Возрождение в Испании

 

В начале XVI в. дух итальянского гуманизма проникает в Испанию, историческое развитие которой отличалось исключительным своеобразием. В условиях испанского абсолютизма, власть которого поддерживалась католической церковью, сложилась испанская ренессансная литература.

Испанская культура характеризуется яркой самобытностью, поэтому античные влияния и заимствования были ослаблены. Характерной чертой литературы испанского Возрождения явилась близость к народному творчеству, под влиянием которого переживает расцвет жанр романса. В рамках взаимодействия испанской лирики и итальянских ренессансных образцов произошли изменения поэтической системы, началось применение итальянских размеров, терцин, октав и т.д. В повествовательных жанрах пальма первенства принадлежала рыцарским романам, созданным по образцу и подобию французских.

 Испанское Возрождение впитало, с одной стороны, традиции итальянского возрождения, с другой – «христианский гуманизм» Эразма Роттердамского.

 Центральной фигурой испанской литературы Возрождения был Мигель Сервантес де Сааведра (1547—1616).

Выдающимися произведениями Сервантеса стали сборник «Назидательные новеллы» (1613) и роман «Дон Кихот» (1605 — 1 часть, 1615 — 2 часть). Известен Сервантес и как драматург («Нумансия»). В «Дон Кихоте» отразилась целая эпоха, а его герои пополнили ряды так называемых «вечных образов».

Фабула романа соткана из похождений Дон Кихота и Cанчо Пансы. Они странствуют по Испании, образ которой пронизывает все произведение. Восседая на Россинанте, Дон Кихот покидает ламанчское село Монъель, чтобы совершить подвиги во славу обиженных и нуждающихся в защите. В сопровождении Санчо Дон Кихот сражается с ветряными мельницами, совершает поездку к Дульсинее, пребывает в герцогском замке. Дон Кихот благословляет Санчо на губернаторство. Так совершается все то, что и снискало Дон Кихоту имя Рыцаря Печального Образа. Однако приключения героев - лишь повод для выражения глубоко затаенной боли, которую испытывает автор за «хитроумного идальго». Одевшись в старинные доспехи, найденные в доме, Дон Кихот хотел бы возродить попранную справедливость, защитить слабых, служить Прекрасной Даме. «Свихнувшийся» на чтении рыцарских романов, герой Сервантеса оказывается смешным и несовременным, пытаясь возродить рыцарские идеалы, ушедшие в прошлое.

 

Работая над романом, ответьте на следующие вопросы:

 

1. Какой жанр средневековой литературы пародирует Сервантес? (приведите примеры).

2. Как изображен Дон Кихот в первой и второй частях романа?

3. Дон Кихот и Санчо: в чем смысл неразрывного единства этих образов?

4. Как показана в романе Испания? (приведите примеры).

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. Конрад Н. О всемирной литературе в Средние века // Вопросы литературы. — 1972 — № 8. — С. 93—105.

2. Ле Гофф Жак. Цивилизация Средневекового Запада. — М.: Прогресс-академия, 1992.

3. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1.

4. Наливайко Д. Жанрово-стилевая система литературы Возрождения // Вопросы литературы. — 1979. — № 11. — С. 164—200.

5. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. — М.: Наука, 1968.

6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978.

7. История всемирной литературы. — М.: Наука, 1985. — Т. 2, 3.

8. Гуревич Л. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. — М., 1989.

9. Хойслер А. Германский героический эпос и Сказания о Нибелунгах. — М.: Иностранная литература, 1960.

10. Мейлах М. Б. Язык трубадуров. — М., 1975.

11. Михайлов А. Французский рыцарский роман. — М.: Наука, 1976.

12. Пави П. Словарь театра. — М.: Прогресс, 1991.

13.Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского Средневековья. — М.: Наука, 1987.

14. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Художественная литература, 1990.

15. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола. - М.:АСТ, 2001

16. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК. Интелвак, 2001.

17. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

 

 

 

Планы семинарско-практических занятий

 

 

Героический эпос Средневековья. «Песнь о Роланде»

 

1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья.

2. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»:

- эпический фон;

- образ врага в поэме;

- образы Роланда и рыцарей;

- мифологический элемент в поэме;

- эпический стиль.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Хойслер А. Песнь о Нибелунгах и средневековый героический эпос. –М. Наука. 1974

2. История французской литературы. — М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 1.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — M., 1972.

3. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. — М., 1968.

4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. — М., 1962.

5. Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. — М.-Л., 1965.

6. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. — М., 1978. — С. 10-159.

7. Бахтин М.М. Эпос и роман: О методологии исследования романа //Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

 

Задание: выпишите определения понятий эпос, эпический стиль, подготовьте письменную характеристику одного из героев поэмы.

Божественная комедия» Данте

 

1. Флоренция эпохи Данте. Личность Данте.

2. «Божественная комедия» - замысел поэмы, проблематика.

3. Художественный мир поэмы Данте:

- композиция поэмы;

- образная система;

- художественные приемы и средства создания образов;

-- пейзаж;

- эпический стиль.

4. Поэзия Данте в иллюстрациях.

 

Задание: Выпишите определения понятий эпическая поэма, архитектоника. Обратите внимание на принципы создания образов героев поэмы (рассказ о себе, упоминание об эпохе, месте действия). Охарактеризуйте образ пространства, в котором происходят встречи Данте с душами.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы. — М., 1971.

2. Елина Н. Г. Данте. — М., 1965 (сделать конспект).

3. Голенищев-Кутузов И. H. Данте. — М., 1967.

4. Баткин Л. Данте и его время. Поэт и политика. — М., 1965.

 

                            3. Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и проблема ренессансного романа.

Гуманизм во Франции.

2. Ф. Рабле и его место во французской литературе эпохи Возрождения.

3. Сюжет и композиция романа Рабле.

4. Основные гуманистические идеи, которые обсуждаются в романе.

5. Система образов в романе:

- Отец и сын – великаны;

- Пантагрюэль, его воспитание, совершенные им военные подвиги;

- Брат Жан и судьба Телемского аббатства;

- Панург и проблема гуманистического идеала личности.

 

Задания: обратите внимание на единую сюжетную схему, по которой построены книги 1 и 2. Найдите карнавальные черты в кн.1 и элементы пародии на эпос в кн.2.Опишите жизнь телемитов. Каковы особенности карнавального смеха? Выпишите определения понятий карнавальность, гротескный образ тела.

 

Рекомендуемая литература:

Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля //Мимесис. – М. 1976.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. – М. 1965, 1990.

Веселовский А.Н. Раблэ и его роман: Опыт генетического объяснения //А.Н.Веселовский. Избранные статьи. – Д., 1939.

Пинский Л.Е. Смех Рабле //Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения. – М. 1961

Смирнов А.А. Рабле и его роман.//А.А. Смирнов. Из истории западноевропейской литературы. - М.;Л., 1965.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: Учеб. Для студ. Высш. учеб. Заведений. В 2 т. – М. Владос, 2001.-Т.2,с. 105-128.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: