Различные подходы к управлению (системный, ситуационный)

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех ее частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное.)

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Технологии управления в общеобразовательной школе.

В учреждении широко используются эффективные современные управленческие технологии, например программно-целевой подход и связанное с ним педагогическое проектирование, ситуационный подход, современные информационные технологии.

Руководители осуществляют системный педагогический анализ явлений и процессов, опираются в работе на знания самых разнообразных теорий и концепций зарубежного и отечественного педагогического менеджмента, основанных на психологии управления, теории мотивации, теории ценностей и т.д.

Во-первых, условия использования модульной технологии в управлении школой обусловливают усиление внимания к личности учителя, которая является центральной фигурой в образовательном процессе. Подготовку и мастерство учителя обеспечивают взаимосвязь теоретической и практической стороны модульной технологии, тем самым определяют успех дела. Учитель из объекта административных воздействий должен превратиться в один из важных субъектов управленческой деятельности с сформированным отношением к управленческой деятельности как к источнику своего профессионально-личностного роста.

Таким образом, вторая группа условий – осуществление целенаправленной подготовки педагогов по выполнению функций управления. Сначала, как было уже сказано, это мотивация учителей; затем - целеполагание, определение стратегии совместной деятельности, делегирование полномочий, организация контроля и обратной связи, осуществление целенаправленной рефлексии, обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов.

 Администрацией должны учитываться личностные особенности каждого учителя, а также развитость их профессионально-ориентированного потенциала. Для развития профессионального мастерства и управленческой компетентности участников управления можно использовать: управленческое консультирование, лекции, практикумы, дискуссии, «круглые столы», дебаты, тренинги, ролевые игры, мини-конференции и т.д. Обращение к вопросу профессиональной готовности педагога обусловлено тем, что ее достижение, в условиях модульной технологии, объективно выступает в качестве цели и результата эффективного управления средним учебным заведением. Новая технология должна изменить самого учителя: поднять его педагогическую культуру, развить творческий потенциал, освободить от монотонной и рутинной работы.

Следующая группа условий использования модульной технологии – это материальные возможности школы, связанные не только с размножением печатных модулей, которыми должен быть обеспечен каждый ученик, но и с необходимостью создания электронных пособий к урокам, презентаций, необходимостью быстрой проверки выполненных самостоятельно заданий, частой смене видов и форм работы, отсутствие однообразной структуры урока, уровневой дифференциацией, возможностью дорабатывать, корректировать модульные программы в последующие годы, что, в свою очередь, значительно облегчает труд учителя в последующих циклах обучения. Поэтому наличие компьютеров и необходимого программного обеспечения, копировально-множительной техники, проекционных систем или интерактивных досок в большинстве классных комнат – необходимое условие для результативного использования модульной технологии.

Очень широко применяются информационные технологии в воспитательной работе школы. Все мероприятия школьного и муниципального уровня сопровождаются мульти-медиа презентациями, что повышает интерес школьников и усиливает их воспитательный эффект.

Использование ИКТ внесло дух творчества, превратило коллектив учеников, учителей, родителей в коллектив единомышленников. Широкое использование ИКТ во всех сферах деятельности школы оптимизировало работу всех ее звеньев.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: