Великое значение личности св. Царя-мученика Николая II

 

Как времена земной жизни Спасителя и разрушения Иерусалима являются иконой, прообразом последних времен, так святой Царь-мученик Николай является прообразом-иконой Христа-Спасителя, данной Богом для последних времен.

Рассмотрим характерные черты личности и судьбы св. Царя Николая, отмечая их сходство с обликом и судьбой Спасителя, Иисуса Христа.

1) Св. Царь стоял во главе верного Богу человечества.

2) Он стоял и особенно сейчас, после мученической кончины и прославления, стоит во главе апостольской Евангельской проповеди наших времен.

3) Он был «христом» - Помазанником Божиим.

4) Он был ревнителем славы Божией, о нем, как и о Спасителе, можно сказать: «Ревность по доме Твоем снедает Меня». (Ин. 2, 17)

5) За это он, как и Спаситель, при жизни своей подвергался страшной, изощренной клевете, которую, как и Спаситель, переносил с кротостью и смирением, хотя и мог отомстить клеветникам. «Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. Чуждь бых братии моей и странен сыновом матери моея. Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя». (Пс. 68, 8-10)

6) Св. Царь должен быть назван проповедником Евангелия, проповедником покаяния. Он проповедовал всей своей жизнью и, будучи Царем Православным, всеми силами помогал Церкви Православной в Ее проповеди.

7) Но особенно, наиболее сильно прославил он Бога своей мученической смертью, понесенным, принятым им Крестом. О Спасителе сказано Им Самим: «… пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. … И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Ин. 12, 23,24,32)

Так и св. Царь Николай славен наиболее своей мученической смертью, ею он наиболее прославил Бога и привлек к Нему людей, принес наибольшие плоды.

8) Приведем здесь отрывок из толкования святителя Иоанна Златоуста на псалом 44, который мы сократили в главе о «луке – оружии царя». Слова эти относятся к Иисусу Христу, но совершенно очевидно, что они могут быть в своей мере отнесены и к св. Царю Николаю II: «Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, Сильне: (от них) людие под Тобою падут, в сердце враг Царевых». (Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], - народы падут пред Тобою, - они - в сердце врагов Царя.) (Пс. 44, 4-6)

«”Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею”. О чем говорит здесь пророк? Этими чувственными выражениями он означает силу Христа, которою Он возстановил вселенную, которою Он окончил войну и поставил трофей. Подлинно, была война жестокая, жесточе всех других войн, - не против враждебных варваров, но против бесов, нападающих на нас и развращающих всю вселенную. Потому и Исаия сказал: “и крепких разделит корысти” (Ис. 53, 12); и еще: “Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, проповедати пленником отпущение” (Ис. 61, 1). Потому Павел везде в надписании посланий говорит: “благодать вам и мир от Бога Отца нашего” (Рим. 1, 7); и еще: “Той бо есть мир (покой) наш, сотворивый обоя едино” (Еф. 2, 14). …

Сказав: “препояши меч Твой”, пророк присовокупил: “красотою Твоею и добротою Твоею”, т. е. меч Его – красота Его, доброта Его, слава, достоинство, величие, великолепие. Таким образом пророк призывает Его выйти на брань за вселенную …. Словом “наляцы” пророк указывает нам на лук и стрелу; а потом, опять желая показать, что для Него не нужно (материальное) оружие, присовокупляет: “и успевай, и царствуй”. Царство же разумеется здесь то, которое Он, пришедши, устроил в последние времена, - царство общения и ведения. Сказанные слова выражают сильное желание пророка, уже созерцающего деяния (Христа) и вселенную, руководимую Им к истине. …

“Истины ради и кротости и правды”. Приводит имя “истины”. Видишь ли, как Писание объясняет само себя и показывает, что эта победа – умосозерцаемая и духовная? Упомянув об оружии, мече и луке, для чего пророк говорит здесь о кротости? Какая связь между кротостию и войной, смирением и сражением? Великая, если рассмотреть внимательно.

Так и Давид и Моисей были мужи кроткие … “Помяни Господи Давида и всю кротость его” (Пс. 131, 1), … “был Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли” (Числ. 12, 3). И однако, эти мужи, кротчайшие из всех, были строжайшими из всех …. Вообще кроткому свойственно – прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим.

Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: “Отче, отпусти им, не ведят бо что творят” (Лк. 23, 34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: “колькраты восхотех собрати чада ваша, и не восхотесте: се оставляется дом ваш пуст” (Мф. 23, 37), будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил людей в царство (небесное). И ученикам Своим Он заповедал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и занимать низшее место: “иже аще”, говорил Он, “хощет в вас вяшщий быти, да будет вам слуга” (Мф. 20, 26), и в пример приводил Самого Себя: “якоже”, говорил, “Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих” (Мф. 20, 28).

Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть доказательство особенной кротости, чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий.

Что же значит “истины ради и кротости и правды”? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооруженного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы. Другие цари – люди – все ведут войну или за города, или за деньги, или по вражде, или по тщеславию; а Он не по чему-нибудь подобному, но “истины ради”, чтобы насадить ее на земле, - “и кротости ради”, чтобы сделать кроткими людей, которые свирепее диких зверей, - “и правды ради”, чтобы страждущих по игом беззакония сделать праведными, сначала по благодати, а потом и за добрые дела их.

… не только дела Его достойны удивления, но и то, как чудно они совершены. Смертию попрана смерть; клятвою разрушена клятва и подано благословение …. Созерцая все это, пророк и говорит: “наставит Тя дивно десница Твоя”. Нужно ли для Него (материальное) оружие? Нужен ли (материальный) меч, лук и стрелы?»
Конец цитаты.

Весь облик, жизнь и смерть св. Царя Николая были образом, иконой Христа Спасителя. В возможную ему меру св. Царь Николай исполнил слова Апостола Павла: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». (Филип. 1, 5-11)

Апостол представляет смирение и крестную смерть Спасителя как образец для всех христиан. И как же точно подходит описание жизни и смерти Христа к святому Царю-мученику. Будучи царем, великим Царем, будучи человеком великих нравственных достоинств, великого благородства, он смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

«Как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих; в уничижении Его суд Его совершился, но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его». (Деян. 8, 32,33)

       Многие слова, относящиеся к Спасителю, подходят и к св. Царю Николаю.

       «… вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест», «помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников …». (Евр. 12, 2,3)

       «Он не сделал греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал Судии Праведному». (1-е Петр. 2, 22,23)

Почти вся Псалтирь, написанная о Христе или от имени Христа, прямо может читаться, как написанная о св. Царе Николае или от его имени.

       Св. Царь Николай, готовясь к своей Голгофе, простил своих убийц, молился за них и заповедал всем своим последователям не мстить за него. Что может быть выше такого уподобления Христу?

            Подвигом св. Царя-мученика Николая, Царственных мучеников и всех святых Новомучеников и Исповедников Российских «пред глазами» всего мира «предначертан был Иисус Христос, как бы» у нас и при нас «распятый» (Гал. 3, 1).

       Итак, Господь поставил св. Царя Николая Своим образом, Своей иконой для человечества последних времен.

По учению Церкви, честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Тот, кто не почитает образ, икону, тот не чтит и Того, Кто изображен на ней. На основании этого Церковь предает анафеме всех, кто не почитает иконописные изображения Христа, Матери Божией и святых.

Насколько же в большей степени это относится к живому, одушевленному образу Христа! Итак, для людей наших последних времен невозможно спасение при сознательном отвержении почитания св. Царя-мученика Николая, Царственных мучеников и святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Все, кто сознательно, имея возможность выбора, не почитают св. Царя Николая, Царственных мучеников и святых Новомучеников и Исповедников, находятся, таким образом, под анафемой, вне Церкви. Те, кто холоден в этом почитании, – холодны к своему спасению.

В наши времена человек, горячо и ревностно стремящийся к спасению, необходимо должен горячо и ревностно почитать св. Царя Николая, Царственных мучеников и всех Новомучеников и Исповедников. Без выполнения этого условия спасение в наши времена очень сомнительно.

Таким образом, в наши времена отношение человека к почитанию св. Новомучеников и Исповедников во главе со св. Царем Николаем практически есть его отношение к своему спасению. На святом Царе Николае и святых Новомучениках и Исповедниках исполнились слова, сказанные Богом о святом праведном Иове Многострадальном: «… пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас …». (Иов 42, 8)

       В наши дни Господь милует нас только при условии предстательства за нас святого Царя Николая, святых Царственных мучеников и всех Новомучеников и Исповедников.

       Однако этим еще не исчерпывается значение личности св. Царя Николая и подвига Новомучеников.

Господь не только поставил их Своей иконой, через почитание которой Ему угодно принимать от людей честь Себе. Господь поставил их, как великое апокалипсическое знамение времени.

2-е послание Апостола Павла к Фессалоникийцам посвящено Пришествию Иисуса Христа, дню Христову (2-е Сол. 2, 12). Оно преимущественно должно быть обращено к христианам последних времен. Читается оно в наши времена, как обращенное к Новомученикам: «… мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству». (2-е Сол. 1, 4-10)

Апостольские слова – это слова Духа Святого. И если Апостол писал их к конкретным христианам своего времени, к фессалоникийцам, то Дух Святой через Апостола адресовал их христианам всех времен, в особенности же, преимущественно, - христианам последних времен, новомученикам. Из этих слов следует, что новомученики терпели гонения и скорби «в доказательство того, что будет праведный суд Божий» «в явление Господа Иисуса с неба», «в пламенеющем огне совершающего отмщение не покоряющимся благовествованию», «когда Он приидет прославиться во святых Своих».

Итак, страдания Новомучеников – свидетельство скорого Суда Божия. Сказав это, Апостол вынужден был оговориться, чтобы фессалоникийцы первого века не приняли эти слова обращенными прямо к себе и не посчитали, что Суд Божий будет при их жизни: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов». (2-е Сол. 2, 1,2)

И далее Апостол указывает признак, по которому христиане последних времен узнают, что день Христов наступит при их жизни: «… день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». (2-е Сол. 2, 3,4)

Это слова о пришествии антихриста. Но пришествие антихриста есть «уже слишком поздний» знак скорого Суда Божия. Тогда-то поздно будет уже готовиться к Суду, во времена антихриста следует уже быть совершенным христианином, готовым к мученичеству за Христа. Поэтому Апостол говорит и о более ранних признаках, о том, что будет перед этим: «… вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». (2-е Сол. 2, 6,7)

По объяснению св. Отцов, здесь Апостол указывает признак близкого пришествия антихриста – отсутствие «удерживающего», законной государственной власти (свт. Феофан Затворник). Эти слова нужно отнести к власти Помазанника Божия, Христианского Царя. Даже власть языческих царей, данная им от Бога по попущению, - противится приходу антихриста, тем более и в высшей степени – власть Православного Царя.

И вот ясный признак для христиан последнего времени: когда «взят будет от среды удерживающий», Царь Христианский, Православный, - тогда близко и неизбежно воцарение антихриста.

Христиане того времени должны признать свое время – последним временем и воспринимать гонения и скорби, обрушивающиеся на них, как свое свидетельство и проповедь о скором явлении Господа Иисуса с неба, о скором праведном Суде. К этим христианам Апостол обращает последующие свои слова, с целью предупредить их, дать им признаки антихриста, чтобы они были готовы к тем страшным испытаниям, которые выпадут на их долю: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2-е Сол. 2, 8-12)

Апостол предупреждает христиан последнего времени, что приход антихриста будет обставлен страшной ложью и обманом, и нужна будет пламенная любовь к истине, чтобы не увлечься этим обманом вместе с погибающими. Погибающие же за холодность свою к истине будут верить лжи и обольстятся. Это ужасный признак последних времен – большинство людей поверит антихристу, не захочет и слышать правды о скором Суде. Господи, помилуй нас!

Итак, «взятие удерживающего», убийство св. Царя - Помазанника Божия Николая, есть признак скорого пришествия антихриста, а страдания и скорби христиан-новомучеников есть свидетельство скорого Суда Божия.

Что же, так они и воспринимали свои муки! Вернулись времена первых христиан, открылась всемирная проповедь о скором Втором Пришествии Христа! Ибо только слепой, не любящий истины, может не увидеть в страшных муках Новомучеников знака скорого Суда Божия.

Любящие неправду не видят нависшей над ними угрозы, ибо не хотят видеть. Любящие же истину не могут не видеть, что живут при самом конце истории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: