Личность как предмет воспитания. Внешние и внутренние факторы её развития

Человек – понятие родовое для обозначения представителя вида гомосапиенс, определяющее биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием.

Индивид - единичный представитель человеческого рода. Отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность – это человеческий индивид, обладающий социальными качествами. Личность есть результат социализации индивида. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление.

Индивидуальность обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Развитие происходит:

-      в единстве биологического и социального в человеке;

-      диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных хар-к);

-      посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями).

-      Через деятельность. Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя.

Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития. Природные склонности и вся совокупность чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками. Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли.

Среда. Это система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а то, что он активно усваивает.

Воспитание. Выступает в качестве основного, определяющего фактора развития личности. Функция воспитания сводится к развитию в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия вышеперечисленных факторов.

Педагогический процесс —это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста. Развитие происходит неравномерно, интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется. Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности - сензитивные (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский). Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся св-в. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. развитие моторики;

3—4 года. Ознакомление со знаковым обозначением цифр и букв. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;

4—5 лет. Активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, интенсивное социальное развитие;

5—6 лет. Привитие ребенку социальных навыков и поведения;

8—9 лет. Языковые способности, развитие воображения и культурного образования.

Параметры развит ия - способности ребенка, качества его личности, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых. Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие: страх, рождающий неуверенность, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия. Одиночество. Тотальная неуспешность.

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности.

Система образования и воспитания в Республике Беларусь. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Образование в Республике Беларусь — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.

Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Законе Республики Беларусь ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.

Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:

- развитием сети учреждений образования всех форм со6бственности,

- созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей;

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: