Вильно затянулось по финансовым причинам.

В 1820 г. вновь сделал попытку продолжить дело Виленский университет. Он направил студента 3-го курса факультета моральных и политических наук К. Молоховца для стажировки на звание учителя в Варшавский институт глухонемых. По возвращении в Вильно, ввиду того, что открытие института глухонемых в городе в очередной раз затягивалось, К. Молоховец при поддержке университета открыл школу для приходящих глухонемых у себя на квартире.

Только 1823 г. с полным основанием можно считать годом появления в белорусских губерниях первой специальной школы для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет (до кончины в 1843 г. К. Молоховца) вначале при Виленском университете, а после его закрытия в 1833 г. - при Виленском благотворительном обществе. Еще до закрытия Виленского университета в нем была создана специальная комиссия, выдвинувшая новый проект создания института для глухонемых, который предусматривал отдельное школьное здание с библиотекой, интернат для детей и комнаты для воспитателей, учебные мастерские и огород. В нем предполагалось обучать до 12 детей из бедных семей. Однако по экономическим причинам он не был открыт.

К началу XX века на территории империи действовали 23 школы для глухонемых, из них две - в белорусских губерниях (в Вильно и Минске). Основополагающим документом в общественном призрении инвалидов по слуху стали «Основные положения Попечительства о глухонемых», утвержденные 3 мая 1898 г. Положения определяли цели попечительства и его отделений на местах по призрению глухонемых всех возрастов. Для малолетних должны были открываться школы, учебные мастерские, приюты, убежища нуждающимся семьям, в коих имеются глухонемые дети, выдаваться пособия. Попечительства также озабочиваются устройством курсов с целью подготовки учителей в школы для глухонемых.

К 1915 г. благотворительные учебные заведения для глухонемых детей действовали в Вильно, Минске и Витебске. Виленское убежище для глухонемых еврейских детей, основанное в 1887 г., было старейшим. В этом приюте находилось в разные, годы от 20 до 30 мальчиков и девочек. Мальчики обучались переплетному, столярному и сапожному ремеслам, девочки - шитью и вязанию.

В Минске с 1888 по 1906 г. действовало училище для глухонемых и заикающихся еврейских детей. Оно содержалось в основном за счет сумм коробочного сбора, выделяемых губернским правлением, и подчинялось Минской дирекции народных училищ. Это спецучреждение было рассчитано на 50 детей, считалось закрытым учебным заведением, в котором, однако, по желанию родителей могли обучаться и вольноопределяющиеся.

Попытки Попечительства о глухонемых открыть спецшколы при монастырях Минской епархии успеха не имели, несмотря на то, что была высказано намерение подготовить для них специалистов-сурдопедагогов. Настоятели Минского мужского и женского, Пинского, Слуцкого и Ляданского монастырей отказались от этого предложения, сославшись на отсутствие при монастырях соответствующих помещений и средств.

В 1914-1917 гг. с особой остротой встал вопрос о введении в Российской империи по образцу западноевропейских стран обязательного обучения всех глухонемых школьного возраста (8-16 лет).

До второй половины XIX века на территории Беларуси было мало что сделано для организации широкой общественной помощи аномальным детям, определились лишь ее основные направления. Из гуманных соображений ими занимались в основном частные лица (врачи, священники, педагоги, филантропы, общественные деятели). Со второй половины XIX века в период интенсивного развития капитализма и обострения причин, порождающих социальные аномалии, государство и общество вынуждено было пересмотреть свое отношение к названным проблемам.

В Российской империи конца XIX - начала XX века призрение лиц с нарушением психики осуществлялось в закрытых заведениях для умалишенных и через т.н. свободное призрение (колонии для душевнобольных и семейное призрение). В соответствии с указами от 15 июля 1875 г. и 16 мая 1889 г. Сенат передавал вопросы освидетельствования душевнобольных в ведение губернаторов. Само освидетельствование производилось через врачебные отделения губернского правления в особом присутствии, состоящем из губернатора (или градоначальника), вице-губернатора, председателя окружного суда, прокурора, одного из живущих в городе почетных мировых судей, управляющего казенной палатой, представителями дворянства, сиротского суда и т.д. Освидетельствование заключалось в вопросах и ответах. При признании человека душевнобольным, дело направлялось (за исключением душевнобольных крестьян) на утверждение в Сенат.

В 1810 г. в Могилеве открылся первый на территории Беларуси дом умалишенных, в 1852 начали свою работу дома умалишенных в Витебске, Гродно и Минске. Специальных заведений для слабоумных детей на Беларуси не существовало.

Обычно дети с нарушением психики призревались наряду с другими категориями душевнобольных стационарно и амбулаторно в заведениях больничного типа на средства приказов общественного призрения и частные пожертвования. Однако это были весьма незначительные средства, которых хватало разве что на то, что бы как-то поддержать жизнь призреваемых.

Основанный в мае 1846 г. дом умалишенных в Могилеве не соответствовал потребностям специального заведения в гигиеническом и научном отношениях: отсутствовали самые необходимые приспособления, нужные для лечения душевных больных; не было специально подготовленного врача. Примерно в таком же положении находились и другие дома для умалишенных не только на Беларуси, но и по всей территории Российской империи.

К концу столетия дома для умалишенных действовали во всех пяти белорусских губерниях. Однако количество мест в них едва достигало 110.

Методы лечения и условия содержания на стационаре больных на рубеже веков были самыми примитивными. Они мало чем отличались от существовавших в XVIII веке, с которого начинается отсчет мер государственного призрения душевнобольных.

Значительно мягче было отношение к данной категории призреваемых в сельской местности, где особенно были прочны позиции православного института юродивых. На Беларуси душевнобольные наравне с другими категориями инвалидов издревле призревались при монастырях. Окрестные жители оказывали посильную помощь помешанным, не давая им погибнуть от голода и холода, пытались лечить народными средствами. Для оздоровления слабоумных на селе в начале XX века широко применялся одобренный многими психиатрами того времени метод «сельских работ» на участках при благотворительных заведениях, что давало существенную прибавку и к обеденному столу.

Положение душевнобольных стало улучшаться лишь тогда, когда были ликвидированы приказы общественного призрения, а больницы перешли к губернским земствам. Параллельно вводилось посемейное призрение «тихих» душевнобольных. Их за плату от земств или земских медицинских учреждений помещали обычно в крестьянские семьи в деревнях, расположенных вблизи больницы, с тем, чтобы обеспечить постоянное медицинское наблюдение. Земские управы стремились к дифференцированному, более строгому возрастному и диагностическому отбору призреваемых в воспитательных домах, домах общественного призрения, богадельнях и других приютах системы общественно-государственного призрения, а также тех, кто находился на «посемейном призрении». Первостепенное внимание земства уделяли строительству и всесторонней поддержке специальных медицинских заведений для душевнобольных.

Белорусские врачи принимали участие во всех Всероссийских съездах психиатров. Главными вопросами в работе съезда 1887 г. стали вопросы о призрении душевнобольных, устройстве для них государственных, общественных и частных заведений (лечебниц, приютов и колоний); о положении душевнобольных, находящихся на домашнем попечении выздоравливающих от душевной болезни; о совершенствовании законодательства в данной области.

Пыталось решить эти вопросы созданное в 1901 г. в Петербурге Общество попечения о душевнобольных. Оно имело свои отделения и в белорусских губерниях.

На втором съезде деятелей по общественному и частному призрению отмечалась необходимость шире использовать зарубежный опыт в работе с такими категориями больных, как умственно отсталые и душевнобольные дети, произвести их строгую дифференциацию и профессионализировать социальную помощь. Социальная работа со слабоумными детьми должна была осуществляться по трем направлениям:

1) организация приютов для слабоумных силами благотворительных организаций;

2) открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей;

3) создание вспомогательных классов при обычных школах, а затем самостоятельных вспомогательных школ, подведомственных городским управлениям.

Таким образом, в XVIII-XIX веке складываются основные направления социальной помощи различным категориям нуждающихся.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: