Цели бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Основной целью бухгалтерского учета финансовой отчетности

является представление пользователям информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

       Статьей 4 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» дано определение, что «целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

       Но финансовая отчетность не включает в себя всю информацию, которая необходима пользователям для принятия экономических решений, так как отчет в основном отражает прошлые события.

       Однако финансовая отчетность также содержит информацию, полезную для:

       - принятия инвестиционных решений по предоставлению займов (кредитов);

       - оценки будущих денежных потоков организации (приток и отток денежных средств и их эквивалентов. Эквиваленты предназначены для удовлетворения краткосрочных денежных обязательств, например «овердрафт» - списание средств по счету клиента);

       - оценки ресурсов, обязательств организации в связи с вверенными ему ресурсами;

       - оценки работы руководящих органов.

       Для принятия экономических решений пользователям необходима информация о способности организации, генерировать денежные средства, время генерирования и уверенность в полученном результате. Эта способность определяет, например, может ли субъект платить своим работникам и поставщикам, выплачивать проценты, погашать кредиты и распределять доход.

       Качественными характеристиками финансовой отчетности являются:

Основные – понятность, уместность, надежность, сопоставимость; второстепенные – существенность, правдивое представление, преобладание сущности над формой, нейтральность, осмотрительность, полнота.

Статьей 5 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в Республике Казахстан приняты следующие принципы и качественные характеристики:

       - принципы:

Принцип начисления

Согласно этому принципу, результаты операций и прочих событий

признаются, когда они возникают и отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся. Финансовая отчетность, составленная по принципу начисления обеспечивает информацию о прошлых операциях и прочих событиях, которая чрезвычайно важна для пользователей при принятии экономических решений понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены.

Принцип непрерывности деятельности

Предполагается, что организация будет продолжать свою деятельность

в течение неопределенного периода времени и у нее нет намерения или необходимости ликвидации в обозримом будущем, или он не собирается существенно сокращать масштабы своей деятельности.

           

- качественные характеристики (понятность, уместность, надежность, сопоставимость):

       Понятность. Информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям.

Уместность. Информация является уместной, если она влияет на

экономическиерешения пользователей, помогает им оценить прошлые, настоящие или будущие события или подтверждает (или корректирует) их прошлые оценки.

Существенность

На уместность информации серьезное влияние оказывают ее характер и

существенность. Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании финансовой отчетности.

Надежность. Информация обладает качеством надежности, когда она

свободна от существенных ошибок и пристрастности, то есть информация правдиво раскрывает сущность отраженного в нем события.

Сопоставимость. Для того чтобы финансовая информация была

полезной и содержательной, отчетные периоды должны быть сопоставимы. Пользователи должны быть информированы об учетной политике организации, всех изменениях в ней и результатах таких изменений.

Измерение и отражение финансовых результатов аналогичных

операций и других событий должны осуществляться последовательно для всей организации на протяжении ее существования и последовательно для разных организаций.

       2.5   Подчинение бухгалтерского учета целям менеджмента привело к делению его на – финансовый и управленческий. Как составляющие одного целого, оба вида учета выполняют контрольные, информационные и аналитические функции, не дублируя друг друга.

       Финансовый учет – это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри предприятия руководителями различных уровней и внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками, налоговыми и финансовыми органами и др.). Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах предприятия (нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах предприятия, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и др).

       Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри предприятия руководителями различных уровней. Его главная цель – обеспечить информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. В системе управленческого учета собирается информация в основном об издержках производства.

 

 

 

 

       Тема 3 «Функции бухгалтерского учета»

           

       3.1 Предмет бухгалтерского учета

       3.2 Объекты бухгалтерского учета

       3.3 Классификация ресурсов организации по видам и времени использования

       3.4 Классификация ресурсов организации по источникам образования

       3.5 Элементы метода бухгалтерского учета

3.1    Бухгалтерскийучет отражает деятельность предприятий.

Предметом бухгалтерского учета является собственность субъекта,

движение хозяйственных средств и их источников в процессе производства. Отдельные составные части называются объектами бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского учета относятся процессы:

- заготовления (снабжения), где объектами бухгалтерского учета

выступают приобретенные предприятием запасы сырья, материалов, топлива и других материальных запасов, а также возникающие при этом расчетные взаимоотношения с поставщиками, транспортными организациями;

- производства, где объектами бухгалтерского учета становятся

средства производства, используемые для изготовления продукции, и затраты с этим связанные. Объекты отражаются в бухгалтерском учете путем начисления заработной платы, амортизации, списания средств труда и определения себестоимости продукции;

- реализации, где учитываются продукты производства,

предназначенные для продажи; расходы по реализации (упаковка, сортировка, транспортировка); выручка, полученная субъектом за проданные изделия, выполнение работ, оказание услуг.

 

3.3   Правильная организация контроля за рациональным

 использованием имеющихся средств, за их сохранностью обуславливает необходимость классификации (группировки) средств.

Хозяйственные средства предприятия различают по: составу (видам),

 размещению, источникам образования и целевому назначению.

           

       Классификация средств по видам и размещению.

 

Средства, находящиеся в производстве, обращении и в

непроизводственной сфере, подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным относятся:

Основные средства – средства труда (независимо от стоимости),

которые создают необходимые условия для ведения процесса производства, они длительное время участвуют в процессе производства (более одного года), сохраняя при этом внешний вид и форму. В процессе производства они постепенно изнашиваются, требуют ремонта или полной замены. Поэтому часть стоимости основных средств включается в себестоимость готовой продукции путем начисления амортизации помесячно.

Биологические активы – животные и растения (МСФО 41).

Нематериальные активы – неденежные активы, не имеющие

физической сущности, предназначенные для использования в течение длительного периода времени (более одного года) в производстве или реализации товаров (работ, услуг), в административных целях и сдаче в аренду другим субъектам. К ним относятся: цена фирмы, фирменной марки, стоимость патентов, лицензий, авторских прав, а также рецептур, технологических регламентов, «ноу-хау», которые оцениваются в денежном выражении и показываются в балансе, причем на эти активы также начисляется амортизация.

Недвижимость, здания, оборудование и нематериальные активы,

учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика и используемые для получения совокупного годового дохода, в налоговом законодательстве выделены в отдельную группу «фиксированные активы».

Долгосрочные финансовые инвестиции – это вложения средств в

 уставные капиталы других организаций в целях получения дополнительной экономической выгоды в виде доходов от долевого участия в этих организациях и дивидендов или процентов.

Инвестиции в недвижимость – недвижимость, находящаяся во

владении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды), предназначенная для использования в производстве или поставке товаров, оказания услуг или в административных целях (МСФО 40).

       Краткосрочные оборотные средства участвуют только в одном кругообороте средств и переносят свою стоимость на вырабатываемую продукцию сразу и полностью. Они состоят из оборотных производственных средств и средств обращения.

       К краткосрочным оборотным производственным средствам относят средства, непосредственно участвующие в процессе производства (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство).

       Средства, обслуживающие процесс обращения, называются средствами обращения (денежные средства на счетах в банках, в кассе субъекта, ценные бумаги, суммы различной дебиторской задолженности).

       Дебиторская задолженность также относится к средствам организации, временно находящимся у других организаций или лиц и подлежащим по истечении определенного срока возврату. Дебиторская задолженность бывает долгосрочной (более года) и краткосрочно1 (до года).

 

 

       3.4  В основу группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению положен признак закрепления их за данным предприятием.

       Классификация источников образования средств предприятия.

       Средства предприятия делятся на:

       - собственные, используемые длительное время на всем протяжении деятельности предприятия (объявленный/уставный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход);

       - уставный капитал – это сумма выделенных учредителями (участником) предприятию средств при его организации и указывается в его уставе. Размер его остается постоянным и неизменным. Увеличение или уменьшение уставного капитала осуществляется только по решению учредителей (участников) после внесения соответствующих изменений в учредительные документы;

       - неоплаченный капитал – это сумма увеличения стоимости основных средств от переоценки (дооценки);

       - резервный капитал – часть собственных средств, образуемая за счет отчислений от прибыли, используется для покрытия потерь от хозяйственной деятельности, пополнения уставного капитала, выплаты дивидендов и других затрат организации;

       - выкупленные собственные долевые инструменты – это ценные бумаги, изъятые из обращения с целью аннулирования или перепродажи;

       - эмиссионный доход – это разница между номинальной и продажной стоимостью акции, если продажная стоимость превышает номинальную;

       - нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – оставшаяся сумма дохода после вычета всех расходов и уплаты налогов, остающаяся в распоряжении предприятия;

       - заемные средства покрывают дополнительную потребность в оборотных средствах, в том числе для создания сезонных запасов сырья, материалов, топлива, и т.д. Они выделяются предприятию во временное пользование и через определенный срок должны быть возвращены.

 

 

       3.5  По методом бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых производится наблюдение, изучение и исследование учитываемых данных.

       Элементами метода бухгалтерского учета являются:

1. Документация – способ первичной регистрации хозяйственных операций и обоснование правильности бухгалтерских записей. Ни одна запись в бухгалтерском учете не может быть сделана без соответствующего оформления его документом. Документ – это материальный носитель, который содержит в зафиксированном виде информацию о совершившейся хозяйственной операции, оформленной в установленном порядке.

2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бухучета. Целью инвентаризации является уточнение фактического состояния дел в целях последующего контроля за сохранностью средств, обеспечение реальных учетных показателей.

3. Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества предприятия на определенный момент времени. В бухгалтерском учете в основу оценки средств предприятия положена фактическая себестоимость (покупная стоимость со всеми расходами, связанными с доведением объекта до рабочего состояния).

4. Калькуляция – способ исчисления себестоимости единицы продукции, работ, услуг в денежном выражении. Себестоимость продукции складывается из материальных, трудовых затрат, затрат на управление, отчислений социального налога.

5. Счета – экономическая группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии средств, обязательствах и капитале.

6. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, показывающий взаимную связь объектов учета. Он заключается в том, что каждая хозяйственная операция отражается на двух взаимосвязанных счетах.

7. Баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, обязательствах и капитале субъекта на определенный момент (дату). Это основная отчетная форма, характеризующая финансовое состояние субъекта.

8. Отчетность – система показателей, которая характеризует хозяйственную деятельность предприятия за определенный период (месяц, квартал, год).

Баланс и отчетность составляются после соответствующей

 группировки и обработки счетов.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: