Тенденции развития:
-объективное усложнение потребностей социальной среды в самих школах в новом характере управления
-рост требований к качеству управленческой деятельности в школе
-появление новых благоприятных возможностей осуществления эффективного управления
-переход к личностно-ориетированному обучению
-учет конкретного социального заказа
- ориентация на демократическое и гуманистическое управление
-развитие систем внутришкольного управления
Стили управления.
1. Авторитарный; 2. Демократический; 3. Попустительский; 4. Смешанный
При авторитарном стиле характерная общая тенденция к жесткому управлению и контролю.Приказы, резкие замечания. Характерным были также нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель жестко пресекал всякое проявление инициативы, рассматривая ее недопустимое самоуправство.
При демократическом стиле оценивались факты, а не личность. Но главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе и стимулировалось самоуправление. При этом стиле в группе возросла общительность и доверительность взаимоотношений.
|
|
Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в
том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее.
Показатели качества управления
Качество управления является одним из наиболее важных показателей эффективности функционирования систем управления, при оценке которого обычно учитывается некоторая обобщенная совокупность разнообразных факторов, связанная:
-содержанием и способом задания критерия оптимальности;
-частотой выдачи управляющих воздействий;
-количественными и качественными характеристиками информации, поступающей от объекта управления и внешней среды;
-эффективностью алгоритмов управления.
Задачи внутришкольного управления.
• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение результативных форм и методов реализации учебно-воспитательного процесса;
• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, обсуждение качества учебно-воспитательной работы;
• организация работы по повышению квалификации
• проведение аттестации педагогических работников
• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;
|
|
• определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.
Функции руководителей разных уровней.
Функции директора школы:
-организация образовательной (учебно-воспитательной) работы школы;
-обеспечение административно-хозяйственной (производственной) работы школы;
-создание режима соблюдения норм и правил техники безопасности в школе.
Функции завуча
-Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль над развитием этого процесса;
-Методическое руководство педагогическим коллективом;
-Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;
Учитель современной школы осуществляет различные функций:
- учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.
- учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;
- учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;
- учитель-консультант: помогает ребенку найти пути решения проблемы;
- выполняет функцию классного руководителя;
- осуществляет педагогическое просвещение родителей
- создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания - выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.
- обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;
- является источником знаний для учащихся