Значение слова Россия

«Росс – русский народ. Русь – русская земля. Слово рос в смысле главы властителей, царя, употреблялось у славян-алан в глубочайшей древности. У восточных славян, как свидетельствует арабский писатель Ибн-Даст, царь их назывался Хакан-Русь.

Этот способ для выражения мыслей о главенстве Руси между мужами-властями употреблялся у славян в самой глубокой древности. Евреи и греки этот способ выражения вполне понимали и усвоили его себе для выражения идеи местного царя у варварских народов вообще и у скифов, т. е. у славян, в особенности. Пророк Иезекииль, а за ним и LXX толковников формулу Хакан-Русь передают почти с буквальной точностью, Иезекииль выражением: нэси рош, а LXX толковников выражением: архон Рос. Не можем не обратить, по этому поводу, особенного внимания на известные места у пророка гл. 38, ст. 2 и гл. 39, ст. 1, 2. В них говорится о Гоге страны Магога, верховном или главенствующем князе. В таком именно значении еврейских слов: гог эрец гамагог нэси рош, - “Гог страны Магога, князь верховный, или князь-глава”, согласны лучшие еврейские комментаторы. С. Каген в своем переводе библии по поводу слова нэси рош – князь глава – говорит, что оно значит собственно главенствующий, верховный князь, le prince chef, prince superieur. Так же точно переведено оно и в известной английской Библии King’s James’а: the chief prince …». (сл. прот. Григория)

Итак, Росс – означает собственно Царь, глава, главный князь. Таким образом, «Россия» – означает «страна Царя». Заметим, что «русый» в нашем языке означает «светлый», что также отвечает белому цвету коня первого всадника Окровения.

 

Лук, как оружие Царя

 

Рассмотрим здесь толкования двух мест из псалмов, 7-го и 44-го.

«Бог судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день, аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и. И в нем уготова сосуды смертные, стрелы Своя сгараемым содела». (Бог - судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.) (Пс. 7, 12-14)

По толкованию свт. Иоанна Златоуста: «если Бог праведен, то, конечно, Он желает наказать неправедных; если Он крепок, то, конечно, может сделать это. Но в чем, скажешь, Его человеколюбие, если Он судит по правде? Во-первых, в том, что Он не вдруг посылает наказание, а больше всего – что Он прощает все грехи в купели возрождения (при крещении); во-вторых, в том, что подает и покаяние. Если ты представишь, что мы грешим каждый день, то особенно увидишь, как неизреченно величие Его человеколюбия. Это самое выражая, пророк и говорит: Бог судитель праведен и крепок и долготерпелив. Ты недоумеваешь: почему Он не наказывает, если и может и желает? Знай, говорит пророк, что Он долготерпелив и не гнев наводяй на всяк день. Чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, будто Бог не наказывает по безсилию, он показывает причину замедления: потому что долготерпение Божие велико и безмерно. Он долготерпит для того, чтобы привесть тебя в покаяние; а если ты от этого врачевства не получишь никакой пользы, то Он и пошлет наказание. … Поэтому, чтобы слышащие, что Бог долготерпелив, не сделались еще более безпечными, пророк присовокупляет: “аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и. И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела”. …

Пророк, желая человекообразными выражениями потрясти душу слушателей, говорит: “лук Свой напряже и уготова и”, чем и устрашает слушателя, и вместе показывает долготерпение Божие и гнев Его. Он не сказал пустил (стрелу), но: напряже и уготова, т. е. готов пустить. … Здесь меч, лук, стрелы означают наказание и мучение. Затем словами: напряже и уготова, пророк выражает замедление и задержку наказания, впрочем задержку не продолжительную, но готовую окончиться. А сосудами смертными называет он стрелы. Как орудия, необходимые для земледелия, называются земледельческими, так и причиняющие смерть он называет орудиями смертными. Далее объясняя, какие именно разумеет он смертные орудия, прибавляет: “стрелы Своя”, выражая быстроту наказания, когда хочет этого Бог. … Бог устрашает и усиливает наказания на словах, дабы они не исполнились на самом деле. Для того Он натянул лук, для того приготовил его, положил стрелы, приготовился наказать, чтобы не приступить к наказанию … Все, желающие совершить наказание, не только не говорят о том, но даже скрытно нападают, чтобы имеющие подвергнуться наказанию, узнав о том, не могли предостеречься. Но Бог поступает не так, а совершенно напротив: Он и предсказывает, и отсрочивает, и устрашает словами, и принимает все меры, чтобы не привести угрозы в действие. Так Он поступил с ниневитянами … натянул лук, изострил меч, приготовил стрелы, а удара не нанес … слова пророка (Ионы) суть лук, стрела и меч изощренный, когда он говорит: “еще три дни, и Ниневия превратится” (Ион. 3, 4). Но этой стрелы Он не спустил, потому что она не для того была приготовлена, чтобы спустить, но чтобы отложить ее. Воины вооружаются, чтобы наказать; а Бог – не так, но для того, чтобы, вразумив людей страхом, удержать руку Свою от наказания. И родители, когда не хотят наказывать детей, словами сильнее выражают гнев; так и Он, когда не хочет наказывать, внушает сильнейший страх словами … не будем ни отчаиваться в спасении, - потому что Он долготерпелив, ни предаваться безпечности, - потому что Он праведен; здесь Он показывает великое долготерпение, а там непользующихся этим предаст наказанию на самом деле».

Добавим толкование архиеп. Иринея (Толковая Псалтирь): «сими словами подтверждает, что Бог хотя и не всегда гневается и угрожает, однако иногда изливает гнев, и наводит злая, которыми угрожал. “Аще не обратитеся”, глаголет, сиречь, аще не премените нрава, и не покаетеся, “оружие Свое очистит”, … и не точию меч изострит, но и лук напряжет, и уже “напряже и уготова и”. Употребляет подобие меча и лука, дабы показать, что Бог поражает иногда близ, иногда издалече. Ибо когда вина законопреступника тяжкая и явная есть, или злодей близко преследует праведного, тогда поражает мечем близ; а когда намереваемое зло отдаленно, и как бы сокровенно есть тогда, издалече пускает стрелы, и оными поражает нападателя. Дабы не возмнил кто, что стрелы Божия удобно отразить или избежать их возможно: того ради нарицает стрелы оныя сосудами смертными, сиречь, орудиями смертоносными, соделанными из вещества загарающегося, каковы бывают стрелы молниины, которые с непонятною скоростию, и с великою силою все проникают в миг, так что предупредить или избежать их никак не возможно».

       Псалом 44 вообще весь посвящен Царю: «глаголю аз дела моя цареви (песнь моя о царе)» (ст. 2):

«Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, Сильне: (от них) людие под Тобою падут, в сердце враг Царевых». (Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], - народы падут пред Тобою, - они - в сердце врагов Царя.) (Пс. 44, 4-6)

В буквальном смысле псалом этот посвящен Соломону, сыну царя Давида, и сочинен на случай его бракосочетания. Выпишем сначала этот более буквальный смысл (Толковая Псалтирь архиеп. Иринея): «Здесь похваляется Соломон, во-первых, от храбрости воинския, которая страх врагам наносит; во-вторых, от добродетелей, которыми приобретается почтение от подданных. Ибо царь и своих защитить не возможет, если не будет врагам страшен; и воюя противу внешних, мало успеет, ежели внутреннее благосостояние царства не будет управляемо по правилам правосудия и справедливости. Таким образом Давид, во-первых, желает сыну своему Соломону, чтоб меч, которым он будет препоясан, послужил ему знамением как воинския доблести против врагов, так знамением почтения, воздаваемого от своих. К сему присовокупляет, что слава его, которою процветать будет, никогда не увянет, но будет долговременна и вечна. Во-вторых приступает к добродетелям, которые наипаче просиявают при мирном и спокойном состоянии, нарицая оныя переносным словом истинными подпорами царства, или еще выразительнее, коньми и колесницами, на высоту возносящими царя, противополагая оныя не токмо суетным пышностям, которыми цари земные кичатся, но и тем порокам, которыми другие по большей части уважение себе приобресть тщатся, употребляя вместо правосудия, милости, кротости, - гордость, высокомерие, лютость, хищение, неправду и насилие. Сего ради сам Соломон в Притчах глаголет: “Милость и истина сохранение царю, и обыдут престол его в правде” (Прит. 20, 28). В последнем члене 5-го стиха пророчествует Давид Соломону, что он во всех предприятиях счастливый будет иметь успех, ежели с воинскою доблестию соединит добродетель правосудия и кротости: ибо которые цари с слепым порывом устремляются на все, те хотя на краткое время и страшны бывают, но страх сей мгновенно исчезает, одна токмо кротость заставляет трепетать от руки храбрых. В 6-м стихе обращается опять к воинской силе, предвозвещая, что “стрелы царевы” так будут изощрены, что пройдут “в сердца враг царевых”; которыми словами означает, что стрелы оные достигнут и сущих в отдалении врагов, ежели бы покусились они воспротивиться владычеству его. В каковом разуме полагает и оные слова: “людие под тобою падут”, которыми предсказывает, что не токмо ближние сопротивные народы, но и отдаленные под ногами его падут, аки бы вкратце сказал, что все те, которые дерзнут поколебать благосостояние царства его, бедственно погибнут: ибо царь довольно найдет стрел в руках своих, чтобы усмирить дерзость их».

Святитель Иоанн Златоуст дает таинственное истолкование этого псалма, как относящегося к Иисусу Христу: «Говоря об учителе, - а таков смысл слов: “излияся благодать во устнах Твоих”, - пророк внезапно изображает нам вооруженного Царя, … Потом к этому вооружению присовокупляет красоту, представляя Его то вооруженным, то прекрасным: “красотою”, говорит, “Твоею и добротою Твоею”; а далее – стрелком: “стрелы”, говорит, “Твоя изощрены, Сильне”; и опять – победоносным и торжествующим: “людие”, говорит, “под Тобою падут в сердцы враг Царевых”; наконец этого самого воина, царя, стрелка, победителя, представляет намащенным благовониями: “смирна”, говорит, “и стакти и касиа от риз Твоих” (ст. 9).

Что общего между оружием и благовониями, между мечем и намащением, между ратоборством и учением, между луком и украшением? Последние – знаки мира, а первые – войны и сражения. Кто же этот мирный и вместе воинственный, источающий благовония и вместе облекшийся в оружие, исходящий из великолепных чертогов и вместе истребляющий тысячи врагов и производящий такие поражения? Как мы разрешим это недоумение?

Если верно узнаем, что и об Отце Его говорится то же. Так и Отца пророк в другом месте представляет вооруженным, когда говорит: “аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя” (Пс. 7, 13). Видишь одинаковую Их власть. Как там говорится: “оружие Свое очистит”, не по чьему-либо повелению, но Сам Собою, так и здесь: “стрелы Твоя изощрены, Сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых”. Потом, желая выразить, что Господь совершает все собственною силою, пророк говорит: “наставит Тя дивно десница Твоя” (ст. 6). Ты не от кого-нибудь другого, говорит, получаешь силу, но Сам в Себе довольно имеешь ее.

И Сам Бог мира (покоя), послушай, что говорит ученикам: “не приидох воврещи мир на землю, но меч” (Мф. 10, 34), и еще: “ огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся” (Лк. 12, 49). …

Здесь, мне кажется, двоякий смысл: или пророк говорит о пленении иудеев, покорении и разрушении их города, или в переносном смысле называет стрелами силу слова (евангельского). Подлинно, быстрее стрелы это слово прошло по всей вселенной и коснулось сердца прежних врагов Царя, не для того, чтобы умертвить их, но чтобы привлечь их к Себе, как случилось и с Павлом. Не погрешит, кто назовет стрелою слово, которое, сшедши с неба, коснулось сердца прежнего врага и сделало его другом.

“Людие под Тобою падут”. Видишь ли успех войны, примирение бывших прежде противниками, научение их, оглашение? Это падение и подпадение под власть Его служит для всех основанием и источником возвышения, потому что Он покорил их Себе, освободив от гордости, тщеславия и бесовского заблуждения.

Другой пророк представляет Его обагренным кровию и говорит: “кто сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Восора?” (Ис. 63, 1) … при самой чувственности выражений, пророк возводит мысль к предметам безтелесным. На вопрос “почто червлены ризы”, Он отвечает: “Я истоптал точило один” (ст. 2-5), выражая легкость победы и то, что Он не имел никого Своим помощником, что Он силен Сам по Себе. Как там сказано: “наставит Тя дивно десница Твоя”, так и здесь: “Я истоптал точило один”. …»

Необходимо подчеркнуть, что здесь приведены богодухновенные истолкования богодухновенных же псалмов. То есть, Тот же Самый Дух Святой, Который вдохновил царя и пророка Давида написать псалмы, вдохновил и свт. Иоанна Златоуста и архиеп. Иринея написать это истолкование псалмов. Тот же Дух Святой, знающий и содержание псалмов и их истолкование (точнее сказать, собственно, написавший и псалмы и истолкование их), вдохновил и св. Апостола Иоанна Богослова использовать образ лука в книге Откровения. Поэтому мы нисколько не ошибемся, если применим вышеизложенное объяснение этого образа к 1-му всаднику Откровения.

Итак, можно выделить следующие основные значения образа лука, как оружия Царя:

1) долготерпение, отсрочка наказания, уже готового, но откладываемого в ожидании покаяния грешников;

2) способность разить на дальнем расстоянии, и по времени (через долгий срок), и по пространству (самые отдаленные народы), неотвратимость, смертоносность наказания, его огненная крепость;

3) добродетели вообще, в особенности же кротость и смирение, выражающиеся в прощении обидчиков; добродетели-то (истина, кротость, правда) и есть оружие Царя, опора Его Царства;

4) евангельская проповедь, слово, проходящее по всей вселенной, касающееся сердец прежних врагов и через покаяние превращающее их в друзей, подданных Царя;

5) победоносность Царя-Христа, вооруженного «луком» добродетелей, причем победы Он достигает пролитием Своей Собственной крови.

       Суммируя, можно сказать, что лук в руках Царя – это: победоносная евангельская проповедь по всей вселенной, исполненная кротости и смирения, зовущая к покаянию; ради этого покаяния и готовое уже наказание откладывается на долгий срок, причем покаявшимся даруется полное прощение и спасение, а непокаявшимся угрожается страшным, неотвратимым, огненным наказанием, от которого не укроет никакая удаленность по расстоянию или долгота прошедшего времени.

Лук с наложенной на него стрелою образует крест. Итак, лук означает собой СЛОВО КРЕСТНОЕ (1 Кор. 1, 18), слово о претерпевшем за нас и от нас Крест Искупителе, кротко и смиренно простившем нас, и ожидающем нашего покаяния и обращения к Нему. Ради этого покаяния Он не наказывает нас, но только угрожает непокаявшимся огненной погибелью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: