Работа по предупреждению речевых ошибок

1) Наблюдение за речевыми ошибками в тексте.

— Послушайте предложение: «Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг».

— Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены? (Нет, так как в нем допущена речевая ошибка, объединены в один ряд видовое и родовое понятие «птицы» и «гуси».)

— К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов. На доске записаны виды речевых ошибок и их примеры из сочинений учащихся. Прочитайте их:

Д. 1) Нарушение единства основания деления («Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве»);

2) объединение в одном ряду видовых и родовых понятий («Медведи и животные леса зимой впадают в спячку»);

3) объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению («Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе»);

4) повторение однозначных слов в качестве однородных членов («Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку»);

5) неправильное согласование в предложениях с однородными членами («Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем»);

6) неверное управление при однородных членах («Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор»);

7) неверное употребление союзов.

 

2) Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте.

— Прослушайте предложения, определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно должны быть построены предложения.

1) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

4) Ялюблю читать многое: рассказы повести, фантаастику, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.

6) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.

7) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.

8) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.

9) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.

 

Работа с учебником «Развитие речи».

Под значком «Теоретические сведения» на с. 15 прочитайте о параллелизме предложений. Скажите, почему этот материал изучается вместе с однородными членами. Что у них общего? (При полном параллелизме члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами.)

— Откройте упражнение 10 на с. 16. Определите, какое синтаксическое средство выразительности речи использовал поэт. Это полный или неполный параллелизм?

 

Закрепление понятия о параллелизме.

З а д а н и е: По ходу чтения стихотворных строк информируйте хлопком в ладоши, если в них использован параллелизм.

1) Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)

 

2) Бьется насмерть парень бравый,

Так, как бьются на войне. (А. Твардовский.)

 

3) Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов. (К. Бальмонт.)

 

4) Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах. (А. Блок.)

 

5) Дремлют белые поляны,

Дремлет небо голубое. (К. Фофанов.)

 

6) Разве я когда-нибудь уйду

От цветущей яблони в саду,

От весны в березовом хмелю,

От людей, которых я люблю. (М. Лисянский.)

 

7) Под полозьями поле скрепит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский.)

 

— Самостоятельно запишите пример параллельного построения предложений.

 

III. Итог урока.

— Над чем вы сегодня работали на уроке?

 

Домашнее задание: упражнение 266, с. 173 в учебнике «Развитие речи». Прочитать рассказ В. Астафьева и написать сочинение на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» о его авторе» (задание 2, с. 175). Обязательное условие: использовать в сочинении однородные члены как одно из средств выразительности речи.

 

 

Урок 53

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Цель: дать понятие об однородных и неоднородных определениях, учить различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки красного и желтого цветов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Что называется определением? Приведите примеры предложений, в которых однородные члены были бы выражены определениями и соединены повторяющимся союзом или попарно.

— Прочитайте предложения, записанные на доске:

Д. 1) Холодный, металлический свет блеснул на тысячах мокрых листьев. (Д. Гранин.)

2) Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. (И.С. Тургенев.)

3) Мне нужен другой, остры и нож.

4) Мне нужен другой острый нож.

 

— Назовите определения в этих предложениях. (Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их на доске.)

— Почему в одних случаях между ними ставится запятая, а в других нет? (Выслушиваются все версии учащихся, наверняка кто-то предположит, что они являются или не являются однородными членами.)

— Как вы считаете, почему определения «волшебными подводными» и «белые круглые» не являются однородными? (Они характеризуют предметы с разных сторон.)

— А почему в 3-м и 4-м предложениях между одинаковыми определениями в одном случае стоит запятая, а в другом нет? Прочитайте их. Что вы можете сказать об интонации? (В 3-м предложении интонационно выделяется слово «другой» (а именно — «острый» нож), а в 4-м предложении такого интонационного выделения нет, так как определение «другой» относится ко всему сочетанию «острый нож», то есть один острый нож уже есть, нужен другой такой же.)

 





Подборка статей по вашей теме: