Характеристика структурных компонентов образовательной системы, их взаимосвязь

И.Ф. Исаева и В.А. Сластенина, которые в образовательной системе школы выделяют следующие структурные компоненты: 1) участники целостного педагогического процесса; 2) содержание целостного педагогического процесса; 3) формы и методы целостного педагогического процесса.

Первую группу структурных компонентов составляют две постоянно взаимодействующие системы участников целостного педагогического процесса: управляющая система и управляемая система.

Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутри школьного управления на всех его уровнях. Как структурный компонент целостного педагогического процесса содержание определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также уставом общеобразовательного учреждения. Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы - способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы - способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.

Динамичность образовательной системы и ее движущие силы.

Требования обучающего и противоречия между ними являются движущей силой педагогического процесса и возможностями выполнения таких требований и задач воспитуемым. Выдвигаемые требования – это познавательная, трудовая, практическая, общественно-полезная направленность знаний, информации, обучения вообще. Если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых, то такое противоречие будет являться источником движения системы и приведет к решению общих задач с воспитателем. В противном случае противоречие не будет способствовать эффективному развитию системы, если задачи, поставленные перед воспитанником, будут очень трудными или легкими, т. е. не будут соответствовать возможностям воспитуемых. Поэтому очень важная задача педагогов состоит в том, чтобы иметь способность изучать ученический и педагогический коллективы и его отдельных членов, эффективно определять близкие, средние и далекие задачи и цели развития, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера. Педагогический или учебно-воспитательный процесс представляет собой не суммирование процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельную полную и цельную систему, явление, имеющее свои структуру, факторы, закономерности развития.

Определение управления, социального управления, управления образовательными системами.

Управление - это процесс целенаправленного воздействия на систему, в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Социальное управление - это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы науправляемую для достижения ее функционирования и развития

Управления образовательными системами

Будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работышколы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные,деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.

В структуру системы управления образования включены следующие компоненты, представляющие собой службы управления:

Цели образования в РФ

Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием

Государственные органы управления образования субъекта

Местный муниципальные органы управления образованием

Администрация образовательного учреждения, общественные структуры созданные в нем

Педагогический менеджмент как феномен управления в образовании

В широком смысле менеджмент — это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Термин «социальное управление» в работах советского периода трактовался как:

- целенаправленное воздействие на систему или процесс;

- воздействие одной системы (управляющей) на другую (управляемую) с целью ее упорядочения и перевода в качественно новое состояние;

- деятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития общественного производства и т.п.

Менеджмент — это управление, базирующееся на человеко-центристском подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов рассматривается как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение эффективности этих систем.

Традиционная классификация функций управления образовательными системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: