Объяснительный диктант

— Запишите предложения, поставьте знаки препинания, выполните их разбор по членам предложения.

1) Вот серый старый дом. Теперь он пуст н глух. (Н. Некрасов.) 2) Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины. (Н. Некрасов.) 3) Мох да вереск да граниты... Чуть шумит сосновый бор. (В. Брюсов.) 4) Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на желтое жнивье. (С. Щипачев.) 5) Сядем там на кочке... Зной и тишина.. В голубом веночке высь отражена. (В. Брюсов.) 6) Звучный мерный звук копыт. Кони б..ют о камень плит. (В. Брюсов.)

 

В это время двое учащихся получают индивидуальные карточки задания. Если позволяют размеры доски, то хотя бы одного из них стоит вызвать к доске.

 

К а р т о ч к а № 1

Составьте безличные предложения с данными сказуемыми.

1) Стало светать. 2) Надоело жцать. 3) Знобит. 4) Холодно. 5) Надо написать. 6) Тепло. 7) Нет, не было.

С этой карточкой учащийся работает в тетради. При проверке зачитывает вслух получившиеся предложения.

 

К а р т о ч к а № 2

Спишите предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид односоставных предложений.

1) В окружающ..й их осе(н, нн)ей природ.. было уныло и грус(?)но в этот час. (А. Платонов.) 2) Огромн..е окно возле которого мы с..дели будто завес..ли сплошными в..ртикальными жалюзи. (А. Яхонтов.) 3) Чтобы пройти к бер..гу озера прих..дил..сь вытапт..вать узкие тр..пинки в душист..х высок..х травах. (К. Паустовский.) 4) Леше очень захотел..сь скомк..ть холодный сн..жок и кинут(?)ся в бой. (Ю. Яковлев.) 5) Как хорошо солнечн..м летн..м утром выбежать с сачком в руках в сад или во двор побегать пог..нят(?)ся за прол..тающ..ми бабочками и мушк..ми. (Г. Скребицкий.)

 

IV. Подведение итогов урока.

— Что нового вы узнали на уроке? Что успели повторить?

 

Домашнее задание: § 184, упражнение 232 — письменно, упражнение 218 подготовить к предупредительному диктанту (устно), принести учебник «Развитие речи».

 

Урок 44

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

«ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Цели: закрепить знания о видах односоставных предложений, совершенствовать умение различать виды односоставных предложений, самостоятельно составлять предложения заданного вида.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5; листочки для предупредительного диктанта.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня последний урок по изучению темы «Односоставные предложения». Ваша задача — обобщить и закрепить полученные знания по этой теме.

 

II. Обобщение изученного материала.

Беседа.

— Какие предложения называются односоставными?

— На какие две основные группы они делятся? (С одним главным членом — сказуемым, с одним главным членом — подлежащим.)

— Назовите виды предложений первой группы. (Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.)

—Как называются предложения второй группы? (Назывные.)

— Приведите примеры неопределенно-личных предложений с обобщенным значением.

— Каковы грамматические особенности каждого вида односоставных предложений?

 

Предупредительный диктант.

— Дома вы устно прорабатывали упражнение 218. Объясните все выделенные орфограммы и знаки препинания в этих предложениях.

— Прочитайте еще раз предложения. Подпишите свои листы. Написанис предупредительного диктанта.

Учитель диктует предложения из учебника, как обычный диктант.

З а д а н и е  к диктанту:

1) укажите вид односоставных предложений, подчеркните сказуемое, укажите, чем оно выражено;

2) преобразуйте два любых предложения в назывное или/и определенно-личное.

 

Работа с сигнальльными карточками.

—У вас карточки с цифрами от 1 до 5. Я читаю предложения а вы определите их вид и поднимите соответствуюший номер.

Д. 1 — определенно-личное;

2 — неопределечно-личное;

3 — неопределенно-личное с обобщенным значением;

4 — безличчое;

5 — назывное.

1) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. (А. Пушкин.) — 4.

2) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону Девичьего поля, недалеко от монастыря. (Л. Толстой.) — 2.

3) Передняя. Ломберный столик. (А. Чехов.) — 5.

4) Очень уж шумят у нас в классах. (А. Чехов.) — 2.

5) Напишешь — не сотрешь, выпустишь — не поймаешь. — 3.

6) Уж сильно завечерело. (М. Горький.) — 4.

7) Начинаю понемножку оправляться от безденежья. — 1.

8) Хотя все-таки денег нет. (А. Чехов.) — 4.

9) Итак, приступим к протоколу. (К. Федин.) — 1.

10) Ждали со дня на день конца навигации... (К. Федин.) — 2.

11) Снявши голову, по волосам не плачут. —3.

12) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение. (А. Чехов.) — 1.

13) Ни тени, ни ветерка!.. Открытое беспощадному солнцу шоссе. (А. Сурков.) — 5.

По ходу работы учитель может попросить учащихся объяснить, как он понимают смысл пословиц.

 

Работа с учебником в парах с взаимопроверкой.

I  в а р и а н т — выполнение упражнения 235, с. 99 учебника «Практика»;

II в а р и а н т — выполнение упражнения 236, с. 100 учебника «Практика».

Взаимопроверка с выставлением оценок.

Одну пару, получившую хорошие оценки, учитель просит прочитать свои работы.

 

Творческое задание по учебнику «Развитие речи».

— Откройте учебники «Развитие речи» на с. 193. Перед вами репродукция картины А.Л. Рылова «В голубом просторе». Глядя на нее, составьте пять односоставных предложений: неопределенно-личное, назывное, 2 безличных и двусоставное. Текст не обязательно должен быть связным.

По окончании работы учащиеся зачитывают предложения, анализируют.

 

III. Подведение итога урока.

— Подведите самостоятельно итог сегодняшнего урока.

Лучше попросить сделать это нескольких учащихся и определить, чей вариант наиболее полный.

 

Домашнее задание: § 179, упражнение 233 + сделать  т а б л и ч к у:

 

Односоставное

Двусоставное

Полные Неполные Полные Неполные
       

 

 

Урок 45

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Цели: дать понятие о неполных предложениях, особенностях их строения и оформления на письме (употребление тире); учить определять роль неполных предложений в речи.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+» и «—».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы познакомитесь с особенностями строения неполных предложений и оформления их на письме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: