Распределительный диктант

—Запишите под диктовку предложения в две колонки:

 

Ставится запятая между                                                 Не ставится запятая между

однородными членами                                                         однородными членами

 

1) День был совершенно ясный, тихий, жаркий. (Л. Толстой.)

2) Невелика птичка, зато поет хорошо. (Пословица.)

3) Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча смотрел ему в глаза (К. Симонов.)

4) У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. (Пословица.)

5) Не только штык, но и колос врага колет. (Пословица.)

6) Как летом так и зимой для наблюдательного человека в тайге много интересного. (Е. Пермитин.)

7) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. (И. Тургенев.)

8) Лизонька поднялась сегодня ни свет ни заря.

9) Ветер резал лицо, и не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась стегать по лицу. (Л. Толстой.)

— Подчеркните однородные члены предложения.

Коллективная проверка.

 

Творческое задание.

— Рассмотрите репродукции картин известных художников (на доске). Составьте к ним три предложения с однородными членами, одно из них обязательно должно быть с обобщающим словом. Составьте схему своего предложения.

— Прочитайте свои предложения, называя все знаки препинания.

 

Работа в группах.

— Объединитесь в группы из 4-х человек (по 2 парты). Каждый из вас дома готовил карточку-задание, обменяйтесь ими и выполните задание в течение 5 минут. Затем верните карточки их составителям, чтобы они проверили вашу работу. На карточке укажите фамилию проверившего ее и фамилию работавшего по ней.

— Кто получил оценку «отлично» и «хорошо»? Остальным учащимся нужно еще раз проработать учебный материал, так как на следующем уроке вам предстоит написать контрольный диктант.

 

Объяснительный диктант.

Проверьте свои знания и потренируйтесь в постановке знаков препинания.

1) Снег, укрывший и лес, и травы, и кустарники в сверкающую белизною горностаевую мантию, напугал тетерева. (Е. Пермитин.) 2) Свою избенку Трифон отделал первой: починил крыльцо, навесил новую дверь, перебрал в сенях пол. (А. Андреев.) 3) Грохот воды, рев перекатов, стремительный бег и нескончаемое эхо у скал — такое осталось впечатление от этой реки. (К. Федин.) 4) От Балтики до Тихого океана, от Ледовитого океана до Памира — всюду слышен этот мирный, но исполненный сдержанной и тяжкой силы гул. (М. Шолохов.) 5) Но теперь, в начале марта, все: и овраг, и лес, и поляна — было укрыто глубоким снегом. (Г. Скребицкий.)

 

— Составьте схемы двух последних предложений.

— Сколько рядов однородных членов в 4-м предложении? Назовите их.

 

III. Подведение итога урока.

— Расскажите, в каких случаях ставится тире и двоеточие при однородных членах с обобщающим словом.

— В каких случаях ставятся запятые при однородных членах?

— А в каких случаях не ставятся запятые?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 274, с. 118 учебника «Практика»; повторить § 186—188.

 

 

Урок 51

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Цель: проверить знания и умения по теме «Предложения с однородными членами».

 

Ход урока

 

Звезды еще сверкали остро и холодно. но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, за полнозвучно и звонко. Тревожным, свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Внезапно ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, острожное тявканье лисиц и первые, неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, как будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Последние звезды тихо, незаметно погасли в посветлевшем небе. Лес окончательно отряхнул с себя остатки ночного мрака и вставал теперь во всем своем зеленом величии. Побагровели и засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, поднялось солнце, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, лисица оставила на снегу кружевной, хитро запутанный след и тоже убралась с поляны. Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

(По Б. Полевому.)

 

(Текст взят из журнала «Русская словесность». — № 7, 2001. — с. 50.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1) Составьте схему предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.

 

2) Подчеркните однородные члены предложения:

I  в а р и а н т – во 2-м абзаце;      II в а р и а н т – в 3-м абзаце.

 

3) Найдите в первом абзаце предложение с двумя рядами однородных членов. Выпишите его. Схематично докажите правильность своего выбора.

 

III ЧЕТВЕРТЬ (21 ч + 7 ч «Развитие речи»)

 

Урок 52

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

 

Цели: помочь учащимся уяснить на примерах художественного текста, что однородные члены предложения могут являться одним из синтаксических средств выразительности речи; дать понятие о параллелизме предложений, учить находить данное средство выразительности в художественных текстах; работать над предупреждением ошибок в речи при использовании однородных членов предложения.

О б о р у д о в а н и е: репродукция картины А.И. Куинджи «Украинская ночь».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— На сегодняшнем уроке вы поработаете над предупреждением речевых ошибок при использовании однородных членов предложения и выясните, могут ли однородные члены являться средством выразительности речи.

 

II. Основная часть урока.

Беседа.

— Какая связь может быть между однородными членами? (Союзная н бессоюзная сочинительная связь.)

— Какими способами могут быть соединены однородные члены при союзной связи? (Последовательно и попарно.)

— Прочитайте вслух два очень близких по смыслу предложения.

На доске учитель предварительно выносит текст упражнения 4, с. 11 учебника «Развитие речи».

 

— Какое из них вы считаете более выразительным? Как вы считаете, чем достигается эта выразительность? (Парным соединением однородных членов.)

— Скажите, чем являются эти однородные члены с лексической точки зрения? (Антонимы.)

— То есть для достижения большей выразительности речи используется парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.

 

Работа с учебником.

1) Анализ средств выразительности в тексте.

— Проанализируйте текст упражнения 5, с. 12 учебника «Развитие речи» и выясните, является ли использование этого средства выразительности речи распространенным. Всегда ли парно соединяются антонимы? Какие еще способы соединения однородных членов предложения использует автор? (Бессоюзное соединение и повторяющиеся союзы.)

2) Наблюдение за бессозной и многосоюзной связями однородных членов предложения в тексте.

— Откройте с. 24 учебника «Развитие речи». Прочитайте теоретические сведения под значком «Ф» о бессоюзии и многосоюзии. Как бессоюзие и многосоюзие при однородных членах использованы в миниатюре Ю.В. Бондарева «Природа» (упражнение 24, с. 25, учебник «Развитие речи»). В чем особенность однородных членов в этом тексте? (Они распространенные, например: «и нежную красоту заката.., и звездное неистовство августовского неба...».)

 

Творческая работа.

— Перед вами репродукция картины А.И. Куинджи «Украинская ночь». Опишите ее, используя в качестве средства выразительности речи однородные члены предложения.

Для тех, кому это задание покажется слишком трудным, предлагаю вставить в текст, записанный на доске, однородные члены таким образом, чтобы описание картины стало более выразительным.

Д. Ночь полновластно царит над миром. Свет льется с высоты, где в черных облаках плывет невидимый месяц. Стены мазанок блестят, и отливают белизной. Все остальное скрыто в темноте: тополя, мельница. Природа как будто спит и мирно дышит, одухотворенная талантом художника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: