Методология педагогики представляет собой систему, содержащую источники и основания развития педагогического знания. Она изучает методы познания, а также принципы, регулятивы, ориентации, категории и понятия.
Главной функцией методологии является определение стратегии научно-педагогического познания.
В структуре методологического знания педагогики выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Содержание философского уровня - общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. К основным источникам философского уровня относятся: экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, диалектический материализм.
Общенаучный уровень методологии представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (системный подход, кибернетика, синергетика и др).
Конкретно-научный уровень методологии представляет совокупность концепций, методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, в частности, личностноориентированный, предметноцентрированный, деятельностный и другие подходы в педагогике.
На технологическом уровне методологическое знание педагогики носит четко выраженный нормативный характер. Его содержание составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
В области педагогики под исследованием понимается процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях образования. По направленности педагогические исследования:
- фундаментальные. Направлены на изучение моделей развития педагогических систем;
- прикладные. Направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей педагогической практики.
По продолжительности времени исследования:
- краткосрочные;
- длительные.
С познавательной точки зрения исследования по глубине познания:
- описательные (диагностические), направленные на определение уровня готовности к какому - либо виду деятельности;
- экспликативные, объясняющие явления и их причины;
- эвристические, направленные на открытие новых процессов.
В зависимости от цели и задач исследования могут изучать предмет с разной мерой полноты: комплексные и частные.
Психолого-педагогическое исследование состоит из 5-ти этапов:
1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования. Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования, новизна, значение для науки и практики.
2 этап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
3 этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.
4 этап. Оформление результатов научного исследования.
5 этап. Внедрение результатов исследования в практику работы дошкольных учреждений, школ, вузов и т.д.
Методы педагогического исследования – это совокупность приёмов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно –педагогических проблем.
Педагогические исследования осуществляются на двух уровнях:
- теоретическом (изучение литературы): индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу; дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.
- эмпирическом (основанном на опыте): наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение педагогической документации, изучение продуктов деятельности ребёнка; изучение передового педагогического опыта, обобщение независимых характеристик, педагогический эксперимент (естественный - в условиях обычного образовательного процесса, лабораторный, естественный эксперимент может быть перекрёстный и параллельный).
Методы исследования, которые используются для обработки данных экспериментального исследования:
- математические: регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация – метод выявления наличия определённого качества у каждого члена группы.Ранжирование – метод ранговой оценки (в порядке убывания или нарастания).Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон (построение шкал);
- статистические - при обработке массового материала для определения средних величин полученных показателей.
Тестирование - тесты успеваемости: тесты элементарных умений (чтение, письмо), тесты для диагностики уровня обученности – выявление степени усвоения знаний умений по всем учебным предметам. Кроме тестов используются тестовые задания:
1) задания, требующие конкретных ответов на вопросы;
2) задания, в которых надо заполнить пропуски;
3) тестовые задания с выбором ответа.
Методы социометрии позволяют определить отношения и взаимоотношения детей в группе; аутосоциометрии испытуемые сами определяют взаимоотношения в своей группе.
Общетеоретические методы; анализ – выявление свойств, связей, отношений предмета; синтез – мысленное соединение данных частей в единое целое; сравнение – установление сходства и различия предметов, явлений, фактов; абстрагирование – извлечение какой-либо одной стороны свойства, признака; обобщение – группировка предметов, явлений по сходству основных признаков; индукция – обобщение, связанное с предвосхищением результатов на основе опыта; дедукция – выделение частного положения из общего путем логическим через цепь умозаключений.
Основной метод - теоретический анализ педагогических источников.