Работа по предупреждению речевых ошибок

1) Наблюдение за речевыми ошибками в тексте.

— Послушайте предложение: «Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг».

— Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены? (Нет, так как в нем допущена речевая ошибка, объединены в один ряд видовое и родовое понятие «птицы» и «гуси».)

— К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов. На доске записаны виды речевых ошибок и их примеры из сочинений учащихся. Прочитайте их:

Д. 1) Нарушение единства основания деления («Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве»);

2) объединение в одном ряду видовых и родовых понятий («Медведи и животные леса зимой впадают в спячку»);

3) объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению («Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе»);

4) повторение однозначных слов в качестве однородных членов («Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку»);

5) неправильное согласование в предложениях с однородными членами («Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем»);

6) неверное управление при однородных членах («Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор»);

7) неверное употребление союзов.

 

2) Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте.

— Прослушайте предложения, определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно должны быть построены предложения.

1) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки, и радостное чириканье птиц.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

4) Ялюблю читать многое: рассказы повести, фантаастику, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.

6) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.

7) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.

8) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.

9) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.

 

Работа с учебником «Развитие речи».

Под значком «Теоретические сведения» на с. 15 прочитайте о параллелизме предложений. Скажите, почему этот материал изучается вместе с однородными членами. Что у них общего? (При полном параллелизме члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами.)

— Откройте упражнение 10 на с. 16. Определите, какое синтаксическое средство выразительности речи использовал поэт. Это полный или неполный параллелизм?

 

Закрепление понятия о параллелизме.

З а д а н и е: По ходу чтения стихотворных строк информируйте хлопком в ладоши, если в них использован параллелизм.

1) Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)

 

2) Бьется насмерть парень бравый,

Так, как бьются на войне. (А. Твардовский.)

 

3) Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов. (К. Бальмонт.)

 

4) Черный ворон в сумраке снежном,

Черный бархат на смуглых плечах. (А. Блок.)

 

5) Дремлют белые поляны,

Дремлет небо голубое. (К. Фофанов.)

 

6) Разве я когда-нибудь уйду

От цветущей яблони в саду,

От весны в березовом хмелю,

От людей, которых я люблю. (М. Лисянский.)

 

7) Под полозьями поле скрепит,

Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский.)

 

— Самостоятельно запишите пример параллельного построения предложений.

 

III. Итог урока.

— Над чем вы сегодня работали на уроке?

 

Домашнее задание: упражнение 266, с. 173 в учебнике «Развитие речи». Прочитать рассказ В. Астафьева и написать сочинение на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» о его авторе» (задание 2, с. 175). Обязательное условие: использовать в сочинении однородные члены как одно из средств выразительности речи.

 

 

Урок 53

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Цель: дать понятие об однородных и неоднородных определениях, учить различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки красного и желтого цветов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Что называется определением? Приведите примеры предложений, в которых однородные члены были бы выражены определениями и соединены повторяющимся союзом или попарно.

— Прочитайте предложения, записанные на доске:

Д. 1) Холодный, металлический свет блеснул на тысячах мокрых листьев. (Д. Гранин.)

2) Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака. (И.С. Тургенев.)

3) Мне нужен другой, остры и нож.

4) Мне нужен другой острый нож.

 

— Назовите определения в этих предложениях. (Учащиеся называют, а учитель подчеркивает их на доске.)

— Почему в одних случаях между ними ставится запятая, а в других нет? (Выслушиваются все версии учащихся, наверняка кто-то предположит, что они являются или не являются однородными членами.)

— Как вы считаете, почему определения «волшебными подводными» и «белые круглые» не являются однородными? (Они характеризуют предметы с разных сторон.)

— А почему в 3-м и 4-м предложениях между одинаковыми определениями в одном случае стоит запятая, а в другом нет? Прочитайте их. Что вы можете сказать об интонации? (В 3-м предложении интонационно выделяется слово «другой» (а именно — «острый» нож), а в 4-м предложении такого интонационного выделения нет, так как определение «другой» относится ко всему сочетанию «острый нож», то есть один острый нож уже есть, нужен другой такой же.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: