Семиотика и синдроматика основных поражений формирования костных структур. Семиотика и синдроматика поражений мышечной системы и суставного аппарата

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

При исследовании мышечной системы необходимо определить степень развития или массу мышц, их тонус, силу, а также объем и характер движений с учетом периода онтогенеза.

Масса мышц определяется путем осмотра и ощупывания мышц. Однако, в связи с хо­рошо развитым подкожно-жировым слоем, особенно у маленьких детей, степень развития мышц часто определить трудно.

Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движе­ниях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой наощупь, судят о тонусе мышц. Крайняя степень слабого развития мышц (атрофия) встречается у детей с прогрессивной мышечной дистрофией, при невритах, полиомиелите, ревматоидном артрите.

Объем и характер движений оценивается в соответствии с возрастом ребенка, при наблюдении за ребенком в постели. В первые месяцы жизни движения некоординированы, атетозоподобны. После 4-5 мес. движения приобретают целеустремленный характер; сознательные движения грудного ребенка обычно симметричны.

Ограничение или невозможность пассивных движений могут быть связаны с повышением мышечного тонуса и поражением суставов. Увеличение объема пассивных движений, «разболтанность» суставов свидетельствуют о понижении мышечного тонуса.

В норме тонус и масса мышц на симметричных местах должны быть одинаковыми. Возможно повышение тонуса - гипертония или понижение его - гипотония.

Сила мышц у старших детей исследуется при помощи динамометра. У детей раннего возрас­та сила мышц определяется лишь приблизительно субъективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребенка.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТНО-СУСТАВНОЙ СИСТЕМЫ

Объективное исследование костной системы производится путем осмотра, ощупывания (пальпации) и измерений.

Осмотр необходимо производить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных но­гах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и ра­зогнуть ноги, руки и т. д. У маленьких детей для оценки состояния костно-суставной систе­мы полезно наблюдать за игрой ребенка.

Осмотр спереди помогает выявить форму, положение и пропорции головы, шеи, груд­ной клетки, конечностей. При осмотре сзади обращают внимание на уровень лопаток, форму позвоночника, симметричность треугольников талии. Важен также осмотр сбоку, при кото­ром можно оценить наклон таза, взаимоотношение таза и нижних конечностей, изгибы по­звоночника, углы сгибания и разгибания в суставах конечностей.

Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова (череп), затем—туловище (грудная клетка, позвоночник, верхние и нижние конечности).

Осмотром головы определяют величину и форму ее, однако более точное представле­ние о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой (смотри технику соматометрических исследований). Обращают внимание, не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или, наоборот, уменьшены (микроцефалия).

При осмотре необходимо отмечать также форму черепа. В норме форма черепа округ­лая, а при патологии может биквадратной, четырехугольной, башенной, ягодицеобразной и т.д.

Ощупыванием обследуются роднички, швы, а также плотность самих костей. Ощупы­вание производится сразу обеими рукам: положив большие пальцы на лоб, ладони - на ви­сочные области средним и указательным пальцами обследуют теменные кости затылочную область, швы и роднички, т.е. всю поверхность черепа. Обращают внимание, имеется ли размягчение костей, особенно в области затылка (краниотабес), теменных и височных костей или уплотнение костей черепа. Пальпируя большой родничок, необходимо, прежде всего, оп­ределить величину родничка, при чем измеряется расстояние между двумя противополож­ными сторонами родничка, а не по его диагонали, ибо в этом случае труднее решить, где кончается шов и где начинается родничок.

Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание - имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, выпячивание или западение. Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение.

Затем переходят к осмотру грудной клетки и, прежде всего, оценивают ее форму. Обра­щают внимание на деформацию грудной клетки, наличие куриной груди (в этом случае гру­дина выпячивается вперед в виде киля), гаррисоновой борозды (западение на месте прикреп­ления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед), сер­дечного «горба» (выпячивание грудной клетки в области сердца), грудь «сапожника» или во­ронкообразной груди (западение грудины) и т.д.

Необходимо обратить внимание на величину эпигастрального угла. По его величине можно ориентировочно оценить конституцию ребенка, при нормостенической конституции эпигастральный угол равен 90°, при гиперстенической — он тупой, при астенической — ост­рый. Для определения эпигастрального угла пользуются следующим методом: ладони обеих рук располагают ребром соответственно направлению сторон угла, образованного ре­берными дугами и грудиной.

Затем переходят к пальпации грудной клетки. При пальпации ребер у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костных ребер в хрящевые. Пальпация проводится кончиками пальцев по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине. Иногда при пальпации обнаруживается значительное утолщение на границе костной и хря­щевой части ребер вследствие избыточного образования остеоидной ткани - рахитические четки (они расположены несколько кнутри от срединно-ключичной линии).

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли искривление позво­ночника. Искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад - кифоза, в сто­рону - сколиоза (последнее — всегда патология). В случае сколиоза при осмотре ребенка спе­реди или сзади можно заметить, что одно плечо стоит выше другого и одна рука прилегает к туловищу (при свободно висящих руках) плотнее, чем другая, можно заметить также и асим­метрию расположения треугольника талии (треугольники талии образуются на каждой сто­роне внутренней линией руки и линией талии).

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на наличие укорочения плече­вых костей; пальпацией можно определить утолщение в области эпифизов лучевой кости (браслетки), так как у детей всех возрастов имеется некоторое утолщение эпифизов лучевой кости, то пальпацию лучше всего проводить при слегка согнутой руке ребенка в лучезапястном суставе по тыльной поверхности в области сустава, при наличии браслеток ощущается валикообразное вздутие: пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев («нити жемчуга»).

При осмотре нижних конечностей необходимо обратить внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер особенно у де­тей первых месяцев жизни, укорочение конечности, Х-образное или О-образное искривление их, плоскостопие.

Обследование суставов производится обычно одновременно с исследованием костной и мышечной систем при помощи осмотра, пальпации и измерения. При осмотре выявляется форма суставов, наличие деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов, изменения ее. Величина суставов измеряется сантиметровой лентой: на одинаковом уровне измеряется окружность обоих суставов. Желательно измерение амплиту­ды движений (угломером) как пассивных, так и активных.

После этого переходят к пальпации суставов. Целесообразно начинать пальпацию неж­но (особенно, при наличии болезненности), определяя при этом температуру кожи над суста­вами, чувствительность, толщину и подвижность кожи над суставами, наличие уплотнения, отечность, точную локализацию болевых точек. Следует определить форму сустава, установить имеются ли деформации, проверить объем движений, подвижность и болезненность в суставах.

Важно определить наличие выпота в полости сустава или в заворотах сумки. Определяется это методом флюктуации и симптомом пла­вающего надколенника. Исследовать сустав методом флюктуации лучше в согнутом положе­нии конечности. При наличии выпота давление одной стороны сустава ощущается на проти­воположной стороне в результате передачи волны жидкости. Симптом плавающего надко­ленника более достоверен. Проводится он следующим образом: сжимают выпрямленный ко­ленный сустав ладонями с обеих сторон и слегка смещают мягкие, переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливание пальцами на надколенник. В случае наличия выпота надколенник свободно колышется в жидкости.

 

Прочитать и использовать в работе с больным (ПДБ под ред. Мазурина)

 

Скриннирующий осмотр (в т.ч. стопа) – стр. 291

Суставы и позвоночник – стр. 294, 295

Повторить методику пальпации швов и родничков

 

Возрастные ограничения видов спорта – стр. 271

Проба на тракцию – стр. 275

Измерение мышечной силы – стр. 276

Осанка – стр. 290-291.

 

Симптомокомплекс рахита (нарушение минерализации растущей кости отсеоидной ткани):

1. Беспокойство

2. Снижение мышечного тонуса

3. Потливость и облысение затылка

4. Податливость краев родничка

#

5. Прогрессирующая мышечная гипотония

· Рахитический горб

· Лягушачий живот

· Разболтанность суставов

· Нарушение статико-моторных функций

6. Позднее закрытие швов и родничков

7. Краниотабес

8. Деформация костей черепа (башенный, скошенный, в виде четверохолмия, уплощение затылка с увеличением лобных и теменных бугров)

#

9. Деформация грудной клетки

· Грудь сапожника

· Куриная грудь

· Развернутость нижней апертуры

· Выраженность Гариссоновой борозды

· Рахитические четки

10.Деформация костей таза – рахитический таз

11.Деформация конечностей

· Браслеты

· Нити жемчуга

· «О» и «Х» - образные голени

12.Гепато-спленомегалия

13.Фосфатурия и кальцийурия

14.Гипофосфатемия и гипокальциемия

15.Повышение ЩФ сыворотки крови


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: