Глава ІІ. Благотворительность в эпоху средневековья 5 страница

У. Бут разработал программу социальной помощи, в основу которой был положен принцип ее оказания без различия рас, вероисповедания и политических убеждений и без требования подчинения «Армии». «Армия спасения» - одна из немногих благотворительных организаций, деятельность которой ныне насчитывает более чем вековую историю. В настоящее время в центре внимания «Армии» - борьба с бедностью с помощью реализации долговременных социальных программ. Программы сфокусированы на 5 основных направлениях: трудовая занятость, здравоохранение, развитие районов, спасательные службы во время катастроф и бедствий, обучение местного персонала.

В рамках практического воплощения названных программ «Армия спасения» использует различные формы работы, в том числе:

1) создание центров по трудовой реабилитации наркоманов и алкоголиков, бесплатных временных приютов для людей, оказавшихся в стеснительном финансовом положении, детских домов и центров дневного ухода за детьми, молодежных корпус-центров, реабилитационных центров для бывших заключенных и для жертв преступлений, общежитий для одиноких женщин, имеющих низкий уровень доходов;

2) раздача уличных обедов нуждающимся, пожилым и бездомным, организация благотворительных столовых в районах катастроф и стихийных бедствий, снабжение неимущих дешевым жильем и организация лагерей для взрослых, доставка горячего питания инвалидам, не выходящим из дома;

3) организация врачебного ухода за больными и немощными людьми, родильных домов, оказание поликлинической помощи, предоставление услуг по усыновлению и воспитанию детей;

4) консультационная помощь в вопросах брака, отношений между родителями и детьми, по проблемам подростков, матерей-одиночек и безработных;

5) поиск пропавших без вести и работа в армии (через организацию клубов Красного Щита).

Деятельность «Армии спасения» охватывает более чем
90 стран мира, а работа ее местных отделений координируется международным штабом, находящимся в Лондоне. Важной особенностью этой организации является то, что строится она по армейскому образцу. Руководит «Армией» генерал, избираемый Высшим Советом, состоящим из комиссионеров и командующих территориями в ранге полковников. Непосредственная деятельность организации сосредоточена в общинных центрах - корпусах, возглавляемых офицерами. Каждый офицер дает обет «заботиться о бедных, кормить голодных, одевать нагих, любить забытых и быть другом тому, у кого нет друзей». Солдаты «Армии» вступают в нее после подписания «Соглашения о войне».

7. Социальная защита нуждающихся в данный период представлена несколькими направлениями:

1. Деятельность приходов и православных братств.

Наибольшую активность приходская благотворительность приобрела в пореформенный период. Православная церковь на Беларуси с энтузиазмом восприняла отмену крепостного права, всемерно стремилась привлечь внимание общественности и властных структур к бедственному положению белорусского народа. Одним из главных стимулов к развитию церковной благотворительности стал закон «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 августа 1864 г. В соответствии с Положением о церковноприходских попечительствах в их задачи входило: 1) забота о хозяйственных делах церкви; 2) устройство первоначального обучения детей; 3) благотворительные действия в пределах прихода. Основная задача - хозяйственная (строительство и ремонт церковных строений, содержание приюта, дома для него и т.д.). На нее расходовалось 3/4 всех средств. Вместе с тем узаконено «изыскание средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений...», ставилась задача «заботиться вообще об оказании бедным людям прихода возможных пособий в необходимых случаях...».

Поддержанная государством, православная церковь на Беларуси в этот период (в отличие от XV-XVIII веков) значительно превосходила все другие конфессии и была способна решать задачи благотворения, социальной помощи на самом высоком уровне.

Если в среднем по Российской империи к 1902 г. количество церковноприходских попечительств составляло, примерно, 50% от количества церквей, то на Беларуси - свыше 92%. Этому способствовали два обстоятельства: во-первых, более прочные, чем в центральной России, традиции благотворительности, уходящие корнями в менталитет белорусов, и, во-вторых, стремление православной церкви упрочить свои позиции в губерниях со значительным числом католического населения.

Руководил деятельностью попечительства Совет, в который в качестве постоянных членов входили священнослужители, в сельских приходах - волостной старшина, в городских - городской голова (последние могли находиться в составе нескольких попечительств). Выборные члены Совета, его председатель и церковный староста для ведения церковного хозяйства избирались на общем собрании прихожан. Церковноприходские попечительства находились в общем подчинении у епархиального начальства. В конце каждого года собрание прихожан рассматривало отчет о деятельности попечительства и расходовании средств.

Средства попечительств складывались из добровольных пожертвований (главная статья доходов), собираемых по подписке и путем «кружечных» сборов, членских взносов, платы состоятельных родителей за обучение детей в церковноприходских школах, отчислений от свободных церковных сумм, а также пособий от казны (позднее - земств), городских и сословных учреждений. В некоторых епархиях бюджет попечительств пополнялся за счет продажи икон, изготовления надмогильных крестов, деятельности кирпичных и других заводов, платы за аренду церковных помещений и процентов от выдаваемых попечительствами ссуд.

Основные расходы на благотворительную деятельность несли не церковноприходские попечительства, а православные братства, которые стали активно возрождаться на Беларуси именно в это время.

Для приходской благотворительности были характерны следующие ее основные формы: материальная помощь; медицинская помощь; просветительская деятельность.

В западных губерниях наибольшей активностью в благотворительной деятельности отличались церковноприходские попечительства Могилевской и Гродненской епархий. Распространенными формами социальной помощи стали выдача нуждающимся единовременных денежных пособий по случаю смерти близких, пожара, безработицы, при выходе бедной девушки в замужество, а также пособия к Рождеству и Пасхе, взносы за обучение и плата за проживание и т.п. На селе помощь, в основном, оказывалась натурой: снабжение бедных прихожан одеждой, обувью, продуктами, дровами и т.д., обеспечение стройматериалами, выдача или продажа по низкой цене хлеба. Денежная помощь осуществлялась при покупке коровы или лошади, при постройке дома, уплате повинностей за несостоятельных плательщиков. Ежемесячные пособия или «пособия-пенсии» выдавались преимущественно женщинам).

При некоторых церквах существовали аптеки при попечительствах, из которых лекарства для бедных выдавались бесплатно или по низкой цене, а иногда оплачивалась помощь врача, больным выдавались денежные пособия. С введением на Беларуси земств, попечительства стали активно поддерживать земских врачей. Не забывала православная церковь и своих престарелых, одиноких священников.

К 1899 г. на Беларуси действовало 105 благотворительных учреждений, принадлежащих ведомству православного исповедания.

Духовное ведомство, а вместе с ним и церковноприходские попечительства, занималось также призрением престарелых и инвалидов. В этой сфере социальной помощи оно опережало все отдельно взятые квазигосударственные общества и 11 министерств (внутренних дел, военное, юстиции, земледелия и государственных имуществ, финансов и т.д.), которым на Беларуси принадлежало немалое количество домов призрения и богаделен.

Существовали на Беларуси и приходские приюты для детей, в которых призревались сироты или дети, брошенные родителями. Попечительства обеспечивали им уход, питание и одежду, обучение в церковноприходской школе и духовно-нравственное воспитание, обучение ремеслу и трудоустройство. Здесь попечительства действовали по старому доброму принципу: «Не строй церкви - пристрой сироту!» Детям бедных родителей выплачивались приходские стипендии для продолжения образования, оказывалась другая материальная помощь, в частности выдавались безвозмездные или с незначительными процентами ссуды. Работали воскресно-праздничные школы для детей и воскресные школы для взрослых. Одной из первых в Российской империи такая школа открылась в Могилеве. Преподавали в них священники и студенты семинарий.

В некоторых белорусских приходах вместо церковноприходских попечительств возникали братства или сами попечительства именовали себя братствами. Иногда братства объединяли пять-шесть приходов. Изначально братства - это собрание духовенства и активных мирян, либо одного, либо нескольких (иногда города, уезда, изредка - епархии) приходов. Известно, что расцвет православных братств на Беларуси приходится на XVI-XVIII века. После воссоединения Беларуси с Россией, они утратили свое общественно-политическое и культурное значение. Кроме того, режим Николая I, подавлявший всякую общественную инициативу, подавлял и братства.

Одним из самых активных сторонников возрождения братств на Беларуси стал уроженец Западного края (местечко Кузница Гродненской губернии) петербургский профессор М.О. Коялович. Весной 1862 г. он прочел в северной столице цикл лекций для «лиц высшего круга» по истории данного вопроса, опубликованных впоследствии в газете «День» и вышедших отдельной книжкой. В конце 1863 г. по его инициативе в прессе появился полный список западнорусских братств с указанием церквей, настоятелей и братских школ. Последних по Виленской, Гродненской и Минской губерниях насчитывалось около 100.

«Основные правила для учреждения церковных братств», утвержденные Александром II в мае 1864 г., открыли новый период в деятельности братств.

С 1865 г. возобновляет свою деятельность одно из старейших и самых крупных белорусских братств - Виленское Св.-Духовское православное братство. К первым шагам его деятельности на ниве благотворения относится устройство помещения для бедных семейств в братском доме с двухклассным училищем для мальчиков и девочек (раздельно) и бесплатной читальней. Подопечным выдавались карманные деньги и два раза в год - одежда и обувь.

Руководил деятельностью братства Совет, избранный на общем собрании братчиков. Согласно типовому уставу, членами братств могли быть: почетные пожизненные члены (пожертвования 100 рублей и выше); действительные члены (ежегодный взнос от 3 до 5 рублей); члены-сотрудники (оказывающие постоянное содействие братству своими трудами, например, содержатели ремесленных и мастерских заведений при братстве, обучающие бедных детей ремеслам безвозмездно или за меньшую против существующей плату; лица, принявшие на себя уход в братских лечебницах и богадельнях за больными, престарелыми и увечными или попечение в городских больницах также безвозмездно или за меньшую плату).

В начале XX века братства на Беларуси действовали при большинстве православных церквей. В их работе появляются новые организационные формы. Они открывают потребительские лавки, в которых бедным людям товары продавались по сниженной цене. В августе 1908 г. в Минском Св.-Духовом монастыре был проведен I съезд представителей православных братств, в котором приняли участие 150 делегатов. В 1909 г. в Вильно состоялся съезд западнорусских православных братств.

Особое место в работе съездов, деятельности православных братств, приходов и православной церкви в целом занимали воп-росы теории и практики борьбы с пьянством и алкоголизмом. Через проповеди, собеседования, личный пример, всей своей практической деятельностью православная церковь отвращала прихожан от употребления спиртных напитков.

На Беларуси в 1858 г. возникли первые на территории Российской империи Общества трезвости. У истоков их образования стояла православная церковь.

На острие противоалкогольной борьбы стоял ведущий орган периодической печати белорусских православных братств «Вестник Виленского Св.-Духовского братства», первый номер которого вышел в марте 1907 г. В каждом выпуске журнала (периодичность выхода - один раз в две недели) в разделе «Поучение против пьянства» публиковались материалы лучших православных проповедников. Широкой популярностью (особенно на селе) пользовались издаваемые журналом «Листки для народа». Составленные с хорошим знанием психологии простых людей, они быстро раскупались.

Пример церкви вдохновил на борьбу с пьянством и алкоголизмом передовую общественность и не остался без внимания царской семьи. В 1894 г. под эгидой императрицы Александры Федоровны возникло Попечительство о народной трезвости, отделения которого открылись во всех белорусских губерниях.

Белорусские братства (первоначально в качестве эксперимента) организовали чтение в своих школах антиалкогольных курсов. Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости, появившихся во многих учебных заведениях по инициативе церкви и общественности. Правда их деятельность не всегда соответствовала уставу. Общества боролись за «полутрезвость», т.е. взрослым разрешалось употреблять пиво, сидр, вино. Категорически отрицались лишь водка и самогон.

В 1909 г. представители братских обществ трезвости, члены ряда ученых и педагогических организаций созвали в Петербурге I Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. В работе съезда приняли участие 150 делегатов, в т.ч. и из западных губерний.

2. Социальная помощь в белорусском селе.

Сословное призрение осуществлялось по сословным группам: крестьяне, дворяне, купцы, мещане, ремесленники, церковнослужители и т.д. При этом каждое из сословий на правах самоуправления призвано было заботиться об оказании помощи нуждающимся из своей сословной группы.

Что же касается крестьянства, то здесь российское законодательство перекладывало заботу об инвалидах, нищих, престарелых, сиротах, неимущих и т.д. на их родственников и сельские общества, одновременно освобождая от этих обязанностей помещиков (норма, введенная еще в ВКЛ, а затем в России указами Петра I).

Российское законодательство конца XIX - начала XX века в области борьбы с нищенством и бродяжничеством делило нищих на 4 категории: 1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание; 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. Исходя из этого, представителям названных категорий определялись меры ответственности и социальной помощи.

Нищенство в белорусских губерниях традиционно было менее распространено, чем в целом по России. Данное явление объясняется вовсе не тем, что белорусские крестьяне жили более обеспечено, чем их русские собратья.

По количеству профессиональных нищих и временно нищенствующих, «лидерство» на Беларуси прочно удерживала Виленская губерния (40 человек на каждые 10 тыс. человек населения), далее шли: Витебская (30 чел.), Могилевская (25 чел.), Минская (20 чел.) и Гродненская (чуть более 2 чел.) губернии.

Отношение к нищим и нищенству в белорусских селах испокон веков оставалось неизменным, основываясь на общехристианских догматах о добродетели и спасении. Нищий считался лучшим молитвенным ходатаем перед богом за грехи дающего милостыню.

Наиболее распространенными формами помощи и взаимопомощи у белорусских крестьян были: поочередное кормление нуждающихся по домам; отдача призреваемого на полное содержание одного из членов сельского общества; выдача пособий «натурой» или деньгами; помещение в благотворительные заведения различного профиля. К помощи «натурой» относили и наем для призреваемого квартиры или позволение жить в общественном здании. Обычно это были сторожки при церквах и хлебозапасных магазинах.

В зависимости от местных условий в различных белорусских губерниях преобладали те или другие формы общественного призрения и благотворительности. В целом же дело помощи нуждающимся крестьянам, как свидетельствуют документы, было поставлено лучше в Могилевской и Минской губерниях.

Под «трудовой помощью» крестьяне понимали, прежде всего, известную на Беларуси издревле «толоку» - выполнение определенной хозяйственной работы общинниками в одном из крестьянских дворов (общественная обработка земли беспомощных стариков, вдов и малолетних сирот, оказание помощи погорельцам в строительстве дома, подвоз стройматериалов или выделение подвод для этой цели, обеспечение соломой для крыши, строительные работы и т.д.).

Что же касается общественной помощи погорельцам, то, как свидетельствуют земские начальники из Минской губернии, чаще использовалась такая форма, как общественная «ссыпка хлеба» в пользу пострадавших.

В целом же по Российской империи денежные пособия в виде единовременных или периодических ежемесячных (ежегодных) выдач были малораспространенной в крестьянской среде формой благотворительной помощи в основном из-за слабого развития товарно-денежных отношений на селе. Положение жителей Могилевской и Гродненской губерний в этом отношении выглядело более предпочтительным. Крестьянские общества выдавали денежные пособия в случаях смерти одного из членов семьи (на погребение и проч.), пожара, болезни, падежа скота, а также престарелым, сиротам, новобранцам, неимущим девицам при выходе в замужество и т.д.

Более всего прижилась эта форма помощи на Могилевщине. Если судить по различным материалам и документам конца XIX - начала XX века, то создается впечатление, что Могилевская губерния использовалась в качестве некой «экспериментальной площадки» для опробования новых форм социальной помощи. Ее постоянно называют одной из лучших в России по распространению «закрытого» (богадельни, приюты, колонии, интернаты и проч.) и «открытого» (помощь вне общественных заведений) призрения, по развитию частной, сословной и прочей благотворительности.

На средства сельских обществ в губернии повсеместно возводились так называемые «дома призрения». Обычно в домах призрения проживали неимущие и нетрудоспособные вдовы и очень редко малолетние сироты. Кроме бесплатного питания и одежды, призреваемые получали по 2 рубля в месяц на руки. Средства на содержание этих домов получали в основном от целевых мирских сборов и штрафов, налагаемых волостным судом и учреждениями по крестьянским делам.

Стариков и детей в белорусских селах относили к одной социовозрастной группе, исходя из общепринятой типологии деления на «старых и малых», пользуясь признаком «сиротства», когда субъект оставался без попечения близких родственников.

Своеобразной формой сословной взаимопомощи, социального патронажа детей можно считать распространенный на белорусских землях в XVI - начале XVIII века обычай «дядькование», когда шляхта за определенную, чаще натуральную плату отдавала своих детей на воспитание в крестьянские семьи.

К мирской помощи сироте относилась такая форма, по характеру совпадающая с помощью немощным старикам, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. В XIX веке законодательно был утвержден институт «опеки». При этом преследуются чаще интересы опекунов, желающих попользоваться оставшейся по смерти родителей малолетнего землей, чем забота о самом опекаемом. Выход стали искать в устройстве на селе детских приютов. В начале века к ним относили получавшие все большее распространение ясли, приюты (прообраз современного «детского сада») и ясли-приюты для сирот и приходящих различных типов: дневного, смешанного, платные и бесплатные, с обеспечением одеждой и пастельным бельем и без такового. Обычно они функционировали посезонно, во время полевых работ. На территории современной Беларуси одни из первых сельских яслей появились в Слонимском уезде Гродненской губернии. Организаторами этих детских благотворительных заведений были обычно сельские учительницы, фельдшерицы, жены земских врачей, священников, псаломщиков, «полуинтеллигентные крестьянские девушки» и т.п. Средства на содержание яслей и приютов поступали от сборов, организуемых по решению крестьянских обществ, а позднее - от земств.

К призрению детей относили и «сельский патронат», когда бедные крестьянские семьи принимали на вскармливание из воспитательных домов или от губернских органов общественного призрения грудных младенцев за порой весьма незначительную плату и по истечении определенного времени (от 1 года до 3 лет, а иногда и позже - в зависимости от региона) возвращали их обратно или в редких случаях усыновляли.

Таким образом, к формам общественного призрения и взаимопомощи у белорусских крестьян на рубеже веков относятся: общинное или родственное призрение; подаяние, милостыня (в основном продуктами и одеждой); единовременные, периодические или постоянные денежные пособия; распределение на сельское общество платежей неимущих крестьян; помещение детей, престарелых, инвалидов и т.п. в учреждения призрения; «талака» или трудовая помощь в полевых и других работах.

Что касается новых для белорусского села форм социальной помощи детям, то они приживались медленно. Но все же подвижки в этом деле были. Крестьянские общества, например, оказывали помощь в создании и содержании на своей территории «земледельческих приютов самопомощи» - прообраза современных детских домов семейного типа. Они появились в России в начале XX века, устраивались по западноевропейскому образцу и считались одной из самых прогрессивных форм детского призрения. Из крестьян подбиралась добродетельная семейная пара или почтенная, уважаемая на селе вдова для воспитания нескольких (8-10) сирот с использованием передовых для того времени принципов семейной педагогики. Общественная организация-учредитель проводила краткосрочное обучение воспитателей, выделяла основную часть средств на содержание приюта, осуществляла непрерывный контроль и последующий патронат воспитанников.

Главным и основным источником поступления средств на организацию социальной помощи и взаимопомощи в деревне были отчисления волостных и сельских обществ из так называемых «общественных денежных сумм». Далее по значению шли: пожертвования частных лиц (на селе они были значительно более редким явлением, чем в городах); различного рода денежные сборы («с ревизской души» или «кружечные») целевого назначения на строительство, организацию и содержание благотворительных заведений, помощь погорельцам, выдачу ссуд и проч.; использование части общественного имущества (здания, земли, хлебные запасы и др.); натуральные повинности как обязательное исполнение тех или иных работ по постановлениям сельских сходов, так и в виде предоставления продуктов, одежды, обуви для неимущих «однообщественников», в первую очередь для «бедных сирот или неспособных к труду»; всевозможные складчины в пользу призреваемых; штрафные деньги; остатки от расходов по смете и т.д.

3. Земская система социальной помощи.

Ко второй половине XIX века в условиях утверждения на территории Российской империи капиталистических отношений значительную остроту приобрел вопрос о реорганизации дела общественной помощи различным категориям нуждающихся.

Среди реформ 60-70-х гг. в России, вызвавших резкий качественный рост благотворительного движения, особое место принадлежит земской реформе. Земства - выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах.

Согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г., введение органов земского самоуправления перешли дела приказов общественного призрения.

Оформляется система социальной помощи на основе территориального принципа. Приняв у приказов подчиненные им благотворительные заведения (богадельни, больницы, дома умалишенных и инвалидные дома, детские приюты и т.д.), земства взяли под свою опеку строительство новых благотворительных заведений, предоставление нуждающимся крова, пищи и ухода, призрение и воспитание детей, устройство бараков и временных помещений для переселенцев и отхожих рабочих, странноприимных домов и других учреждений общественного призрения.

Уже через несколько лет земствам удалось значительно улучшить качество обслуживания социально-уязвимых слоев населения, увеличить количество благотворительных заведений, найти и применить на практике новые формы социальной помощи нуждающимся. К началу 90-х г. число лиц, получивших помощь в губерниях, в которых действовали земства, в 9-10 раз превысило их количество в неземских губерниях. Земская система призрения была более мобильна и имела более широкую сеть услуг, чем приказная.

Необходимо отметить, что понятие «общественное призрение» в то время распространялось прежде всего на такие категории нуждающихся, как нищие и нетрудоспособные. Главные расходные статьи земских бюджетов составляли затраты на строительство и работу народных школ, медицинских учреждений и т.д.

По примеру городских попечительств о бедных, земства создали аналогичные попечительства на селе, где участок совпадал с границами низшей территориальной единицы в составе уезда - волости. В состав земских попечительств входили землевладельцы, должностные лица крестьянского самоуправления, выборные из крестьян, обязательно - священник, врач и учитель. Всего - 11 человек. Введение в белорусских уездах земских попечительств о бедных значительно индивидуализировало социальную помощь нуждающимся в соответствии с имевшимся уже в этой сфере социальной работы отечественным и зарубежным передовым опытом. Попечительства должны были, во-первых, тщательно обследовать положение каждого семейства, просящего пособия; во-вторых, определить вид и размер требуемой помощи; в-третьих, приискивать для удовлетворения нужд местные средства, состоящие из пожертвований, субсидий земских, городских и других учреждений, и, в-четвертых, заказывать самую помощь, т.е. производить пособия. Реально участковые попечительства оказывали нуждающимся различные виды услуг в самых разнообразных формах: выдача денежных пособий, устройство на работу, врачебное консультирование, помещение в богадельни и дома призрения, направление в санатории, предоставление ночлежных мест и т.п.

Земства стремились к открытым формам призрения, используя малейшую возможность оставить призреваемого в кругу семьи или родственников, снабдить его работой на дому или в специально организованных мастерских. Они сотрудничали друг с другом в организации приютов для слепых, глухонемых, калек, паралитиков и т.д. Именно земцам принадлежит идея воспитания сирот у приемных родителей. Сегодня мы называем это семейным детским домом.

На Беларуси в соответствии с Положением об управлении земским хозяйством земства стали вводиться с 1903 г. в Витебской, Могилевской губерниях. В остальных губерниях в 1911 г. Белорусские земства не обладали той полнотой прав, которые были у земств центральных российских губерний.

Столь позднее введение земств в белорусских губерниях (кроме Виленской и Гродненской) объяснялось боязнью царского правительства предоставить права местного самоуправления губерниям с «преобладающим числом польского населения».

В Минске и Могилеве стали выходить периодические печатные издания - Вестники губернских земств, в которых регулярно помещались материалы о наиболее существенных фактах благотворительной деятельности, расходовании значительных (по сравнению с собственно российскими земствами) средств на социальную поддержку неимущих, новых формах призрения детей, предупреждения обнищания населения.

Белорусские земства с первых дней своего существования взяли под свою опеку социальный патронаж детей, который осуществляли земские врачи, учителя и священники, развивали посемейное призрение. Они открывали приюты, сиротские дома, ясли и детские сады, ремесленные классы, устраивали земледельческие колонии, помогали исправительно-воспитательным приютам, осуществляли трудовую и другие виды помощи.

Средства местных органов самоуправления в основном складывались за счет земских сборов с населения (1/20 доля с земель, домов, промышленных предприятий, торговых заведений), а также из пени и штрафов семи видов, различных поступлений, пошлин и так называемых «случайных доходов». Средства эти были весьма незначительны, а доходы неустойчивы. На общественное призрение удавалось расходовать не более 2-3% бюджета. Положение несколько улучшилось с 1907 г., когда земства стали получать определенные денежные дотации от государства, освобождаться от казенных повинностей. Соответственно, появилось больше возможностей для выделения средств на просветительские и соответственно благотворительные цели.

Просветительскую деятельность земств, наряду с делами собственно общественного призрения, можно и нужно рассматривать как одну из основных форм в их благотворительной деятельности. К 1913 г. на нее затрачивалось в среднем по Российской империи до 31% земских расходов, хотя их и относили к разряду «необязательных», а в Могилевской губернии даже 36,7%. Особенно велика роль белорусских земств в развитии народной школы. Они не только активно занимались строительством земских учебных заведений, но и поощряли инициативу крестьянских обществ, выдавая им денежные субсидии на строительство школ на селе. На счету земских органов самоуправления снабжение школ книгами, учебниками и наглядными пособиями, открытие «ночных приютов» для школьников и устройство для них бесплатных или дешевых завтраков, организация публичных и учительских библиотек, народных библиотек-читален, книжных складов, издание и распространение дешевых и популярных книг и брошюр, устройство воскресных школ для детей и взрослых, подвижных музеев и многое другое. Земствам удалось создать на селе своеобразную культурную инфраструктуру: свои печатные органы, издательства, народные театры.

Что касается проблемы устройства школ, то земские органы стремились решить ее в комплексе: строительство школьных зданий, обеспечение учебниками и наглядными пособиями, подготовка учителей; внешкольное образование. Эти проблемы решали в основном созданные в земствах школьные комиссии и школьные бюро. Социально важным фактором стало бесплатное обучение и бесплатная раздача учебников в земских школах. Удалось не только улучшить условия и качество обучения детей, но и поднять авторитет учительства, повысить заработную плату, предоставить учителю жилье.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: