Я, Кудрявцева Екатерина Павловна, студентка 2 курса очной формы обучения направления подготовки 44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям) направленность (профиль) программы: Консалтинг в системе профессионального образования, проходила учебную (технологическую) практику в период с 27.04.2020 по 26.05.2020.
В течение практики мной пройдет инструктаж по технике безопасности, рассмотрена структура и особенности Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая. Изучены направления подготовки образовательного учреждения. Мной было выбрано направление подготовки Народное художественное творчество для более глубокого изучения; рассмотрены образовательные технологии в СПО, проведен анализ рабочий программ дисциплин образовательного учреждения среднего профессионального образования на предмет учета развития индивидуально-личностных качеств обучающихся при его адаптации; рассмотрены и проанализированы основные условия адаптации обучающихся в СПО; рассмотрено применение педагогических и личностно-ориентированных условий адаптации в обучении студентов направления 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам); проанализирован ФГОС СПО по направлению подготовки 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам); проанализирована рабочая программа дисциплины ОД 02.04 Народная художественная культура 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам); проанализированы контрольно-измерительные материалы профессиональной подготовки в СПО; проанализирована организация адаптации в учреждении среднего профессионального образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. ОТ 1.03.2020) «Об образовании в Российской федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2020)); рассмотрены и проанализированы методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением личностно-ориентированного направления; разработаны технологические карты учебного занятия с применением традиционных форм и методов организации учебного процесса.
|
|
Результаты представлены в приложении.
Кудрявцева Екатерина Павловна ________________
(подпись)
Приложение 1
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Педагогический институт
Факультет общего и профессионального образования
Кафедра теории и методики технологии профессионального образования
Направление подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Направленность (профиль) программы:
Консалтинг в системе профессионального образования
|
|
Выпускная квалификационная работа
студентки очной формы обучения, 2 курса, группы ПФ-27
Кудрявцевой Екатерины Павловны
на тему: «Педагогическое консультирование как фактор адаптации обучающихся в профессиональных образовательных организациях»
Руководитель ВКР:
канд.эк.наук, доцент
_________ Н.К. Швецова
Рецензент:
д. эк. наук, профессор
__________ А.В. Швецов
Студентка:
_________ Е.П. Кудрявцева
Йошкар-Ола
2020
Приложение 1
1 октября 1931 года открылось первое в Республике Марий Эл учебное заведение в области культуры и искусства – Марийский техникум искусств (ныне – факультета академической музыки Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая).
Идея основания специального музыкального учебного заведения в Йошкар-Оле принадлежит родоначальнику марийской профессиональной музыки – И.С. Ключникову-Палантаю. Поэтому в 1936 году учебному заведению было присвоено его имя.
В разные годы учебное заведение называлось по-разному: с 1937 года - Марийский музыкально-театральный техникум имени И.С. Палантая; с 1941 года – Марийское музыкальное училище имени И.С. Палантая; с 1957 года – Йошкар-Олинское музыкальное училище имени И.С. Палантая; а с 2005 года в результате присоединения Марийского республиканского колледжа культуры стало Марийским республиканским колледжем культуры и искусств имени И.С. Палантая.
Колледж включает в себя два факультета:
- Факультет культуры и театрально-зрелищных искусств
- Факультет академической музыки.
Но так было не всегда. До мая 2005 года это были два учебных заведения: Марийский республиканский колледж культуры и искусств (основаный в 1947г.) и Йошкар-Олинское музыкальное училище им. И.С.Палантая (основаное в 1931г.).
Учредителем является Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
Факультет культуры и театрально-зрелищных искусств имеет лицензию на подготовку специалистов по десяти специальностям:
51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
51.02.02 Социально-культурная деятельность (по видам)
52.02.01 Искусство балета
52.02.04 Актерское искусство
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам)
53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)
53.02.05 Сольное и хоровое народное пение
53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство
51.02.03 Библиотековедение
52.02.02 Искусство танца (по видам)
Характеристика среды ОУ, обеспечивающая развитие общих компетенций выпускников
Методическая служба колледжа работает со всеми структурными подразделениями – это 12 отделений, 4 предметно-цикловых комиссии и одна методическая комиссия.
Деятельность методической службы закреплена Положением о методической службе, утвержденным приказом директора № 177-У от 31 августа 2016 года. Органами управления методической деятельностью являются Научно-методический совет. Координирует работу методической службы заведующая - Елена Анатольевна Конакова. В составе методической службы 4 методиста: Александр Геннадьевич Баданов, Галина Афанасьевна Герасимова, Вероника Алексеевна Новикова, Виктория Вадимовна Протасова, Вячеслав Анатольевич Светловский.
|
|
Основные задачи Методической службы:
- анализ качества учебно-методической и воспитательной работы в колледже;
- оказание адресной помощи педагогам по вопросам обеспечения образовательного процесса;
- координация работы отделений и предметно-цикловых комиссий колледжа по комплексному обеспечению учебных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) реализуемых специальностей;
- изучение и обобщение педагогического опыта, внедрение лучших методик и инновационных технологий;
- создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогов и руководства колледжа;
- оказание помощи в инновационной деятельности колледжа, проведение опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы;
- анализ и внедрение новых эффективных форм профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций, детских школ искусств, детских музыкальных школ Республики Марий Эл;
- организационно-методическое сопровождение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников учреждений культуры и искусства в соответствии с требованиями работодателей и запросами рынка труда.
Для профессионального роста преподавателей колледжа, а также повышения рейтинга Колледжа среди профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл ведется активная работа по привлечению преподавателей к участию в конкурсах профессионального мастерства, а также конкурсах учебно-методических пособий. Все формы учебно-методической и научно-методической работы активно развиваются с учетом требований ФГОС СПО, аккредитационных нормативов, а также связи учебно-воспитательного процесса с современной наукой, общественной и экономической жизнью общества.
|
|
С сентября 2011 года Колледж работает по новой единой методической теме: «Модернизация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО», которая была определена на заседании Научно-методического совета колледжа 30.05. 2011 года. В 2016 году Колледж успешно прошёл процедуру Государственной аккредитации и комплексную проверку учебно-методической документации.
Повышение квалификации педагога – обязательное условие обеспечения высокого качества образования. Преподаватели колледжа ежегодно повышают свою квалификацию в тех или иных формах: посещают тематические курсы по решению проблем в образовании, курсы по разработке учебно-методической документации. За 2018-2019 учебный год 90 преподавателей и концертмейстеров повысили свою квалификацию.
Преподаватели используют в своей деятельности современные образовательные и информационные технологии, соответствующие профилю Колледжа: рейтинговая система контроля знаний; кейс-метод; природно-рефлексивная технология; методика «Портфолио», проблемно-диалогическое обучение, ИКТ; национально-региональный компонент; преподавание специальных и общепрофессиональных дисциплин на материале современной музыки.
Планомерно проводится научно-исследовательская работа. При непосредственном участии педагогических работников Колледжа ежегодно проводятся методические мероприятия всероссийского, межрегионального и республиканского уровня, в том числе научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, открытые уроки. Преподаватели Колледжа ежегодно выступают на научно-практических конференциях различного уровня, по итогам которых имеют публикации. Среди активных участников конференций Данилова О.Н., Мысина В.Г., Незнакина Л.Ю. и многие другие. За прошедший 2018-2019 учебный год опубликовано более 15 статей в научных сборниках и в периодических изданиях. Особо хочется отметить таких преподавателей, как Данилова О.Н., Мысина В.Г. Женжурист Л.Л, Ключева М.А., Денисова Н.Д.
Для формирования исследовательской компетентности студентов, соответствующей мировым стандартам качества подготовки специалистов, в 2000 году было организовано студенческое научно-творческое общество «Творец» (руководители: 2000-2013 гг. – З.П. Алякритская, 2014-2018 гг. – Е.А. Конакова), с 2019 года руководителем является Ирина Николаевна Бутина. Ежегодно в Колледже проводятся студенческие научно-практические конференции, по итогам которых лучшие авторы получают право участия в республиканском фестивале научного студенческого творчества «Фестос». В 2016 и 2017 годах студенты Колледжа являлись победителями секций республиканского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (2016 г. – Яковлева Екатерина, студентка 3 курса отделения «Социально-культурная деятельность», тема исследовательской работы «Селфи: фото на память или опасная мания» (руководитель Бутина И.Н.); 2017 г. – Артюкова Александра, студентка 2 курса отделения «Хореографическое творчество» с проектной работой «Популяризация марийской культуры на канале «Тÿвыра тÿвыр» (Кладезь культуры)).
В колледже действует 18 творческих коллективов и два клуба. Ежегодно творческие коллективы Колледжа принимают участие в мероприятиях городского, республиканского, регионального и российского масштаба.
Колледж является организатором крупных фестивалей:
- Международный фестиваль-лаборатория учебных заведений культуры и искусства «Театральное студенчество - межкультурный диалог» имени Д.Д. Лаврова;
- Международный конкурс - фестиваль молодых музыкантов имени А.Я. Эшпая;
- Всероссийский фестиваль классической музыки «Йывырте - Радуйся».
Ежегодно преподаватели и концертмейстеры колледжа оказывают методическую помощь преподавателям детских школ искусств, учреждений дополнительного образования и работникам культурно-досуговой сферы Республики Марий Эл (консультации, семинары, мастер-классы, открытые уроки). Преподаватели колледжа выступают экспертами при аттестации педагогических работников ДШИ и учреждений дополнительного профессионального образования, членами комиссии по присуждению Государственной молодежной премии им. О. Ипая и республиканской премии «Душа народа», работали в составах жюри конкурсов различных уровней.
С 2017 года Колледж реализует обучение работников сферы культуры и искусства по дополнительным профессиональным программам. В процессе подготовки к данному виду деятельности был разработан пакет документов: Положение о дополнительном профессиональном образовании ГБПОУ РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая»; Положение об итоговой аттестации слушателей дополнительных профессиональных программ (с приложениями); Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (по направлениям) и другие локальные акты.
В период с 2017 по 2019 годы при Колледже по программам повышения квалификации обучились 163 человека.
С 2018 года Колледж реализует дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки по следующим направлениям:
- «Менеджмент в социально-культурной сфере»;
- «Руководство любительским хореографическим коллективом»;
- «Руководство любительским этнохудожественным коллективом»;
- «Руководство любительским театральным коллективом»;
- «Библиотечно-информационная деятельность»;
- «Инструментальное исполнительство» (кӱсле);
- «Инструментальное исполнительство» (гитара);
- «Теория музыки».
7 декабря 2018 года состоялось торжественное вручение первых дипломов о профессиональной переподготовке группам слушателей (52 человека) по направлениям «Менеджмент в социально-культурной сфере», «Руководство любительским хореографическим коллективом», «Руководство любительским этнохудожественным коллективом». Торжественная церемония вручения дипломов состоялась с участием заместителя министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Матвеева Михаила Ивановича.
С 2018 по 2019 годы обучение по программам профессиональной переподготовки прошли 92 специалиста сферы культуры и искусства Республики Марий Эл.
В сентябре 2019 года Колледж реализует краткосрочные дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки в рамках Федерального проекта «Старшее поколение». В
2019-2020 учебном году обучение будет проводиться для работников социокультурной сферы по направлениям: «Руководство любительским этнохудожественным коллективом» и «Менеджмент в социально-культурной деятельности».