V. Подведение итога урока

— Что вы повторили на сегодняшнем уроке?

— Что узнали нового?

 

Домашнее задание: выучить правила употребления знаков препинания при однородных членах в § 186—187, упражнение 262, упражнение 265 (устно).

 

 

Урок 47

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. СОЮЗЫ ПРИ ОДНОРОДНЫХ

ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение)

Цели: закрепить знання о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— На сегодняшнем уроке вы продолжите изучение постановки знаков препинания при однородных членах предложения с союзами.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Проверка выполнения заданий к упражнениям в учебнике.

 

Самодиктант. (Письмо по памяти.)

Д. Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад,пустынный

Первым снегом понесло.

                                 И. Бунин.

Методику работы см. в уроке 31.

 

— В тексте подчеркните однородные члены, укажите слово, к которому они относятся.

Взаимопроверка.

 

Работа с учебником.

1) Выполнение тренировочных упражнений по вариантам в парах с взаимопроверкой.

I  в а р и а н т — выполнение упражнения 264, с. 114 учебника «Практика»;

II  в а р и а н т — выполнение упражнения 266, с. 144 учебника «Пракгика».

— Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

В это время двое учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам-заданиям.

 

К а р т о ч к а № 1

Расставьте пропущенные знаки препинания.

1) Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него вст..вал на задние лапы, а передними уп..рался в дубленку. (Ю. Яковлев.) 2) Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь (К. Паустовский) 3) Сюда залетал ветерок не то с гор не то с моря. (С. Бабаевский.) 4) И в бою в непогоду среди самых злых забот ленинградская порода (н..)когда (не) пропадет. (Н. Тихонов.) 5) (В)друг колокольчик над снежн..й длиной то зазв..нит то опять пропадет. (Н. Букин.)

 

К а р т о ч к а  № 2

Спишите, расставляя знаки препинания и пропущенные буквы. Подчеркните однородные члены, выраженные разными частями речи, и укажите, какой частью речи они выражены.

1) Костер пылал. Он горел щедро дымно в полную силу. (Ю. Яковлев.) 2) Стены в классах заново побелили и были они такие чистенькие без единого пятнышка просто любо посмотреть. (Н. Носов.) 3) В окружаю..й осен(н, нн)..й природе было уныло и грус(?)но в этот час. (А. Платонов.) 4) (В)первые после отьезда из Феодосии мы огл..делись и увид..ли Восточный Крым Он был пустын..н и бл..стел от (не) давних дождей. (К. Паустовский.) 5) Сухо чисто светло от листьев в лесу. (В. Солоухин.)

 

— Кто получил оценку «отлично»? «хорошо»? Прочитаете вслух свою работу, называя вставленные буквы и знаки препинания.

— Теперь проверьте товарищей, работавших у доски.

 

2) Устная работа по исправлению речевых недочетов при употреблении однородных членов.

— Откройте с. 112, упражнение 258. Перед вами предложения с ошибками в употреблении однородных членов. Объясните, в чем заключаются эти ошибки, исправьте их.

 

Синтаксический разбор предложения.

— Вспомните порядок сиитаксического разбора предложения с однородными членами. Запишите: Зубчатый клен, и гладкий бук, и твердый граб, и дуб корнистый вторят подков железный звук средь гама птичьего и свиста 4 (А.К. Толстой.)

Следует обратить внимание учащихся, что в характеристике предложения обязательно нужно указать, что оно осложнено однородными членами и какими конкретно.

 

Творческое задание.

— Составьте три предложения с фразеологизмами, данными на с. 115 учебника «Практика».

— Прочитайте свои предложения, называя все знаки препинания в них.

 

III. Подведение итога урока.

— Какие выводы для себя вы сделали из сегодняшнего урока?

 

Домашнее задание: § 186—187, упражнения 270, 271; § 21 — об обобщающих словах при однородных членах.

 

Урок 48

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА

ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цель: активизировать понятие об обобщающих словах, расширить знания о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цель урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Беседа с анализом предложений.

— Вспомните, что называют обобщающим словом. Какой знак препинания употребляется при нем?

— Проанализируйте предложения. записанные на доске, найдите в них однородные члены и обобщающие слова там, где они есть. Как нужно расставить знаки препинания?

Д. 1) Виднелись или необработатые песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров.)

2) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива. (В. Арсеньев.)

3) В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн. (А. Пушкин.)

4) Дремали не только леса но и лесные озера и лениные лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский.)

5) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать. (А. Пушкин.)

6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)

III. Объяснение нового материала.

— Как быть со знаками препинания в 5-м и 6-м предложениях? Вы нашли группы однородных членов и обобщающие слова. Скажите, какие знаки препинация ставить между ними и после них. Откройте § 188, с. 243 учебника «Теорию», самостоятельно прочитайте и объясните, какие знаки и где нужно поставить в этих предложениях.

— Сформулируйте правила употребления знаков препинания при обобщающих словах.

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с учебником

1) Устная работа с упражнением 272 по заданию к упражнению в учебнике.

2) Выполните упражнение 275, с. 118 письменно составляя схемы расстановки знаков препинания.

 

Творческое задание.

— Спишите с доски текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при однородных членах.

— Расставьте недостающие знаки препинания.

Д.                                                           Русские реки

Друзья, поглядите на карту нашей страны. Сколько на... извилистых длинных рек, больших озер! Через просторные степи через зеленую тайгу через холодную безлистную тундру... проложили свой путь реки. Бесчисленное множество... малых рек, речушек маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны.

В дренвости плыли груженные товарами корабли … по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами... торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород, Псков и Москва.

(По И. Соколову-Микитову.)

С л о в а  д л я   с п р а в о к: водоемы, необозримые просторы, водные дороги, торговые пути, первые русские города, разнооб разные товары и другие.

— Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются?

— Составьте пунктуационную схему предпоследнего и последнего предложений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: