Комическое в мире Шекспира

 

1. «Комедия ошибок» Шекспира и ее античный прототип.

2. Любовная комедия «Два веронца».

3. Волшебство и превращения в комедиях Шекспира. «Сон в летнюю ночь».

4. Жанр трагикомедии в мире Шекспира. «Цимбелин», «Буря».

5. Поэтика шекспировской комедии.

Задание: Выпишите определения понятий жанра комедии, комического героя, сюжета в драматическом произведении. Охарактеризуйте нескольких героев комедий Шекспира. Назовите сказочные элементы.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Пави П. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991.

2. Аникст А. А. Ремесло драматурга. — М., 1974.

3. Пинский Л. Е. Шекспир. — М., 1971.

 

Трагедия Шекспира «Гамлет»

(понятие о трагедии и трагическом характере в эпоху

Возрождения)

 

1. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.

2. Конфликт трагедии «Гамлет»; его развитие и разрешение.

3. Особенности композиции в трагедии «Гамлет» (параллелизм и удвоение).

4. Характер Гамлета и способы его раскрытия.

Задание: Выпишите определения понятий жанр трагедии, конфликт, литературный герой и средства создания его образа. Подберите цитаты из текста ко 2 и 4 вопросам; выучите наизусть монолог Гамлета. Сравните монолог «Быть или не быть» и сонет № 66. Обратите внимание на имена переводчиков произведений Шекспира.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. — M., 1974.

2. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. – М., 1965.

3. Морозов М. Шекспир. — М., 1966.

4. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. — М., 1971.

5. Белинский В. Г. Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Полн. собр. соч.: В 13 т. — М., 1953. — Т. 2. — С. 424. (сделать конспект)

6. Выготский Л. Психология искусства. — М.: Наука, 1987. — С. 251—290.

7. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. Вдвух томах. Т.2.- М.: Владос, 2001. С. 179-222.

8. Шайтанов И.О. Шекспир Уильям //Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литеература: Возрождение; Барокко; Классицизм. - М., 1998 – С. 508-693

9. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы. //Т.С. Элиот. Назначение поэзии. Вступит. Статья А.М. Зверева. – Киев, 1997. – С. 151-156.

 

 

            6.«Отелло» В. Шекспира – трагедия доверия.

 

1. Сюжет трагедии «Отелло». Особенности композиции.

2. Образная система трагедии. В чем символы веры для Отелло и для Яго? Яго и Отелло – «две стороны ренессансного титанизма» (А.Лосев).

3. Содержание конфликта и способы его построения. Отелло и венецианцы.

 

Задание: восстановите историю жизни Отелло, Дездемоны, Яго, Кассио, Эмилии. Подберите цитаты из текста, позволяющие охарактеризовать «мир Отелло», «мир Дездемоны», «мир Яго», «мир венецианцев». Вспомните понятия «сюжет», «композиция», выпишите понятие «мотив»

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М.,1974

Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. - М., 1971

Пастернак Л. Воздушные пути. М. 1983.С.393-413.

Холлидей Ф.У. Шекспир и его мир. – М., 1986.

Шайтанов И.О. Шекспир Уильям //Энциклопедический словарь литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение; Барокко; Классицизм.- М., 1998. –С. 508-693.

Уэллс, С. Шекспировская Энциклопедия. – М., 2002.

Краткая литературная энциклопедия. 

Литературная энциклопедия терминов и понятий – Интелвак, 2001.

 

 

Трагедия В.Шекспира «Король Лир»

 

 

1. Своеобразие сюжета и композиции трагедии. Найдите и охарактеризуйте «удвоения» сюжетных линий. Как соотносятся безумие Лира и слепота Глостера? Определите завязку и кульминацию трагедии.

2. Образная система трагедии. Охарактеризуйте героев, которые входят в те или иные «группы». Как соотносятся все образы трагедии с образом Лира. Шут и его место в развитии действия.

3. Содержание конфликта трагедии.  

 

 

Задание: повторите понятия «завязка», «кульминация», «развязка»; выпишите наиболее выразительные высказывания героев. Проанализируйте, как, когда с какими словами герои вступают в действие и покидают его.

 

Литература:

 

Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М.,1974

Блок А. Собр.соч.: в 6 тт. – М. 1982,т. 4.

Толстой Л.Н. О шекспире и о драме.// Толстой, Л. Что такое искусство? – М. 1985 с. 289-303.

Козинцев Г. Наш современник В.Шекспир. - М., 1966

Пинский Л.  Шекспир. Основные начала драматургии. - М., 1971

Холлидей Ф.У. Шекспир и его мир. – М., 1986.

Шайтанов И.О. Шекспир Уильям //Энциклопедический словарь литературных героев. Зарубежная литература: Возрождение; Барокко; Классицизм.- М., 1998. – С. 508-693.

Уэллс, С. Шекспировская Энциклопедия. – М., 2002.

Краткая литературная энциклопедия. 

Литературная энциклопедия терминов и понятий – Интелвак, 2001.

 

Роман Сервантеса «Дон Кихот»

 

1. Сервантес и его место в испанской литературе.

2. Образ Дон Кихота.

3. Санчо Панса как неотъемлемая часть Дон Кихота. Понятие «донкихотской пары».

4. Образ Испании в романе.

5. Художественные открытия Сервантеса (создание сюжета-ситуации; формирование реализма; «вечные образы»).

Задание: Выпишите определения понятий: сюжет-ситуация, донкихотская пара, пародия, рыцарский роман, мотив путешествия, общие места. Обратите внимание на содержание бесед Дон-Кихота с козопасами, Санчо Пансой. Сравните характерные черты рыцарского романа и романа Сервантеса (мотив дороги, образ рыцаря и Прекрасной Дамы, волшебство и др.)

 

Рекомендуемая литература

 

1. Андреев. М.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. _М., 1993.

2. Державин К. Н. Сервантес. — М., 1965.

3. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения: Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения. — М., 1961.

4. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. — М., 1961.

5. Пискунова С. И. «Дон Кихот» Сервантеса и жанры испанской прозы ХУ1-ХУП веков. – М., 1998

6. Тургенев И. С. Гамлет и Дон Кихот // ПСС в 28 т., т.8. -С. 171-192 (сделать конспект).

 7. Шкловский В. Б. Рождение нового романа //В. Шкловский. Повести о прозе: Размышления и разборы. – М., 1966 – Т.1. –С. 157-202.

8. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В двух томах. Т.2.- М.: Владос, 2001. С. 179-222.

 

Контрольные вопросы

 

1. Особенности литературы Средних веков и Возрождения.

2. Скандинавский архаический эпос «Старшая Эдда». Общая характеристика.

3. Мифология в «Эдде».

4. Героические песни «Эдды». Фольклорные источники песен.

5. Героический эпос Средневековья. Общая характеристика.

6. Германский героический эпос. «Песнь о Нибелунгах». Идейно-тематическое своеобразие, тип героя.

7. «Песнь о Роланде». Идейно-тематическое своеобразие французского эпоса; тип героя.

8. Испанский эпос «Песнь о моем Сиде». Идейно-тематическое своеобразие; тип героя.

9. Роланд и Сид. К вопросу о национальном своеобразии героического эпоса.

10. Рыцарская литература. Жанрово-тематическое своеобразие.

11. Рыцарская поэзия в средневековой литературе. Жанры. Эстетика тождества как основной метод типизации. Чтение наизусть.

12. Театр и драма Средневековья.

13. Кретьен де Труа. «Эрек и Энеида». Идейно-тематиче-ское своеобразие романа. Тип героя в рыцарском романе.

14. Роман «Тристан и Изольда». Элементы психологического анализа. Особенности изображения женщины в рыцарском романе.

15. Жанр «фаблио» в городской литературе Средневековья. Анализ двух произведений.

16. Городская лирика. Лирический герой в городской и рыцарской поэзии.

17. Поэтическая биография Данте («Новая жизнь»). Сюжетно-композиционный строй; образы героя и героини.

18. Философские и политические взгляды Данте («Пир», «О монархии»).

19. «Божественная комедия» Данте. Композиция. Анализ работы по творчеству Данте.

20. Принципы характерологии в поэме Данте «Божест-венная комедия».

21. Образная система поэмы Данте «Божественная комедия».

22. Животный эпос в средневековой городской литературе и формирование новой концепции художественного творчества.

23. Творчество Ф. Вийона и городская лирика Средневековья.

24. Рыцарский роман как жанр. Общая характеристика основных типов рыцарского романа.

25. Повествовательные жанры городской литературы. Общая характеристика.

26. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.

27. Джеффри Чосер и начало Возрождения в Англии. Жанровая природа «Кентерберийских рассказов».

28. Расцвет театра в Англии. Драматурги-елизаветинцы. Общая характеристика.

29. «Сонеты» В. Шекспира. Основные темы; тип героя; тип героини. Английский сонет.

30. «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Идейно-художе-ственное своеобразие.

31. Своеобразие трагического конфликта в трагедии В. Шекспира «Отелло». Построение сюжета в этой трагедии.

32. Отелло и Яго — две стороны ренессансной концепции человека.

33. Трагедия В. Шекспира «Король Лир». Содержание основного конфликта. Образная система.

34. В. Г. Белинский о трагедии «Гамлет».

35. Гамлет и Дон-Кихот в оценке И. С. Тургенева.

36. Комическое в мире В. Шекспира (анализ двух комедий).

37. Принципы построения художественного мира трагедии Шекспира «Гамлет».

38. Способы создания образа в трагедии «Гамлет».

39. Творчество Эразма Роттердамского. «Похвальное слово Глупости».

40. Возрождение в итальянской литературе. Поэзия Ф. Петрарки — открытие новой художественности.

41. Данте и Петрарка. Сравнительная характеристика образов Беатриче и Лауры.

42. «Декамерон» Дж. Боккаччо. Жанровая природа книг и новелл.

43. Художественный мир поэзии рыцарей и городской поэзии: к вопросу о развитии образа лирического героя. Сравнить.

44. Возрождение во Франции. Творчество Ф. Рабле. Гротескный образ тела в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль».

45. Источники комического в романе Ф. Рабле «Гарган-тюа и Пантагрюэль» (по книге М. М. Бахтина «Смеховая культура Средневековья...»).

46. Возрождение в Испании. Общая характеристика творчества Сервантеса.

47. Сюжет романа Сервантеса «Дон Кихот». Новаторство Сервантеса.

48. Дон Кихот и Санчо Панса в изображении Сервантеса. Понятие «донкихотской пары».

49. «Дороги Испании» в романе «Дон Кихот». Основные работы по творчеству Сервантеса.

50. Анализ монографии А. Ф. Лосева «Эстетика Возрождения».

СЛОВАРЬ:

Бестиарий - (лат. Bestiarium от bestia – зверь) – жанр средневековой дидактической литературы, представляющий собой каталог реальных и вымышленных животных с описанием некоторых их свойств, в ряде случаев с их символическим истолкованием. Наибольшую популярность получил в 12-13 вв. Источником Б. стал «Физиолог» - анонимное собрание текстов на греческом языке о животных, растениях и минералах, появившееся в Александрии ок. 2-3 в.: его основу, в свою очередь, составили наблюдения авторов классической древности и восточные предания, обработанные в духе сближения их с христианской традицией. <…>. (Т.Г. Юрченко //Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. Интелвак, 2001,слтлб. 80-81).

 

Вагант – (лат. Vagare - бродить) – средневековый поэт, который на латинском языке создавал произведения преимущественно светского характера. Основные произведения содержатся в сборнике Carmina Burana, который был найден в 1803 и опубликован в 1847 г. В. были клириками и школярами, они странствовали по государствам Европы. Владели латынью, знали античных поэтов, приемы поэтического искусства. Известны имена таких вагантов, как Гугон (Примас Орлеанский), Архипиит Кельнский, Вальтер Шатильонский, Филипп Гревский, Фульберт Шартрский. Расцвет творчества В. приходится на 12-13 вв. В их произведениях приходят в единство традиции античности, карнавальный смех, назидательно-проповедническая и сатирическая. Основные темы творчества – любовь, которая носит плотский характер: воспевание вагантского братства, жалобы на свою бедность. Другое название – голиарды. (Гаспаров М.Л. Поэзия ваганов //Поэзия вагантов. М.,1975).

Куртуазная любовь - (фр. Courtois – учтивый, вежливый)- термин «куртуазная любовь» был придуман Гастоном Пари в 1883 году в процессе написания эссе о «Ланселоте» Кретьена де Труа, чтобы определить концепцию любви, проповедуемой провансальскими трубадурами в Х11 веке. Отношение влюбленного к даме сердца строилось по принципу феодального отношения вассала к своему господину; любовь была религиозной страстью, облагороженной, постоянно возрастающей и безответной (Дрэббл, М., Стрингер, Дж. Путеводитель по английской литературе. М., Радуга, 2003,с. 381).

 

Космография - (космос + графия) – описание небесных светил; общие сведения по астрономии и физической географии; устар. термин. (Словарь иностранных слов. 1979,с. 257)

 

  Лейх - средневековый песенный жанр немецкой лирики, исполнявшийся миннезингерами в 13-первой половине 14 в. и сопровождавшийся обычно музыкой. Известны три основные формы: танцевальная, религиозная и любовная В 13 в. к жанру обращается Отто фон Ботенлаубен, Ульрих фон Лихтенштейн, Рудольф фон Ротенбург… (Литературная энциклопедия терминов и понятий, М. Интелвак, 2001,стлб. 437)

Литургическая драма – наиболее ранний жанр средневековой драмы, первые свидетельства о котором восходят в 10 в. Поначалу являлась частью литургии, разыгрывалась непосредственно в церкви. Первые Л.д. развивались на основе рождественской и пасхальной служб. Позднее возникли и другие новозоветные (воскресение Лазаря, обращение Павла, Благовещение) и ветхозаветные (соблазнение Евы Змием, убийство Авеля) сюжеты: они разыгрывались уже на паперти и не во время службы, что позволяет исследователям называть их популитургическими драмами. В них постепенно большее развитие получают сцены, изображающие земную стихию или дьяволов и потому обязательным образом имеющие комический характер. Поэтому именно в Л.Д. рассматривается основной источнике средневекового комического театра (фарса). С другой стороны, Л.д. послужила основой для развития мистерий. Первоначально Л.д. существовала на латыни, однако, начиная с 12 в. она создается на народных языках. Самой первой из известных Л.Д. было «Действо о посещении Гроба» (10в.), первой Л.д. на народном (старофранцузском) языке было «Действо об Адаме» (Абрамова М.А. //Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. Интелвак, 2001, стлб. 483).

 

Лэ - 1. песенная форма средневековой французской поэзии, характерная для труверов и развившаяся из религиозного песнопения (секвенции). 2. Один из нарративных куртуазных жанров средневековой словесности. Л. возникает во Франции в 12 в. По размеру Л. приближается к повести, всегда имеет стихотворную форму…Первоначально были связаны с фольклорными преданиями бретонского (кельтского) происхождения…(Абрамова М.А. //Литературная энциклолпедия терминов и понятий. М. Интерлвак, 2001,стлб. 432)

 

 

Миннезингер - (нем. Minnezinger – певец любви) – куртуазный поэт в средневековой Германии. (Пуришев Б.И. Лирическая поэзия средних веков.//Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов.М., 1974).

 

Миракль -  (фр. Miracle от лат. Miraculum – чудо) – жанр западноевропейской средневековой религиозной драматургии, возникший во Франции в 13 в.. М. Имел стихотворную форму <…>.Особой популярностью пользовались М., в которых изображались чудеса Девы Марии («Миракль о Теофиле» Рютбефа,ок 1261, под названием «Действо о Теофиле переведен А.Блоком, 1907). М. Носили назидательный характер (святой помогал исправиться заблудшему герою)<…>. (Абрамова М.А.//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., Интелвак, 200-1,слтб. 550)

 

Петраркизм – в своем широком значении подражание как латинским, так и итальянским произведениям Франческо Пертрарки (1304 -1374). В узком терминологическом смысле П. Означает течение в европейской поэзии 16-17 в.в., в основе которого лежит прямое или опосредованное подражание темам, мотивам, образам и языку лирического сборника Петрарки «Канцоньере» («Книга песен», 1373-74). Обобщив традиции европейской любовной лирики (куртуазная лирика, поэзия нового сладостного стиля, Данте) и сплавив их с личным жизненным опытом и сквозными мотивами своего творчества в целом, Петрарка создал поэтическую модель любви, построенную на системе конвенций, некоторые из которых остаются значимыми до 20в. В основе петраркистской модели любви лежит поклонение возлюбленной, которая принципиально недостижима (с этим связано у многих поэтов сюжетное разделение стихов на жизнь дамы и на ее смерть) и которая сочетает в себе физическую красоту и нравственное совершенство. Соответственно формируется устойчивая топика описания дамы: световые образы (солнце, звезды, заря), драгоценные камни и материалы (волосы как золото, кожа как слоновая кость, зубы как жемчуг, губы как коралл), цветы (гвоздика, роза, лилия). Любовное чувство предстает как нескончаемая сладостная и одновременно мучительная пытка или даже вечно длящееся умирание, ключевым становится образ огня и ассоциируемые с ним мифологемы – саламандра, Феникс, Икар, Фаэтон. Наиболее распространенными являются метафоры, построенные на соединении образов огня и льда (или воды), символизирующие соотнесение любовного горения и чистоты, но одновременно и холодности дамы, являющейся своего рода антагонистом возлюбленного. Противоречивость любовного чувства воплощается и через ряд других антитез: радость-грусть; жизнь-смерть; страх-надежда; день-ночь; свобода-плен <…>. (Смирнова М.Б. //Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.,Интелвак, 2001,стлб. 743-45).

 

Палимпсест – (греч. Palimpseston biblion – вновь соскобленная книга) – рукопись на пергамене поверх смытого или соскобленного текста; были распространены до начала книгопечатания. (Словарь иностранных слов, М. 1979,с. 357).

 

Патристика – (греч. Pater – отец) – произведения так наз. “Отцов церкви” 2-8 вв., в которых изложены основы христианского богословия и философии.

Экзегет- (греч. Exegetes - истолкователь)1. В Древней Греции – толкователи прорицаний, законов и обычаев. 2.Начиная с Александрийской эпохи – филологи, занимавшиеся экзегезой: позднее –богословы-схолласты, толковавшие библейские тексты (Словарь иностранных слов. М. 1983,с. 572)

 

 

Энкомий – (греч. Enkomion – восхваление) – Литературный жанр: хвалебная речь <…> В средние века с помощью приемов Э. составлялись похвальные слова святым и другие произведения агиографической литературы…В эпоху Возрождения Э. отдельным городам и правителям…были важным публицистическим средством. К этому же времени относится лучший образец пародиического э. – «Похвала Глупости» (1509) Эразма Роттердамского. (М.Л. Гаспаров //Литературная энциклопедия терминов и понятий. М, 2001. Интелвак. Стлб. 716) 

 

 

Темы рефератов

1. Мифология в «Старшей Эдде».

2. Творчество Данте в живописи.

3. Ф. Рабле – великий «извлекатель квинтэссенций».

4. Ф. Вийон – судьба и творчество.

5. Великие исполнители роли Гамлета в кино.

6. Экранизации трагедии «Отелло».

7. Постановки Шекспира на сцене Оренбургского театра драмы.

 


1 Яблоко по-латыни malum, что значит «зло».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: