ВШК -управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса воспитания. ВШК дает возможность определить, насколько качественно осуществляется в школе процесс воспитания, как относятся к своим функциональным обязанностям не только педагоги, деятельность которых контролируется, но и руководители школы. Материалы ВШК судить, работает в школе коллектив педагогов-творцов или коллектив, который относится к делу воспитания формально.
Система ВКШ должна обеспечивать:
сбор и обработку информации о состоянии воспитательного процесса;
связь между всеми управленческими решениями в ходе их реализации.
Осуществление ВШК требует от руководителя и людей, привлекаемых к экспертной оценке, теоретической и методической подготовленности и компетентности, ответственности в принятии решений по результатам контроля. Система ВШК должна быть планомерной, обоснованной и всесторонней, а его результаты - основанием для принятия оптимальных управленческих решений.
|
|
Внутришкольный контроль помогает изменить отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, формирует сознательную дисциплину, добросовестное отношение к делу, ответственность за принятые педагогом решения в воспитании учащихся.
В практике школ, исходя из цели проведения, можно выделить два вида контроля: тематический и фронтальный.
Тематический контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта контроля (уровень знаний, умений и навыков учеников, качества работы учителя, классного руководителя). По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.
Фронтальный контроль поводится не чаще 2-3 раз за год с целью одновременной всесторонней поверки объекта контроля в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская).Такой контроль производится во время аттестации учителя.
Аттестация работников образования, цель, этапы.
Аттестация на подтверждение соответствия занимаемой должности проводится один раз в пять лет.
Цель аттестации: установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым.
Процедура аттестации независимо от того, на какую квалификационную категорию претендует работник, проходит в два этапа.
Первый этап — обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников, выявление профессиональной компетенции, знания теории, методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста, педагогической психологии.
|
|
Первый этап аттестации проводят Институт повышения квалификации, районные квалификационные комиссии. Выбор аттестуемым квалификационных испытаний разнообразен: защита реферата, авторских программ и разработок, собеседование, творческий отчет.
Второй этап —экспертная оценка практической деятельности педагогических работников. Предметом экспертизы на данном этапе являются коммуникативная культура, профессиональная компетентность и результативность деятельности. Экспертные группы образуются при аттестационных комиссиях: центральной, создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории;
Общие требования к оценке труда учителя.
а) Критерии результата:
— качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность:
— запас фактических знаний по предмету;
— умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);
— понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;
— степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;
— уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, практическая подготовка учащихся; экономические знания (с учетом возраста и программы);
— их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.
б) Критерии процесса:
Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастерства учителя. С этой целью изучаются:
— работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);
— качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитательных мероприятий:
— умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
— работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.