— Какие из записанных предложений являются двусоставными, а какие односоставными?
1) — Трамвай идет? 1) — Кого ждешь?
— Идет! — Учителя.
2) — Кто написал комедию «Ре- 2) — О чем сообщили по радио?
визор»? — О погоде на завтра.
— Гоголь.
— Какая это форма речи: монологическая или диалогическая?
— Рассмотрите внимательно реплики-ответы. Что собой представляют эти предложения?
II. Объяснение нового материала.
— Определите, какими членами предложения они являются. (Идёт. Гоголь.)
— Роль какого члена предложения выполняют реплики-ответы в односоставных предложениях? (Учителя; о погоде на завтра.)
— Скажите, понятен ли был смысл этих реплик без реплик вопросов? (Нет, без контекста они не имеют смысла.)
— А можно ли восстановить необходимые для полноты значения члены предложения? (Да, из предшествующих предложений.)
— Предложения в которых опущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения, но его легко восстановить из контекста или описываемой ситуации, называют неполными. Чаще всего они встречаются в диалогической речи, как в нашем случае.
— А теперь скажите, неполные предложения: Идет! и Гоголь. — это двусоставные неполные предложения или односоставные? Почему? (Неполные двусоставные, так как недостающий член, который легко восстанавливается из реплики-вопроса — в 1-м предложении подлежащее — трамвай; во 2-м — сказуемое — написал.)
— А неполные предложения второго столбика? (Это неполные односоставные, так как если полностью восстановить все недостающие члены из реплики-вопроса, все равно получится односоставное предложение.)
— Неполными могут быть предложения и в монологическом высказывании. Об этом прочитайте в § 185, с. 238 учебника «Теория».
— Какой знак препинания обязателен в таких неполных предложениях? (Тире.)
— Прочитайте и запомните правило употребления тире в неполных предложениях на с. 239.
Стоит подробно проанализировать, объяснить примеры из данного правила, попробовать восстановить недостающие члены предложения, сделать вывод о том, зачем употребляются в речи неполные предложения.
IV. Закрепление нового материала.
Работа с учебником.
— Выполните устно упражнение 238, с. 102 учебника «Практика». Объясните расстановку знаков препинания в этом упражнении.
Объясиительный диктант.
Выполнение тренировочных упражнений в записи неполных предложений и постановке тире.
1) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда — на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда — других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель — каждый день. 5) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору — с глиной и мрамором, художнику — с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 6) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди — обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди — таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами — еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте — вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)
— Сколько грамматических основ в последнем предложении?
— Какие члены предложения опущены в неполных предложениях?
— Дайте полную характеристику этого предложения, как при синтаксическом разборе. Объясните знаки препинания в этом предложении.
3. Работа с сигнальными карточками «+» и «-».
— У вас на партах карточки со знаками «+» и «—». С помощью них определите вид прочитанного мною предложения: полные — «+», неполные «—».
1) Новгород — величественный старинный русский город. (+)
2) В глубине рощи — дом-вилла, весь обвитый покрасневшими уже листьями дикого винограда. (М. Пришвин.) (—)
3) С горы вниз по реке расстилались сады. (М Пришвин.) (+)
4) — Хотите чаю? (+)
5) — Покрепче, пожалуйста. (—).
6) Жара. (+)
7) В доме никого нет. (+)
8) За избами — узенькие полоски крестьянских полей. (—)
9) — Как идут дела? (+)
10) — Ничего, нормально. (—)
Работа с таблицами.
— Дома вы должны были заготовкгь т а б л и ц ы:
Односоставное | Двусоставное | ||
Полные | Неполные | Полные | Неполные |
— Сейчас заполните их 1—2 примерами в каждой графе из упражнений 243 и 244, с. 103—104 учебника «Практика».
Коллективная проверка.
V. Подведение итога урока.
— Какие предложения называются неполными?
— Какой знак препинания употребляется в неполных преджениях?
— Как различить неполное односоставное и неполное двусоставное предложения?
Домашнее задание: § 185, упражнение 245 — спишите текст, в нем укажите виды простых предложений. § 21 — повторить.
Урок 46
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
СОЮЗЫ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Цели: активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, расширить знания о случаях постановки запятых при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяюпихся союзах после каждого однородного члена; о случаях, когда занятая не ставится.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Подготовка к объяснению нового материала.
Беседа.
— Назовите основные признаки однородных членов предложения.
— Какая связь между однородными членами предложения? (Сочинительная.)
— А какие средства связи используются между однородными членами? (Интонация, сочинительные союзы.)
— Кто сможет записать на доске группы, на которые делятся сочинительные союзы? Приведите примеры союзов каждой группы. (Можно обратить внимание учащихся на примеры в § 149.)
— Какие из этих союзов являются составными? Приведите пример предложения с повторяющими союзами и. Расскажите, что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах с союзами.
— Прочитайте предложення, записанные на доске.
Д. Письмо писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. (А.С. Пушкин.)
— Есть ли в этом предложении однородные члены? Назовите их.
Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их в предложении, В результаате должно получиться следующее:
— Какой вывод нужно сделать для себя? (Прежде чем ставить запятые при повторяющемся союзе, нужно проверить, соединяет ли он однородные члены одного ряда или разных рядов.)