Характеристика системы внутришкольного контроля. Виды внутришкольного контроля

ВШК -управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса воспитания. ВШК дает возможность определить, насколько качественно осуществляется в школе процесс воспитания, как относят­ся к своим функциональным обязанностям не только педагоги, деятель­ность которых контролируется, но и руководители школы. Материалы ВШК судить, работает в школе коллектив педагогов-творцов или коллектив, который относится к делу воспитания формально.

Система ВКШ должна обеспечивать:

сбор и обработку информации о состоянии воспитательного процесса;

связь между всеми управленческими решениями в ходе их реали­зации.

Осуществление ВШК требует от руководителя и людей, привлекаемых к экспертной оценке, теоретической и методи­ческой подготовленности и компетентности, ответственности в приня­тии решений по результатам контроля. Система ВШК должна быть планомерной, обо­снованной и всесторонней, а его результаты - основанием для приня­тия оптимальных управленческих решений.

Внутришкольный контроль помогает изменить отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, формирует сознательную дис­циплину, добросовестное отношение к делу, ответственность за приня­тые педагогом решения в воспитании учащихся.

В практике школ, исходя из цели проведения, можно выделить два вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта контроля (уровень знаний, умений и навыков учеников, качества работы учителя, классного руководителя). По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.

Фронтальный контроль поводится не чаще 2-3 раз за год с целью одновременной всесторонней поверки объекта контроля в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская).Такой контроль производится во время аттестации учителя.

Аттестация работников образования, цель, этапы.

Аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет.

Цель аттестации: установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым.

Процедура аттестации независимо от того, на какую квали­фикационную категорию претендует работник, проходит в два этапа.

Первый этап — обобщение итогов деятельности педаго­гических и руководящих работников, выявление профессиональ­ной компетенции, знания теории, методики воспитания и обу­чения детей дошкольного возраста, педагогической психологии.

Первый этап аттестации проводят Институт повышения квали­фикации, районные квалификационные комиссии. Выбор аттес­туемым квалификационных испытаний разнообразен: защита ре­ферата, авторских программ и разработок, собеседование, твор­ческий отчет.

Второй этап —экспертная оценка практической деятель­ности педагогических работников. Предметом эк­спертизы на данном этапе являются коммуникативная культура, профессиональная компетентность и результативность деятельно­сти. Экспертные группы образуются при аттестационных комиссиях: центральной, создаваемой Министерством образования Россий­ской Федерации, а также федеральными ведомственными органа­ми управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федераль­ного подчинения на высшую и первую квалификационные кате­гории;

Общие требования к оценке труда учителя.

а) Критерии результата:

— качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность:

— запас фактических знаний по предмету;

— умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);

— понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;

— степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;

— уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, практическая подготовка учащихся; экономические знания (с учетом возраста и программы);

— их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

б) Критерии процесса:

Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя. С этой целью изучаются:

— работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);

— качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий:

— умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

— работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: