Педагогика как наука. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками о человеке

Педагогика - наука о воспитании человека. Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целенаправленную деятельность по развитию и формированию личности.

 Будучи теоретической наукой, она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса, тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука - использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации.

Педагогическая мысль в рамках народной педагогикиэто первый этап развития педагогики как науки. Второй этап связан с зарождением педагогических идей в русле религиозных и философских учений. Третий этап развития педагогического знания представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. Суть четвертого этапа - в переходе от утопических и гипотетических теорий к концепциям и теориям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

В античном мире (Платон, Аристотель, Сократ) педагогическая мысль развивалась в рамкахфилософии. В средние века она стала составной частью теологии.

Эпоха Возрождения Я. А. Коменский одним из первых подошел к педагогике как к самостоятельной науке. В своих трудах «Великая дидактика» заложил основы теории обучения, создал систему педагогических взглядов.

Образование в Беларуси. Передовые педагогические идеи получили практическое применение вучебно-воспитательной деятельности братских школ. Учитель- Лаврентий Зизаний. 1592 г. Издает в Вильне «Азбуку». Дальнейшее развитие педагогики -Д.Локк (впервые поставил вопрос о движущих силах развития ребенка, о роли воспитания, наследственности и среды в формир. личности ребенка), Ж.-Ж. Руссо (ребенок - дар природы и вся задача педагогики заключается в том, чтобы развить заложенные в нем природой задатки).В XVIII веке педагогика начинает формироваться как учебная дисциплина. Большой вклад в развитие педагогической мысли внесли русские демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Они подчеркивали необходимость воспитания человека, который умеет мыслить.В педагогической системе К. Д. Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах и сущности воспитания.

Объект – человек в системе образования.

Предметом педагогики – целостный педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Основными категориями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование.

Воспитание – процесс организации и стимулирования активной деятельности личности по овладению всей совокупности общественного опыта.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по усвоению знаний, умений и навыков, формированию мировоззрения.

Образование – это процесс и результат усвоения определённой системы знаний в интересах человека, общества и государства.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений личности в результате социализации.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов.

Функции педагогики:

Фундаментальная (теоретическая) функция реализуется на трёх уровнях:

•     описательном – изучение новаторского пед. опыта;

•     диагностическом – выявление состояния педагогических явлений;

•     прогностическом – экспериментальные исследования, создаются теории обучения и воспитания, модели пед. систем.

Технологическая функция:

-      проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов;

-      преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции;

-      рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Педагогику относят к гуманитарным наукам.

В систему педагогических наук входят:

1.История образования, изучающая развитие педагогических идей в различные исторические эпохи;

2.Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах:

-дошкольная педагогика, -педагогика средней школы, -педагогика среднего специального образования,

-педагогика высшей школы, -педагогика взрослых людей (андрогогика).

3.Специальная (коррекционная) педагогика, разрабатывающая теоретические основы воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии:

-      тифлопедагогика (для воспитания детей с нарушениями зрения),

-      сурдопедагогика (для воспитания детей с нарушениями слуха),

-      олигофренопедагогика (для воспитания детей с задержкой психического развития),

-      логопедия (для воспитания детей с нарушениями речи).

4.Сравнительная педагогика, исследующая закономерности развития образовательных и воспитательных систем в различных странах.

5.Социальная педагогика, изучающая вопросы развития и воспитания личности в социуме на протяжении всей его жизни.

6.Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика, разрабатывающая методики перевоспитания лиц находящихся в местах лишения свободы.

7.Профессиональная педагогика (инженерная, медицинская, военная, юридическая и др.).

8.Лечебная педагогика, изучающая вопросы воспитания детей с ослабленным здоровьем.

9.Семейная педагогика, исследующая проблемы воспитания детей в семье.

10.Частные методики, изучающие вопросы обучения детей конкретным вопросам.

Педагогика тесно связана с другими науками о человеке: философией, социологией, правоведением, психологией, физиологией, медициной, статистикой, информатикой, математикой и др.

Объектами связи являются: понятия, термины, закономерности, методы, критерии, процессы и т.п.

Типы связей: взаимовлияние, взаимодействие, взаимопроникновение, интеграционные, междисциплинарные, межнаучные.

Одним из центральных принципов педагогической науки является принцип связи теории с практикой. В основе данного принципа лежит представление о том, что эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: