Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию

Инструкция к тесту

Оцените себя по 9-балльнон шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития.

 

Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности

I. Мотивационный компонент (9 – 81 балл)

Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности

Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии

Чувство долга и ответственности

Любознательность

Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности

Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО)

Потребность в самопознании

Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности

Уверенность в своих силах

II. Когнитивный компонент (6 – 54 балла)

Уровень общеобразовательных знаний

Уровень общеобразовательных умений

Уровень педагогических знаний и умений

Уровень психологических знаний и умений

Уровень методических знаний и умений

Уровень специальных знаний

III. Нравственно-волевой компонент (9 -81 б)

Положительное отношение к процессу учения

Критичность

Самостоятельность

Целеустремленность

Воля

Трудоспособность

Умение доводить начатое до конца

Смелость

Самокритичность

IV. Гностический компонент (17 – 153 б)

Умение ставить и разрешать познавательные задачи

Гибкость и оперативность мышления

Наблюдательность

Способность к анализу педагогической деятельности

Способность к синтезу и обобщению

Креативность и ее проявления в педагогической деятельности

Память и ее оперативность

Удовлетворение от познания

Умение слушать

Умение владеть разными типами чтения

Умение выделять и усваивать определенное содержание

Умение доказывать, обосновывать суждения

Умение систематизировать, классифицировать

Умение видеть противоречия и проблемы

Умение переносить знания и умения в новые ситуации

Способность отказаться от устоявшихся идей

Независимость суждений

V. Организационный компонент (7 – 63 б)

Умение планировать время

Умение планировать свою работу

Умение перестраивать систему деятельности

Умение работать в библиотеках

Умение ориентироваться в классификации источников

Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации

Умение владеть различными приемами

VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5 – 45 б)

Самооценка самостоятельности собственной деятельности

Способность к самоанализу и рефлексии

Способность к самоорганизации и мобилизации

Самоконтроль

Трудолюбие и прилежание

VII. Коммуникативные способности (5 – 45 б)

Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег

Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании

Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых)

Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий

Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности

Обработка и интерпретация результатов теста

По каждому из 7 факторов педагогического саморазвития подсчитать общее количество баллов. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели, приведенные в таблице.

 

 


Приложение 7

Целью нашего исследования является рассмотрение влияния педагогического консультирования на адаптацию обучающихся профессиональных образовательных организаций. Рассмотрим это на примере средних образовательных организаций.

Работа по реализации заявленной цели проводилась в несколько этапов. На первом этапе рассматривались действующие практики внедрения педагогического консультирования как фактора профессиональной адаптации обучающихся профессиональных образовательных организаций. Нами была определена база исследования: Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая, где осуществлялась диагностика адаптированности обучающихся и условий осуществления педагогического сопровождения их адаптации, прогнозирование возможных трудностей и т.д. Выбор среднего образовательного учреждения объясняется направленностью изучаемых программ обучения и спецификой программы обучения, выстроенной и направленной главным образом на индивидуализацию работы с каждым обучающимся (более детально было рассмотрено влияние педагогического консультирования на адаптацию обучающихся). Стоит отметить, что при рассмотрении проблемы исследования, мы обратили внимание также на «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий», где также применяется практика индивидуализации обучения и применяется методика педагогического консультирования как фактора адаптации для обучающихся с расстройствами, проблемами с ОВЗ и имеет место быть фактор наличия инклюзивного образования в учебных программах среднего профессионального образовательного учреждения. Но мы решили провести исследование с более стабильными обучающимися, так как исследований по данной теме почти нет, а проблема педагогического сопровождения и консультирования для лиц с ОВЗ достаточно обширно изучена в Республике Марий Эл.

В рамках формирующего этапа эксперимента был проведен первичный опрос обучающихся. Был осуществлен деятельностный этап технологии педагогического консультирования как фактора адаптации обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Затем был проведен контрольный этап эксперимента, который по целям совпадает с результативным этапом технологии педагогического консультирования как фактора адаптации. Выявлялась эффективность проведенной работы педагогическим составом. Осуществлен анализ полученного в ходе исследования материала, сформулированы выводы.

 


Приложение 8

На основе теоретического анализа и опыта практической работы нами выявлены критерии социально-профессиональной адаптации учащихся: уровень осознанности профессионального самоопределения; уровень проявления активности в учебной и внеучебной деятельности; уровень эмоционального удовлетворения учебной (трудовой) деятельностью и общением; уровень волевого самоконтроля; уровень ориентации на совместную деятельность.

Нами было доказано, что успешность педагогической работы по социально-профессиональной адаптации учащихся возможна при реализации психолого-педагогических условий:

- усилении фасилитационной направленности адаптационной деятельности образовательных учреждений - содействие всем обучающимся (реализация групповых адаптационных программ) и отдельным учащимся, имеющим индивидуальный спектр адаптационных затруднений (индивидуальных программ); непрерывном мониторинге адаптационной динамики учащихся в образовательном процессе, выявлению и учету дезадаптивных обучающихся, нуждающихся в специализированной индивидуальной помощи;

- привлечении к адаптационной работе специалистов различного профиля и социальных партнеров по оказанию помощи в адаптации обучающихся;

- создании вариативных педагогически организованных видов деятельности для реализации активности учащихся в учебном и внеучебной процессах.

Уточнено понятие «педагогическое консультирование» социально-профессиональной адаптации учащихся, под которым нами понимается система содействия учащимся со стороны педагогических работников образовательного учреждения с привлечением к ней всех заинтересованных лиц (социальных партнеров), направленная на оказание помощи в профессиональном самоопределении, адаптации к условиям и требованиям обучения в профессиональном образовательном учреждении, установлении деловых отношений с коллегами, прохождении производственной практики на предприятии и адаптации к самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения.


Приложение 10

Современная социально-экономическая и культурно-историческая ситуация в России характеризуется многообразием и неопределенностью духовно-нравственных общественных установок, которые предъявляют высокие требования к способности профессионала самостоятельно, осознанно и ответственно осуществлять поиск новых смыслов профессиональной деятельности, самоопределяться в истории, культуре, жизни, профессии, переосмысливать и перестраивать свой личностно-профессиональный и жизненный опыт.

Учитель в современных условиях сталкивается с непредсказуемыми образовательными ситуациями, вынужден постоянно принимать решения о приоритетности тех или иных педагогических действий, о перспективности появляющихся педагогических технологий, выступать в роли субъекта профессионального выбора. Понимание смысла конкретных педагогических действий и социально-исторического смысла педагогического труда в целом влияет на выбор целей, задач, содержания, способов образования, определяет характер отношений участников педагогического процесса, обусловливает выбор собственной профессиональной стратегии педагога. В ситуации творчества и свободы действий увеличивается степень личной ответственности педагога за выбор индивидуальной стратегии профессиональной деятельности. Стихийность, неопределенность профессионального поведения должны уступить место сознательной, свободной, ценностно избираемой педагогической деятельности, в основе которой лежит профессионально-личностное самоопределение учителя.

Реальная ситуация формирования смысловых ориентиров профессиональной жизнедеятельности на собственно педагогическом уровне обусловливает необходимость образовательной поддержки педагога-профессионала в переосмыслении и перестройке его личностно-профессионального опыта.

Одним из социальных институтов, способных оказать такую поддержку, является система повышения квалификации работников образования. В этой форме дополнительного педагогического образования совмещается множество различных целей, среди которых в качестве приоритетных называются: приращение образования личности, углубление профессиональной специализации, повышение уровня компетентности, психологическая переориентация педагогов на новые цели и способы профессиональной деятельности (Т.С. Панина). Образовательная поддержка самоопределения педагога-профессионала способна обеспечить самостоятельное выявление и утверждение педагогами собственной позиции по овладению новыми для себя способами и средствами профессиональной деятельности.

Длительное время в психологии труда и профессиональной педагогике основное внимание уделялось вопросам выбора профессии, профессиональной пригодности, профессиональной подготовки и адаптации молодого специалиста. Однако в последнее десятилетие Е.А.Климов уточняет понятие «профессиональное самоопределение», под которым понимается «деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда»*. Е.М.Борисова, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, А.К.Маркова, Н.С.Пряжников и др. не ограничивают профессиональное самоопределение моментом выбора профессии, а характеризуют его как динамический, целостный, непрерывный, продолжающийся в течение всей трудовой жизни человека процесс. Психологическое содержание самоопределения профессионала отличается от содержания профессионального самоопределения школьника, выпускника, абитуриента, студента, молодого специалиста. Вместе с тем исследования специфики самоопределения учителя с определенным стажем и опытом работы практически отсутствуют.

Таким образом, сегодня возникло реальное противоречие между объективным ростом требований к педагогу-профессионалу и недостаточной обоснованностью процесса его самоопределения в педагогической теории.

 

Приложение 11

Дорогой друг!

Мы просим вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы сделать.

1. Кто-либо говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный человек». Вы обычно в подобных случаях:
а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;
б) говорите: «Спасибо, я действительно человек выдающийся»;
в) говорите: «Спасибо»;
г) ничего не говорите и при этом краснеете;
д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:
а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;
б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты получше»;
в) ничего не говорите;
г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;
д) говорите: «Это действительно замечательно!»

3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Кто вы такой, чтобы мне указывать»;
б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;
в) говорите: «Вы правы», — хотя на самом деле не согласны с этим;
г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете!»;
д) чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит вам: «Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам». Обычно вы в ответ:
а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!»;
б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;
в) говорите: «Если кто-либо растяпа, то это вы»;
г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то»;
д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-либо, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно:
а) говорите: «Я расстроен тем, что вы заставили меня столько ждать»;
б) говорите: «Я все думал, когда же вы придете»;
в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил себя ждать вас»;
г) ничего не говорите этому человеку;
д) говорите: «Какое безобразие! Как вы смели так опаздывать!»

6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для вас одну вещь. Обычно в таких случаях:
а) никого ни о чем не просите;
б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;
в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после этого объясняете суть дела;
г) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека;
д) говорите: «Я хочу, чтобы вы сделали это для меня».

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях:
а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?»;
б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;
в) говорите: «У вас какая-то неприятность?»;
г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;
д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: «Вы выглядите расстроенным». Обычно в таких ситуациях вы:
а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;
б) говорите: «Это не ваше дело!»;
в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;
г) говорите: «Пустяки»;
д) говорите: «Я расстроен, оставьте меня одного».

9. Кто-либо порицает вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях вы:
а) говорите: «Вы с ума сошли!»;
б) говорите: «Это не моя вина. Кто-то другой совершил эту ошибку»;
в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;
г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»;
д) принимаете свою вину или не говорите ничего.

10. Кто-либо просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;
б) выполняете просьбу и ничего не говорите;
в) говорите: «Это глупость; я не собираюсь этого делать»;
г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Я не понимаю, почему вы хотите, чтобы это было сделано»;
д) говорите: «Если вы этого хотите...», после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит вам, что, по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;
б) говорите: «Нет, это не было столь здорово»;
в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;
г) говорите: «Спасибо»;
д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-либо был очень любезен с вами. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;
б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;
в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;
г) игнорируете этот факт и ничего не говорите;
д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:
а) немедленно прекращаете беседу;
б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;
в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», после чего ведется беседа приглушенным голосом;
г) говорите: «Извините» и прекращаете беседу;
д) говорите: «Все в порядке», и продолжаете громко разговаривать.

14. Вы стоите в очереди, и кто-то вдруг становится впереди вас. Обычно в таких случаях вы:
а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;
б) говорите: «Становитесь в хвост очереди!»;
в) ничего не говорите этому типу;
г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты здесь не стоял»;
д) говорите: «Я занял очередь раньше вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди».

15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что вам не нравится и вызывает у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:
а) выкрикиваете: «Вы болван, кретин, я ненавижу вас!»;
б) говорите: «Я сердит на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;
в) действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите;
г) говорите: «Я рассержен. Вы мне не нравитесь»;
д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;
б) воздерживаетесь от всяких просьб;
в) отбираете эту вещь;
г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;
д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться, может быть, когда-нибудь потом»;
б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете попользоваться им»;
в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;
г) одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию;
д) говорите: «Вы с ума сошли!»

18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и вам, и вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких ситуациях вы обычно:
а) не говорите ничего;
б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби;
в) подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор;
г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;
д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это хобби.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: «Что вы делаете?» Вы:
а) говорите: «О, это пустяк». Или: «Да ничего особенного»;
б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»;
в) продолжаете молча работать;
г) говорите: «Это совсем вас не касается»;
д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.
20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях вы:
а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?»;
б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть, я что-либо могу для вас сделать?»;
в) спрашиваете: «Что случилось?»;
г) говорите: «Это все колдобины в тротуаре»;
д) никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:
а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»;
б) ничего не говорите, игнорируя этого человека;
в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;
г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание»;
д) говорите: «Пустяки, у меня все будет о'кей».

22. Вы допустили ошибку, по вина за нее возложена на кого-либо другого. Обычно в таких случаях вы:
а) не говорите ничего;
б) говорите: «Это их ошибка!»;
в) говорите: «Эту ошибку допустил я»;
г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»;
д) говорите: «Это их горькая доля».

23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в ваш адрес. В таких условиях вы обычно:
а) уходите прочь от" этого человека, не сказав ему, что он расстроил вас;
б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этот делать;
в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным;
г) в свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени;
д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал и что он не должен этого делать снова.

24. Кто-либо часто перебивает, когда вы говорите. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите: «Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал»;
б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;
в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;
г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;
д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

25. Кто-либо просит вас сделать что-либо, что помешало бы вам осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:
а) говорите: «Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;
б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще»;
в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;
г) говорите: «Забудьте, убирайтесь прочь с вашей просьбой»;
д) говорите: «Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:
а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;
б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;
в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;
г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о каких-либо делах, совершенных вами;
д) ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-либо, кого вы раньше не встречали, останавливается и окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:
а) говорите: «Что вам угодно?»;
б) не говорите ничего;
в) говорите: «Оставьте меня в покое. Убирайтесь прочь!»;
г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;
д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.


Приложение 12














































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: