Разминка «Мыслительные операции анализа и синтеза»

Ведущий. Назовите слова, в написании которых «спрятались» ноты (до рога, ми на, фа соль, со фа, сире на и т.д.).

Дискуссия
Предоставить учащимся возможность поделиться, что нового они узнали о профессии следователь.
Вопросы:
Каких знаменитых сыщиков вы знаете из литературных произведений детективного жанра?
Кто из них у вас вызывает больше симпатии и почему?





Работа в тетрадях

Ведущий. Расследование любого дела связано с решением логических задач. Одним из примеров такой задачи было последнее дело на предыдущем занятии. Сегодня вам представится возможность расследовать еще два дела, а значит — решить логические задачи.

ДЕЛО № 6. В классе произошла кража. Украдены часы, кошелек и шапка. Подозреваются три мальчика: Питер, Джон и Боб. Они поклялись, что будут говорить правду, но друг друга не выдадут. Питер: «Я не брал часы, а Боб не брал кошелек». Джон: «Я не брал шапку, а Питер не брал часы». Боб: «Я не брал кошелек, и Джон не брал кошелек». Каждый взял по одной вещи. Кто что взял?

Данное дело расследуется совместно с учащимися. Ведущий показывает, как решаются логические задачи с помощью «логического квадрата» как наиболее удобного варианта решения задач такого типа. Строится таблица (рис. 11), в которой записываются все действующие лица (Питер, Джон, Боб) и имеющиеся признаки (украденные вещи). Заполнение таблицы знаками утверждения (+) или отрицания (–) осуществляется исходя из показаний трех действующих лиц. Таким образом, полностью заполненный «логический квадрат» дает искомое решение задачи.

Рис. 11

Следующее дело учащимся предлагается расследовать самостоятельно также путем построения «логического квадрата».

ДЕЛО № 7. Змей Горыныч, Баба-яга и Кощей Бессмертный, совершив очередное злодейство, разбежались и как следует спрятались. На поиск злодеев отправились три известных сыщика — Шерлок Холмс, Мегре и майор Пронин. Самым расторопным из сыщиков оказался майор Пронин, изловивший первого из злодеев, второго поймал Шерлок Холмс. Кто из сыщиков кого поймал, если известно, что Шерлок Холмс не охотился за Змеем Горынычем, а последней была обнаружена прикинувшаяся невинной старушкой Баба-яга?

Игра «Поиск задуманного лица»
Водящий, который будет исполнять роль следователя, выходит за дверь. В классе выбирается один учащийся, которого впоследствии необходимо будет описать. Некоторое время все внимательно на него смотрят и запоминают его внешность, чтобы затем называть приметы по памяти. Задача следователя: найти «пропавшего» ученика, задавая вопросы по внешнему описанию, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Условие — найти задуманного учащегося, используя наименьшее количество вопросов. (Количество вопросов фиксируется.) Игра может быть повторена несколько раз, чтобы иметь возможность сравнить результаты.

Обсуждение результатов
Какими способностями должен обладать следователь?
Какие задания было легко выполнять?
Какие задания вызвали трудности и почему?

 

ТЕМА 4.
ПРОФЕССИЯ — БИОЛОГ






ЗАНЯТИЕ № 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: