Образу первого апокалипсического всадника

Итак, рассмотрим вкратце все вышеизложенное, рассмотрим, насколько образ 1-го апокалипсического всадника соответствует личности святого Царя Николая II. Будем последовательно выписывать каждую черту символического образа, ее значение, и, наконец, насколько эта черта всадника Откровения присуща св. Царю Николаю.

1) Всадник. Всадник означает правителя.

Св. Николай был Царем, причем Царем могущественнейшим, высочайшим, главой величайшей в истории Империи. При этом он был Помазанником Божиим, получившим свою власть от Бога. Да и страна, в которой он царствовал, называлась «Россиею» – страною «Царя, главного князя».

Никто из земных правителей всех времен и народов не может быть назван правителем, «всадником» с большим правом, чем св. Царь Николай.

2) Белый конь. Белый цвет имеет несколько основных значений:

              А) Цвет Божества.

Св. Николай был Помазанником Божиим, Православным Царем, «своим» Богу.

              Б) Цвет святости.

Царь стал святым.

              В) Цвет мученичества (Откр. 3, 5).

Царь стал мучеником.

              Г) Цвет мудрости.

Царь был мудрым правителем, развитие России в мирное время и успешное ведение мировой войны, успех в которой был обеспечен после того, как Царь возглавил армию, - его безспорная заслуга.

              Д) Цвет благородного происхождения, старшинства.

Очевидное совпадение, так как Царь не был простолюдином, а происходил из старинной Царской династии, правившей до него почти 300 лет.

Белый цвет так подходит к личности св. Царя Николая! При этом и правил он страной, которую исстари называли «Белой Русью», а его самого – «Белым Царем». На многих фотографиях он, в отличие от окружающих, - в белом мундире.

Пожалуй, из людей только Сам Иисус Христос и Матерь Божия могут с большим правом, чем Царь Николай, считать своим символом белый цвет по перечисленным его значениям.

3) Дан ему венец.

Св. Царю Николаю от Самого Бога даны два венца – царский и мученический. Очевидно, что и по этому признаку св. Царь Николай имеет преимущество перед огромным большинством земных правителей.

4) Имеющий лук. «Лук», по толкованию святых отцов, – слово крестное, апостольская проповедь Евангелия, основанная на кротости и смирении, личных добродетелях, зовущая к покаянию, ради которого проявляется долготерпение к грешникам, некающимся же угрожается неизбежной и страшной огненной казнью.

Именно такой проповедью была вся жизнь св. Царя Николая, как Царя и как христианина, в особенности же и преимущественно – его мученическая смерть.

За всю историю человечества один лишь св. Царь Николай имел возможность вести такую проповедь действительно «до пределов земли» – от Японии до Америки.

Нам остается объяснить только последний признак 1-го всадника Откровения:

5) и вышел он, как победоносный, и чтобы победить.

В Богослужении Православной Церкви идея победы неразрывно связана с идеей Креста. Крест – знамение победы. Можно привести множество примеров, ограничимся несколькими.

«Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, … оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, …» (стихира Кресту).

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство» (тропарь Кресту).

«Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею благоверного Императора, победы дая ему на сопостаты, пособие имущу Твое, оружие мира, непобедимую победу» (кондак Кресту).

В песнопениях Крест назвается не только «победой», но и «оружием», которым эта победа доставляется. «Оружием мира» - оружием смирения. Это в точности совпадает с истолкованием Отцами Церкви образа «лука», как царского оружия, в псалмах 7 и 44. Лук означает оружие добродетелей, преимущественно же кротости и смирения, которые и изображаются Крестом. Смиренное и кроткое несение Креста, - вот оружие добродетели, лук, разящий сердца врагов и обращающий их в друзей и подданных Царя. Это оружие победоносно. И это, по преимуществу, - царское оружие.

В первую очередь это, конечно, оружие Христа, Царя Царствующих, - Он победил мир Крестом.

Во-вторых, цари земные, но Православные, Помазанники Божии, имеют именно Крест своим оружием. Это и отражено в Богослужении: «победы благоверному Императору на сопротивныя даруя», «победы дая ему (Императору) на сопостаты».

Тропарь и кондак Кресту, читаются каждый день на Двупсалмии, в начале Утрени, как бы в самом начале светового дня, это первое общественное молитвословие Церкви по пробуждении от сна. Вообще это молитвословие, Двупсалмие, состоящее из двух «царских» псалмов, 19 и 20 («Господи, спаси Царя и услыши ны …», «Господи, силою Твоею возвеселится Царь …»), должно быть преимущественно приносимо Богу от лица Царя, или за Царя. В Византии Император обычно и присутствовал на этой службе.

Основана же эта Богослужебная традиция, очевидно, на истории явления св. равноапостольному Царю Константину Великому знамения Креста на небе, на истории самого возникновения христианской монархии. Выпишем это подробно.

«НИКА (греч.) – побеждай. Это слово пишется под крестом Христовым со времен Константина Великого, которому было явлено на небеси знамение креста в звездах, означающее победу на врагов, причем был слышан голос: сим побеждай». (словарь прот. Григория)

Император Константин Великий повелел изобразить знамение Креста на шлемах и щитах и тому подобных предметах и победил. В Риме он воздвиг памятник с Крестом, с подписью, свидетельствующей, что именно сим спасительным знамением он одержал победу.

Итак, изначально Крест – победное знамение христианских Царей, Помазанников Божиих. Даже в ветхозаветные времена победы над врагами глава верного Богу человечества одерживал именно знамением Креста: победы Моисея над фараоном и амаликитянами.

Какое великое значение придает Церковь этому видению св. Царя Константина Великого, понятно из того, что на просфоре-Агнце, именно на той ее части, которая во время Литургии становится Телом Христовым, изображается Крест с надписью: «НИКА».

Это священнейшее воспоминание Церкви!

Император Константин прекратил трехсотлетнее гонение на христиан. Его победа под знамением Креста явилась завершающей победой Церкви, победой мучеников над язычеством.

Итак: Крест – победное оружие христианских Царей и мучеников в борьбе с язычеством.

Может ли это утверждение относиться к кому-нибудь с большей точностью, чем к св. Царю Николаю, который был христианским Царем, понес тягчайший крест клеветы и страданий, стал мучеником, и которого звали «Николай» - «победитель народа», то есть язычества? С большим правом назвать Крест Своим оружием в борьбе с язычеством, оружием Царя и мученика, может только Сам Иисус Христос.

И был святой Царь Николай - царем России. В центре государственного герба России находится всадник на белом коне – великомученик Георгий Победоносец, мученик, понесший тяжелейший крест страданий и смерти, изображенный в момент своей победы над драконом-сатаною, вдохновителем язычества. На верху древка копья святого великомученика изображается Крест – оружие этой победы.

Св. Царь Николай подвигом своей жизни повторил подвиг святого великомученика Георгия. Вышел он как победоносный. Как св. Георгий Победоносец, всадник на белом коне, то есть – как правитель Белой или Великой Руси. И вышел, чтобы победить: «Николай» – «победитель народа». Описание духовного значения подвигов св. Царя Николая и св. великомученика Георгия совпадает: оба они мученическим крестом победили сатану.

(В русском переводе Откровения вставлено поясняющее слово «как»: вышел он как победоносный, и чтобы победить. В славянском тексте: и изыде побеждаяй, и да победит. Если принять русский перевод, то можно истолковать это так, что св. Царь Николай в своем подвиге был подражателем св. великомученика Георгия, его имел своим примером, образцом, покровителем и вдохновителем. Св. Царь Николай действительно, вышел как победоносный, как св. великомученик Георгий Победоносец. Именно «как». У св. Царя Николай был образец для подражания, которому он следовал.

И вот эта черта 1-го всадника Откровения может быть отнесена к св. Царю Николаю, но не к Иисусу Христу. Иисус Христос – Сам был образцом для всех мучеников; Его победа была образцом для всех побед, бывших в Ветхом и Новом Заветах. Он «топтал точило один», Он не вдохновлялся чьим-то примером, но Сам был примером для всех.)

Итак, с наибольшим правом первым всадником Откровения может быть назван св. Царь Николай II.

Вообще говоря, рассудок не в состоянии осознать, представить себе такую степень совпадения, какую мы видим между образом 1-го апокалипсического всадника и личностью св. Царя Николая II. Объяснить такую степень совпадения можно только следующим образом: св. Царь Николай изначально, от вечности был предызбран Богом, чтобы быть ему 1-м всадником Откровения, правителем, открывающим последнюю, завершающую эпоху в истории человечества, эпоху Апокалипсиса.

Таким образом, Россия, как подвластная ему страна, была предызбрана, чтобы стать спасительным ковчегом, Домом Божиим, в котором спасется верное Богу человечество последних времен. Россия предызбрана стать победоносной державой, побеждающей царство дракона-сатаны и зверя-антихриста.

В связи с этим велика роль св. великомученика Георгия Победоносца в мировой истории и особенно в истории последних времен. Очень важно почитание его памяти. Первое за всю историю принесение в Россию мощей св. Великомученика для широкого народного почитания в августе-сентябре 2005 года трудно не признать апокалипсическим знамением времени. Думается, св. Георгий Победоносец пришел воскресить Россию на изумление всем злорадным ее врагам, как он воскресил мертвеца на удивление Диоклетиану.

Еще одним из признаков этого особенного предызбрания России надо признать преимущественное почитание в России святителя Николая Чудотворца.

Святитель Николай по имени своему – «победитель народа» - победитель язычества. На победном, Никейском Соборе 325 года он победил Ария, ересь которого вводила язычество внутри Церкви. Было это при императоре Константине Великом, победившем «внешнее» по отношению к Церкви язычество знамением Креста.

Взаимоотношения двух этих святых как нельзя лучше рисуют, какими должны быть взаимоотношения Церкви и государства в Православной монархии: Император мирскою материальной силой оберегает Церковь от внешних гонений и защищает правду внутри Церкви, а святой архиерей духовною силой оберегает государство от внешних врагов и защищает правду внутри государства. Соединенные в гармоничное целое, две эти силы делают и Церковь и государство непобедимыми.

Святитель Николай – небесный покровитель св. Царя-мученика Николая. Русский народ духом провидел, что окончательная победа над язычеством будет одержана при участии, под покровительством святителя Николая. Почитание свт. Николая, таким образом, также очень важно в последние времена.

Чем же будет одержана эта победа? Каким оружием? Оружием Креста, крестным знамением, проповедию о Кресте, словом крестным. Видно отсюда, какое великое значение имеет подвиг Царственных мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Российских. Именно их крестный подвиг есть та проповедь о Кресте, то оружие, которым вооружен Всадник-Победитель Откровения. Это «лук», стрелы которого поражают сердца людей, обращают их к покаянию.

Их подвиг исполнен смирения и кротости, прощения врагам. Ради их подвига и ради ожидаемого от услышавших о нем людей покаяния проявляется долготерпение Божие. Грозное наказание Божие откладывается на десятилетия. Тем же, кто упорствует, не кается, известие о подвиге Новомучеников является грозным обвинением, предупреждением о неизбежном наказании, от которого невозможно укрыться.

Совесть человека не может не обвинять его, когда он узнает о страданиях Новомучеников. Те, кто прислушиваются к ее голосу – каются и встают в ряды спасающихся, укрываются в спасительном ковчеге Православной Церкви. Те, кто отвергают голос совести, - вдаются в отчаяние, становятся «чадами гнева» и суд им давно готов.

Исходя из вышеизложенного, надо сказать: роль личности святого Царя-мученика Николая II огромна. Спаситель поставил его Своим посланником, Своим образом, живой Своей иконой – для человечества последних времен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: