Кроме уже обозначенного модернизационного, нужно принять во внимание и другой важный критерий окончания переходного периода – завершение формирования национальной экономической модели (для нас – российской экономической модели). Итогом преобразований должна быть не просто рыночная (или – что более правильно применительно к современным координатам – смешанная) экономика; итогом должна стать национальная экономическая модель, адекватная всему набору национально-специфических факторов (как экономических, так и неэкономических; как внутренних, так и внешних), стратегическим, жизненно необходимым для России целям национального развития, мировому статусу страны, национальным интересам, особенностям российской цивилизации, и при этом, понятно, она должна сопрягаться с прогрессивными линиями мирового развития. Национальная модель должна обеспечить органическое единство экономики, общества, цивилизации. Говорить о такой адекватности сейчас не приходится: если что-то и сформировалось за годы преобразований, то эта какая-то сумбурная модель, сочетающая фрагменты социально-экономических деформаций, необдуманного импорта институтов, субъективных воздействий и т. п. Скорее, это антинациональная модель, в значительной мере не соответствующая названным выше особенностям России, ее стратегическим интересам. Завуалированность этой характеристики, как и многих других, во многом вызвана благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, позволяющей власти совершать некоторые национально-ориентированные действия. Причина существования такой модели – низкая национальная адекватность (и даже антинациональный характер) самих экономических преобразований, причем с самого начала их проведения. Вспомним, разве кто-нибудь из тогдашней «элиты» принимал в расчет в 90-е гг. национальные особенности интересы, статус страны и т. п. Была устроена гонка к рынку как таковому, как будто он где-то существует в таком универсалистском виде, или рыночный призыв принимал откровенно подражательскую форму – как у Е. Гайдара в его работе начала 90-х гг. «Государство и эволюция» с призывом к движению к «социально-экономическому пространству западного общества»: «Войти в это пространство, прочно закрепиться в нем – вот наша задача»[194]. О каком национальном достоинстве, о каком учете национальных факторов, особенностей российской цивилизации или хотя бы национальных интересов может идти речь в таком случае? Это трудно представить в какой-то другой стране, в т.ч. в постсоциалистических и постсоветских странах, где с самого начала объединяющей стала идея национального возрождения. У нас же все национальное осмеивалось, выбрасывалось, отвергалось. Если бы машина времени перенесла в то время программные документы ныне правящей силы «Единой России», претендующей на умеренность и «здоровый консерватизм», то и они тогда подверглись бы такой же оценке.
|
|
|
|
В итоге был отвергнут важнейший ресурс развития страны. В научной литературе, анализирующей экономические успехи стран Восточной и Юго-Восточной Азии второй половины 20-го века, часто и не боясь пишут о том, что этот успех не был бы возможен без использования «умеренного национализма». У нас же на этом слове с самого начала преобразований поставили однозначно темное пятно.
Обратим внимание на некоторые направления учета национального своеобразия России.
Возьмем вопрос о государстве. Это не просто функциональный вопрос, хотя даже в этом случае можно говорить о разных реально существующих национальных моделях функционального вмешательства государства в экономику, коренящихся в национально-особенных основаниях. У нас до сих пор нет такой национальной адекватной модели, явным выражением чего является постоянная смена приоритетов: от вроде бы наметившегося «госкапитализма» до второй волны приватизации государственной собственности. Но Россия в этом плане не просто специфична: у нее государство имеет глубокие цивилизационные основания. Это скрепляющий цивилизационный стержень, удар по которому имеет разрушительные для страны последствия. Именно поэтому, как бы не менялся социально-экономический строй в России, государство через потрясения все равно восстанавливало свою силу – а когда этого не случалось, в стране начинались разрушительные процессы (Смута начала 17-го века, февраль 1917 г., рубеж 80-90-х гг., о котором сейчас и идет речь). Российские реформаторы исходили из другого представления о российском государстве, что также хорошо выражено в упомянутой книге Гайдара (рудименты «азиатчины», наследие средневековья, восточного способа производства и т. п.). Они не понимали сути российской цивилизации и не считали себя ответственными за нее, она была для них по сути чужой – своей она становилась бы только тогда, когда в ней утвердятся новые социально-идеологические ценности в духе «западного пространства». А если бы те реформаторы были другими, то видели бы связь времен, нанизанных на один цивилизационный стержень. Также не хотели понимать они и того, какой отпечаток накладывает на экономику весь набор национально-специфических факторов, присущих России. При необходимости можно было бы показать[195], как специфические (во многом уникальные) природно-климатические, географические (пространственные), геополитические, социокультурные условия или факторы объективно формируют менее либеральную среду, определяют специфическое соотношение рынка и государственного регулирования, степень социальной ориентации экономики, определенную структуру отечественного хозяйства, тип национального воспроизводства. Реформаторы-универсалисты этого принципиально не хотели замечать.
Но этот упрек можно адресовать и их предшественнику – М. Горбачеву и его близкому окружению. У них также не хватало здорового национализма. Ни один политик такого ранга никогда не действовал бы столь национально безответственно. В советском руководстве того времени не оказалось нормальных, ответственных национально-ориентированных политиков. Причины этого разные: и субъективные; и исходящие из долго господствовавшей марксистско-интернациональной идеологии и из советского опыта, совершенно лишенных здорового национального эгоизма – и по отношению к так называемым странам-«союзникам», и к союзным республикам, которым дали право на выход из единой страны и в которые в то же время вкачивались огромные ресурсы, отрываемые от России; и непонимание сути национальных интересов, прикрытое наивным увлечением «общечеловеческими ценностями» и т. п. Известный исследователь А. Ципко, находившийся в то время в этой среде, откровенно писал: «Ставка Горбачева была сделана на идеологов, трактующих марксизм в социал-демократическом духе, на интернационалистов-шестидесятников. При таком раскладе и таких планах даже самые просвещенные и самые либеральные патриоты не могли появиться рядом, влиять на события, помогать спасению страны»[196]. Очень красноречивое признание.
|
|
Эти свойства проявилось и у последующих российских реформаторов, среди которых было немало хорошо образованных людей – в т. ч. выпускников экономического факультета МГУ, ведущих петербургских (ленинградских) вузов. А кого из них формировали тогда на студенческих скамьях: материалистов, приверженцев «прогрессивных» тенденций мирового социально-экономического развития, сторонников исторически определенной социальной системы ценностей, которую легко можно сменить на другую специфически-историческую систему социальных ценностей (социалистические на либеральные или обратно). Либо одно, либо его противоположность: «прогрессивный» ход истории это оправдает и избавит от угрызения совести. Переход – очень простой, т. к. нет цементирующего стержня. А вот если готовятся и выпускаются национально-ориентированные экономисты, то их поведение будет другим. И если они даже из марксистов превратятся в либералов, это будет для них вторичным, а не главным. А главное – это их национально-ориентированное кредо, национальная и цивилизационная ответственность, понимание «связи времен», из чего они будут исходить в первую очередь, даже участвуя в рыночных преобразованиях и организуя их. Таких экономистов мы, увы, не готовили, не готовим их и сейчас. И в этом трагическая ошибка и советского, и современного экономического образования.
|
|
Теперь о национальном понимании экономических законов. Возьмем некоторые законы, известные из советской политэкономии. Насколько они формационны? – Ну, вот «закон планомерного развития» – это закон социалистической экономики? Не вполне: во многом это закон, выражающий необходимость более регулируемого развития национальной экономики России в целом, что предполагает более сильное участие государства в экономической жизни страны. Или те законы, которые мы называли «основным экономическим законом» и «законом распределения по труду» – они во многом отражали национальную необходимость большей социальной ориентации экономики, большей социальной консолидации общества. Не всё, находящееся в формации, формационно – а этого реформаторы не хотели или не способны были замечать. Наклеивая на всё законы формационные ярлыки, они игнорировали национальные характеристики: образно говоря, «с формационной водой выплескивали и цивилизационного ребенка». Можно привести здесь и другую, ставшую уже известной, фразу: «Целились в социализм, а попали в Россию» – они попали именно в Россию, глубоко ранив ее. Думали, что за «формационным кителем» никого нет, а там оказалась Россия и русская цивилизация.
Для российских реформаторов было характерно представление о советской экономике как о чисто идеологической конструкции в духе Мизеса и Хайека, которые, впрочем, с реальным социалистическим материалом, в отличие от первых, дела не имели. Однако такое представление о советской экономике является крайностью. Во-первых, эта экономическая система исторически улавливала (хотя и весьма противоречиво) ряд объективных мировых тенденций, проявившихся в 20-ом веке: усиление роли государства, развитие социальной ориентации, постиндустриализм. Во-вторых, она была также реакцией и на специфические национальные задачи чрезвычайного характера, стоявшие перед страной: необходимость ускоренного формирования новой материально-технической базы, роста оборонного потенциала, сохранения единства страны и ее роли мировой державы. Новый тип отношений, как представлялось, позволял быстрее добиться этого путем мобилизации ресурсов, общественной консолидации, внедрения социальных инноваций, в том числе связанных с формированием нового качества трудовых ресурсов. В-третьих, она отражала в определенной степени и ряд особенностей национальной экономики как таковой (в частности, уже упоминавшуюся более весомую роль государства, коллективистских форм хозяйствования и др.).
СССР добился ряда впечатляющих результатов: индустриализация, победа в войне, освоение космоса, превращение в «сверхдержаву». Его доля в мировом ВВП уступала в 50-70-х гг. только США. За эти годы накоплен богатый опыт организации социальной сферы, прогнозирования, программирования и планирования экономического развития и др. При этом в советской экономике содержался ряд системных недостатков, особо проявившихся во второй половине 20-го века, когда новые процессы потребовали большей гибкости и мобильности хозяйственных связей, большей автономности и инициативности субъектов. Эти условия стали существенно отличаться от традиционной индустриальной экономики с присущим ей стандартным набором отраслей и видов продукции, консервативной структурой спроса, ясно обозначенными целями. Советская экономика ослабила восприимчивость к научно-техническому прогрессу, что выразилось в торможении развития, усилении отставания от наиболее развитых стран. Экономика нуждалась в преобразованиях, хотя их мера и направления могли быть разными.
Общим вектором преобразований стал в итоге «переход к рынку» как к форме хозяйства, показавшей свою эффективность в развитых странах. Преобразования во многом были спонтанными, слабо подготовленными, национально не сопряженными. Вторая половина 80-х гг. прошла под лозунгом «обновления социализма»; курс на рыночную экономику был официально сформулирован лишь в самом начале 90-х гг. и по сути не имел тщательно разработанной программы, быстро радикализируясь под давлением кризисной ситуации в стране. Вместо детальной инвентаризации сложившегося за десятилетия типа экономики и дифференцированного отношения к образующим его элементам, была взята линия на его демонизацию, однозначно негативную оценку системы, выход из которой принимал «неизбежную» форму ее тотального разрушения и замены на противоположный тип без учета национального фундамента отечественной экономики и самой возможности сочетания с цивилизационными особенностями, национальными интересами.
Еще один аспект учета национального своеобразия страны касается этноэкономического ракурса, несмотря на всю его деликатность. Начиная глубокие социально-экономические преобразования, реформаторы должны были помнить о многонациональном характере российского общества, о разных этноэкономических особенностях, в т. ч. о разной (исторически сложившейся) предрасположенности этносов к определенным звеньям общественного разделения труда, о различиях в рыночном менталитете, поведении и т. п.; должны были понимать, что такое национальное возрождение, его формы, возможные крайности и социально-экономические последствия, особо учитывать сильные и уязвимые черты русской системы ценностей как исторически и объективно государствообразующей и т. п. Они просто обязаны были это знать и понимать. Однако это не было принято в расчет. Известный политолог А. Мигранян отмечал в свое время: «Возглавлявшая российское демократическое движение интеллигенция и быстро формировавшийся новый господствующий класс в массе своей были глубоко чужды национальным лозунгам. В отличие от большинства советских республик, а также от стран Восточной и Центральной Европы, в России демократические и национальные ценности оказались не только разведены, но и противопоставлены друг другу. В идеологию российского суверенитета реформаторы вкладывали смысл формирования западной модели нации-государства, намеренно игнорируя и подавляя, прежде всего русскую этничность. Национализмы в других советских республиках, а также в российских автономиях российскими демократами поддерживались и даже поощрялись, поскольку рассматривались как барьер против русского национализма»[197]. А теперь спустя 20 лет мы сталкиваемся с большими деформациями в этой сфере, с растущим напряжением. Это закономерный результат тех же двадцатилетней давности преобразований, совершенно не учитывавших своеобразие национального вопроса в России и отвергавших необходимость их сопряжения с государствообразующей системой ценностей, которая исторически формировалась в недрах русской цивилизации и обладает толерантностью, консолидирующей силой и творческим потенциалом – крайне важными для многонационального государства характеристиками. Все это игнорировалось реформаторами, игнорируется и весьма влиятельными силами сегодня, что может вести к нарастанию противоречий и отчужденности в российском обществе, что чревато негативными цивилизационными последствиями. Здесь уместно будет воспроизвести слова одного из авторитетных советских рыночных реформаторов – покойного академика С. Шаталина. Его оценка последствий реформ была очень жесткой: «Пепел после себя, пожар вместо оттепели, начало растворения россиян в других, более сильных народах – вот это и есть трагедия тех, кто задумал перестройку и тех, кто просто испохабил ее идеи. Видит Бог, я не желал такого конца. Я не мог его предвидеть, потому что считал нас сильнее. Впрочем, я и сейчас считаю российский народ сильным и, не исключаю, что он найдет себя в будущих поколениях»[198]. Вот такие жесткие признания и оценки. Указанные опасения имеют под собой реальные основания и тоже являются выражением того, что можно отнести к крайне слабой национальной адекватности рыночных преобразований, начавшихся 20 лет назад и создавших массу проблем (в чем-то, возможно, уже и неразрешимых), предельно мешающих развитию страны сегодня и в исторической перспективе.
В.В. Букреев, Э.Н. Рудык.
Приватизация в России: выйти из плена старой идеологии
«Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы»
(Ф. М. Достоевский)
«Когда меня спрашивали, не много ли девять лет Ходорковскому, я отвечал: Не много, если сначала лет по двадцать пять Чубайсу и Коху».
(Ю. Ю. Болдырев)
«Нормальные люди идут в политику, чтобы народ их руками овладел государством и положил конец четверти века национального предательства».
(М. Г. Делягин)
Российской приватизации уже, без малого, четверть века. Идет новая её ускоренная «волна». На торги, которые власть, в отличие от «старой» приватизации, обещает сделать «открытыми», «честными» и «справедливыми», предполагается выставить «за серьезные деньги» акции крупнейших, как правило, высокодоходных и бюджетообразующих государственных компаний. Они известны – «Роснефть», «Совкомфлот», «Сбербанк России» (в сентябре 2012 г. уже проданы 7,58% акций), Банк ВТБ, «Объединенная зерновая компания», «Росагролизинг», РОСНАНО, РЖД, «Апатита» (в сентябре 2012 г. уже продано 20% акций), крупнейшего перевозчика сжиженного газа «СГ-транса» (в сентябре 2012 г. уже продано 100% акций) и ряд других. Всего в списке 1400 объектов приватизации. Прогнозная цена вопроса – 30 млрд. долларов США или немногим более 900 млрд. руб. для пополнения доходной части федерального бюджета. Между тем, только одна успешно функционирующая государственная компания «Роснефтегаз» (владеет 75% акций «Роснефти» и около 10% акций «Газпрома») имеет на своих счетах около 132 млрд. руб., которые она обязана перечислить в федеральный бюджет в виде дивидендов на государственные пакеты акций. Естественно, цена акций самой компании, подлежащие приватизации намного выше[199]. Вопрос: зачем же приватизировать такую компанию и не только её? Если верить подсчетам аналитиков инвестиционной компании Bright Minds Capital пакеты акций только одних российских предприятий ТЭК оцениваются в 45-47 млрд. долларов. Печальная история приватизации 90-х годов XX века похоже повториться[200].
Декларируемая цель «новой» приватизации – пополнить государственную казну, но не за счет продажи убыточных для государства предприятий, лежащих тяжким бременем на государственном бюджете, как это имеет место в мировой практике, а, в первую очередь, относящихся к бюджетобразующим, к тому же существенно недооцененных по сравнению с зарубежными аналогами. Их массовая продажа, скорее всего (зная историю российской приватизации), произойдет по изначально заниженным ценам, имеющим, естественно, тенденцию к падению в условиях непрекращающегося мирового экономического кризиса, негативные последствия которого многие государства, в отличие от российского, пытаются демпфировать. В частности, посредством временной национализации жизненно важных для национальной экономики предприятий, оказавшихся на грани банкротства.