Объяснительный диктант

— Запишите под диктовку несколько предложений с подробным комментированием у доски. В этих предложениях подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем, какими членами предложения они являются.

1) За столом обедали три человека старушка девушка и парень, глазами похожий на старушку. 2) Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. 3) Хотите чайку спросила Люда поглядывая то на Никодима Павловича то на бабушку и едва сдерживая смех. 4) И рука его и лицо и синяя спецовка л..снились от сажи и маши(н, нн)ого масла. 5) Тихое небо скромно мерцающ.. звездами и (не)подвижные рябины с черной листвой и еще более черными грозд(?)ями ягод и белые, словно меловые, тропки пересече(н, нн)ые тенями и полосатый туман (в)дали за овинами все было спокойно бе..страс(?)но. Блёкнут к осени деревенские полянки. Летом они щедро разукраш..(н, нн)ы алыми б..рюзовыми белыми цветами и густой тяжелый от медовых запахов воздух (не) подвижно стоит над землей. А сейчас все потускнело и цветы и травы.

(По С. Антонову.)

 

V. Подведение итога урока.

— Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом.

 

Домашнее задание: § 189 — учить упражнение 278 — письменно, 276 — устно, для предупредительного диктанта принести учебники «Развитие речи».

 

 

Урок 49

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА

ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели: закрепить навык правильного пунктуационного оформления на письме обобщающих слов при однородных членах предложения; повторить порядок морфологического разбора существительного и местоимения.

О б о р у д о в а н и е: листы для предупредительного диктанта.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Расскажите правилах постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

— Как вы справились с домашним упражнением? Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

Пока учащиеся проверают расстановку знаков препинания и вставленные буквы в упражнении, один из учащихся на доске выписывает составленные им схемы предложений, затем все учащиеся сверяются с ним, если нужно исправляют его работу или свою.

 

— Как вы ответили на вопрос о попарном соединении однородных членов в 3-м предложении?

 

Предупредительный диктант.

— Дома вы готовились к диктанту по упражнению 276. Объясните расстановку знаков препинания в каждом предложении.

— Какие слова могут вызвать затруднения во время диктанта? (Жизнеутверждение, разминаемой, можжевельник.)

— Еще раз прочитайте предложения.

— Закройте учебники, запишите предложения под диктовку.

 

Работа по учебнику «Развитие речи».

— Скажите, по вашему мнению, обобщающие слова — это по своей сути родовые или видовые понятия? Знаете ли вы суть этих понятий?

— Откройте учебники «Развитие речи» на с. 38. Прочитайте материал под значком «Теоретические сведения».

— Потренируйтесь в различении родовых и видовых понятий, выполняя устно упражнения 44 и 45.

— Рассмотрите внимательно таблицу из упражнения 48. Скажите, чем отличаются видовые понятия от родовых понятий. (Отличительными видовыми признаками, которые присущи только ему и отсутствуют у других понятий этого же рода.)

 

Работа с учебником «Практика».

— А теперь самостоятельно выполните упражнение 273 на с. 118 учебника «Практика». Работаем по заданию к упражнению.

 

Морфологический разбор существительного и местоимения.

— Скажите, какой частью речи чаще всего выражаются обобщающие слова. (Именем существительным и местоимением.)

— Запишите два предложения, комментируя постановку знаков препинания.

На усмотрение учителя комментируют либо с места, либо у доски.

 

1) Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый звук — песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов.)

2) На всем: на полу, на стульях, на столе без скатерти — лежал толстый слой пыли. (К. Симонов.)

— В первом предложении подчеркните грамматическую основу. Чем она выражена?

— Почему в этом предложении два тире?

— Выполним морфологический разбор обобщающих слов в этих предложениях.

— Составьте пунктуационные схемы этих предложений.

 

III. Подведение итога урока.

— Что вы закрепили на сегодняшнем уроке?

 

Домашнее задание: § 186—188 повторить, выполнить упражнение 280 + составить карточку-задание из шести предложений по этой теме.

 

 

Урок 50

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

(Урок-практикум)

 

Цели: закрепить навык пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной, союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения.

О б о р у д о в а н и е: репродукции картин «Павловск. Вид на Большой дворец» А.Е. Мартынова, «Пустынник» М.В. Нестерова, «Завтрак аристократа (Не в пору гость)» П.А. Федотова, «Воспоминание о Кавказе» М.Ю. Лермонтова // Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8—9 классы. (Зельманова Л.М., Колокольцева Е.Н.)

 

Ход урока

Организационный момент.

— Сегодня заключительный урок-практикум по применению знаков препинания при однородных членах без обобщающего слова и с обобщающим словом. В течение всего урока с помощью различных заданий вы будете упражняться в умении находить однородные члены обобщающие слова, верно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений и самим составлять подобные предложения. В конце урока вы сдадите тетради и получите оценку за работу на уроке.

 

II. Закрепление изученного материала.

Речевая разминка.

— Найдите и исправьте, обьяснив, ошибки в предложениях, записанных на доске.

Д. 1) Сатирики разоблачают невежд, грубость алчность, эгоизм. 2) Избиратели хорошо знают и доверяют своему кандидату в депутаты 3) Леночка встретила и сказала Маше о поездке в лес. 4) Язык пьесы краток, но красочный. 5) Отец очень любит шахматные соревнования и ловить рыбу.

 

Работа с учебником.

— Выполните самостоятельно упражнение 277, с. 119 учебника «Практика».

— Прочитайте, какие предложения у вас получились, называя все знаки препинания в них. Как вы ответили на вопрос после упражнения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: