1) Наблюдение за речевыми ошибками в тексте.
— Послушайте предложение: «Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг».
— Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены? (Нет, так как в нем допущена речевая ошибка, объединены в один ряд видовое и родовое понятие «птицы» и «гуси».)
— К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов. На доске записаны виды речевых ошибок и их примеры из сочинений учащихся. Прочитайте их:
Д. 1) Нарушение единства основания деления («Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве»);
2) объединение в одном ряду видовых и родовых понятий («Медведи и животные леса зимой впадают в спячку»);
3) объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению («Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе»);
4) повторение однозначных слов в качестве однородных членов («Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку»);
|
|
5) неправильное согласование в предложениях с однородными членами («Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем»);
6) неверное управление при однородных членах («Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор»);
7) неверное употребление союзов.
2) Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте.
— Прослушайте предложения, определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно должны быть построены предложения.
1) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.
2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.
3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
4) Ялюблю читать многое: рассказы повести, фантаастику, романы, стихи.
5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.
6) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
7) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.
8) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.
9) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.
Работа с учебником «Развитие речи».
Под значком «Теоретические сведения» на с. 15 прочитайте о параллелизме предложений. Скажите, почему этот материал изучается вместе с однородными членами. Что у них общего? (При полном параллелизме члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами.)
— Откройте упражнение 10 на с. 16. Определите, какое синтаксическое средство выразительности речи использовал поэт. Это полный или неполный параллелизм?
|
|
Закрепление понятия о параллелизме.
З а д а н и е: По ходу чтения стихотворных строк информируйте хлопком в ладоши, если в них использован параллелизм.
1) Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)
2) Бьется насмерть парень бравый,
Так, как бьются на войне. (А. Твардовский.)
3) Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов. (К. Бальмонт.)
4) Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах. (А. Блок.)
5) Дремлют белые поляны,
Дремлет небо голубое. (К. Фофанов.)
6) Разве я когда-нибудь уйду
От цветущей яблони в саду,
От весны в березовом хмелю,
От людей, которых я люблю. (М. Лисянский.)
7) Под полозьями поле скрепит,
Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский.)
— Самостоятельно запишите пример параллельного построения предложений.
III. Итог урока.
— Над чем вы сегодня работали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 266, с. 173 в учебнике «Развитие речи». Прочитать рассказ В. Астафьева и написать сочинение на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» о его авторе» (задание 2, с. 175). Обязательное условие: использовать в сочинении однородные члены как одно из средств выразительности речи.
Урок 53
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Цель: дать понятие об однородных и неоднородных определениях, учить различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.
О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки красного и желтого цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение изученного материала.
Беседа.
— Что называется определением? Приведите примеры предложений, в которых однородные члены были бы выражены определениями и соединены повторяющимся союзом или попарно.
— Прочитайте предложения, записанные на доске:
Д. 1) Холодный, металлический свет блеснул на тысячах мокрых листьев. (Д. Гранин.)
2) Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. (И.С. Тургенев.)
3) Мне нужен другой, остры и нож.
4) Мне нужен другой острый нож.
— Назовите определения в этих предложениях. (Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их на доске.)
— Почему в одних случаях между ними ставится запятая, а в других нет? (Выслушиваются все версии учащихся, наверняка кто-то предположит, что они являются или не являются однородными членами.)
— Как вы считаете, почему определения «волшебными подводными» и «белые круглые» не являются однородными? (Они характеризуют предметы с разных сторон.)
— А почему в 3-м и 4-м предложениях между одинаковыми определениями в одном случае стоит запятая, а в другом нет? Прочитайте их. Что вы можете сказать об интонации? (В 3-м предложении интонационно выделяется слово «другой» (а именно — «острый» нож), а в 4-м предложении такого интонационного выделения нет, так как определение «другой» относится ко всему сочетанию «острый нож», то есть один острый нож уже есть, нужен другой такой же.)