I в а р и а н т: вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.
II в а р и а н т: поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.
5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее для обоих вариантов.)
1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец при везли с рынка шоколадных конфет.
Выполните полный синтаксический разбор предложения.
I в а р и а н т: Чудесно пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А. Куприн.)
II в а р и а н т: Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В. Бианки.)
Домашнее задание: учебник «Развитие речи», § 9, с. 87, с. 88, прочитать материал под знаком «Теоретические сведения», упражнение 149 нас. 93 выполнить письменно.
Уроки 18—19
ЦЕПНАЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИХ ПОРЯДОК В ТЕКСТЕ.
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цели: объяснить учащимся суть цепной и параллельной связи предложений в тексте; учить определять средства связи — морфологические и лексические; расширить понятие о таких лексических средствах выразительности речи как риторический вопрос, инверсия; совершенствовать умение сочинять связные тексты заданным способом; развивать связную письменную речь учащихся путем подготовки и написания домашнего сочинения с использованием разных видов связи предложений в тексте.
О б о р у д о в а н и е: репродукция иллюстрации к сказке «Морозко и падчерица» художника И. Билибина (Уроки литературы. — № 5—2001.—с. 9/Приложение к журналу «Литература в школе»).
Ход уроков
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к изучению нового материала.
Проверка домашнего задания.
— дома вы должны были, используя материалы из учебников «Теория» и «Развитие речи», составить сообщение о риторических вопросах. Прочитайте подготовленные сообщения.
— Есть ли у кого-нибудь дополнение?
—О каком еще синтаксическом средстве выразительности вы говорили на прошлом уроке? (Инверсия.) Расскажите, что вы знаете об инверсии.
Работа с текстом.
— Прочитайте отрывок из речи Д. И. Менделеева.
Д. «...И‚ если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть действительная, всякая прочая есть фиктивная...»
(По материалу учебника «Риторика. 9 класс»,
под редакцией Т.А. Ладыженской.)
— Подумайте, в какой речевой ситуации могла звучать эта речь.
— Есть ли здесь риторический вопрос и какова цель его использования? Объясните.
— Есть ли инверсия? Обоснуйте свой ответ.