Литература и музыка Древней Индии

 

Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них - веды - не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложившаяся среди брахманов сложная система запоминания и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние на весь характер образования и науки в древней Индии.

 

Среди них по своему значению выделяется «Ригведа» - совокупность религиозных гимнов. «Человек и бог, отношения между ними -вот что лежит в основе ранне-ведийской модели мира. Создатели гимнов - риши, священные поэты, - как бы осуществляли эту связь. Именно им открывалась тайна божественного, именно они, обладая особым вдохновением мудрости и интуиции, сумели разглядеть мир богов, скрытый от простых индийцев. Отсюда гимны - это и священный рассказ о небесной обители, о могуществе небожителей, и просительная молитва, сочиненная и произнесенная так, чтобы помочь жаждущему.

 

Самостоятельно, независимо от других стран, развивалась древнеиндийская драматургия. Постепенно индийская драма из пантомимы с комментариями сказителя превратилась в театральное действо при участии говорящих актеров.

 

Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских текстов, привело, в конечном счете, к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей - познаний в геометрии. Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

 

Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение. Наиболее выдающимся писателем был Калидаса (353--420 н. э.), известный как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург, сохранивший в своем творчестве тесную связь с фольклором. Ему принадлежит написанная на санскрите романтическая драма «Узнанная по кольцу Шакушпа-ла»

 

Весьма заметна по содержанию и объему религиозно-философская литература, особенно в части описания жизненного пути Будды, включающая джатаки -- рассказы о событиях, происходивших с Буддой во время его земных воплощений, предшествовавших возрождению его в виде принца Сиддхартха Гаутамы.

 

Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы - Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школ буддизма - «великой колесницы» - сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах.

 

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен «Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения оказали в средние века влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

 

Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в трактат о политике - Артхашастру. Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей - потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям».

 

Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н. э. Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая в себя несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками христианской эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э.

 

Литература оказывала большое влияние на музыку, и, будучи тесно с ней связанной, сама развивалась под ее воздействием. Так, эпический цикл «Махабхарата», содержащий сказания фольклорного характера, произносился в сопровождении музыки.

 

В первые века нашей эры господствовала вокальная музыка: текст и интонации голоса определяли музыкальные гармонии и темп. Музыка издревле определялась в Индии как «сангит», что подразумевало единство пения, танца и собственно музыки.

 

Специальные тракты о музыке появились на рубеже нашей эры. Одним из первых и наиболее известных был «Бхаратиянатьяшастра». В нем была сделана попытка понять, как музыка воздействует на общественную мораль и нравы, каковы законы красоты и соразмерность звуков, выявить закономерности в сочетании высоты звуков, их длительности и ритмов. Музыке приписывались многие магические свойства, именно с этой точки зрения подбирались инструменты в придворный оркестр.

 

Таким образом, особенностью древнеиндийского общества является сословно-кастовая система. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия -- варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

 

Каста -- это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп в единой системе культуры.

 

Следующей особенностью древнеиндийского общества является почитание знаний. Древние индийцы знали основы тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического корней, обладали умением исчислять число «пи», знали об эмпирических правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, решали неопределенные уравнения второй степени и др. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т.е. с нуля). Также достижением в области философии явилось атомистическое учение. Древнейшими памятниками литературы Индии являются веды. Веды -- это сборники гимнов и жертвенных формул, трактаты. В них содержатся сведения по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии. Веды отражают господство политеизма в религии индийцев. Они содержат имена более трех десятков богов. Большой вклад внесла грамматика санскрита Панини. Литература оказывала сильное влияние на музыку, и сама развивалась под ее воздействием.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: