III. Объяснение нового материала

— Вы наблюдали явления, где определения в одних случаях были однородными, а в других — неоднородными. В рассмотренных примерах однородными являются определения в 1-м предложении («холодный металлический свет»), так как они создают целостное, единое впечатление о предмете, поэтому между ними ставится запятая, хотя одно из них выражено относительным, а другое качественным прилагательным, и все же они однородны, так как оба имеют одно общее переносное значение. Также однородные определения есть в 3-м предложении, так как в нем второе определение поясняет первое определение.

— Откройте § 189, с. 254 учебника «Теория» и выпишите по пунктам, какие еще определения считаются однородными. Запись оформите в виде таблицы.

В результате должна получиться следующая запись:

 

Однородные Неоднородные
1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т.д. 1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественных и относительных прилагательных).
2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах). 2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое — прилагательным.
3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.  
4. Второе определение поясняет первое.  

 

— Проверьте, как вы заполнили таблицу.

— Сформулируйте правило постановки запятой при определениях.

Учителю следует заострить внимание учащихся на примечании к правилу на с. 248 учебника «Теория».

 

IV. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 286 на с. 123 учебника «Практика».

— Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль. Найдите в этом тексте однородные и неоднородные определения, рассуждая по образцу на с. 123.

Далее работа продолжается по заданию к упражнению 286.

 

2) Выпишите из упражнения 87 на с. 124 учебника «Практика» неоднородные определения с определяемымн словами. Докажите устно, что эти определения неоднородны, в этом вам поможет образец рассуждения в опорном материале на этой же странице.

 

Работа с сигнальными карточками.

— По ходу чтения предложений определите, однородные или неоднородные в них определения, и поднимите вверх карточку нужного цвета, а затем устно объясните, как вы рассуждали, определяя. какие это определения.

У с л о в и е: красный цвет — неоднородные определения; желтый цвет — однородные.

1) Глубокая, дремучая старина окружала мое детство на слободке. (С. Маршак.)

2) Прошел серый пассажирский теплоход. (К. Паустовский.)

3) Шёл надоедливый октябрьский дождь. (К.Г. Паустовский.)

4) Снова потянулись длинные однообразные дни. (С. Щипачев.)

5) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К. Паустовский.)

6) Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало и мундир, казалось, становился тесен. (С. Серафимович.)

7) Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком уже тронутом поздней осенью саду. (Б. Горбатов.)

8) Алеша подал ему маленькое складное кругле зеркальце. (Ф. Достоевский.)

9) Я буду тогда обладать истиной вечной, несомненной... (И. Тургенев.)

 

— Откройте учебник «Практика» на с. 124, упр. 187.

Выпишите из этого упражнения неоднородные определения с определяемыми словами. Подготовьтесь доказать устно, что эти определения неоднородны, в этом вам поможет образец рассуждения в опорном материале на этой же странице.

 

V. Подведение итога урока.

—Что нового вы узнали об определениях?

— Как определить, являются ли определения однородными?

 

Домашнее задание: выучить § 189, письменно выполнить упражнение 288, с. 142, устно упражнение 289, с. 125.

 

Урок 54

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Цели: закрепить понятия об однородных и неоднородных определениях, учить различать их, совершенствовать навык пунктуационного оформления их на письме; повторить порядок морфологического разбора наречия и прилагательного.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

—Сегодня вы продолжите изучение темы «Однородные и неоднородные определения», а также вспомните порядок выполнения морфологического разбора наречия и прилагательного.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

1) Беседа по вопросам:

— Расскажите, что вы знаете об однородных и неоднородных определениях. В каких случаях ставится занятая между определениями?

— Расскажите об особенностях синтаксической связи определяемого слова с однородными и неоднородными определениями. Используйте материал домашнего упражнения 289.

2) Коллективная проверка упражнения 288.

 

Списывание с грамматическим заданием.

— Спишите с доски предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.

Подчеркните определения, укажите, какие из них однородные и неоднородные, чем они выражены (разряд прилагательных).

Д. 1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (И. Тургенев.) 2) Всю реку запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед. (И. Тургенев.) 3) Я повернул в длинную липовую аллею. (А. Чехов.) 4) Вдали3 просека перерезалась высокой3 железнодорожной насыпью. (А. Чехов.) 5) Был лунный ясный вечер. (А. Чехов.) 6) Направо была сплошная беспросветная тьма. (А. Чехов.) 7) Стал накрапывать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. (Л. Толстой.) 9) Вперял он неподвижный взор на отдаленные громады седых румямых синих гор. (А. Пушкин.) 10) Потребность в новой3 лучшей жизни невыносимо3 больно защемила сердце. (А. Чехов.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. (Л. Толстой.)

Проверка выполненного задания по «цепочке».

 

Морфологический разбор с взаимопроверкой.

— Выполните морфологический разбор по вариантам:

I  в а р и а н т — паречия и прилагательного из 4-го предложения.

II в а р и а н т — наречия и прилагательного из 10-го предложения.

—Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга и сверьтесь с доской.

Учитель может на скрытой части доски заранее написать правильный вариант разборов, а можно вызвать двух учеников к доске в то время. как остальные работают в тетрадях.

 

Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнений 292 и 293 по заданию к ним.

2) Откройте упражнение 290, с. 125 учебника «Практика». Прочитайте предложения. К какому стилю речи относятся эти предложения? Для чего употребляются однородные и неоднородные определения в научной речи?

Упражнения лучше выполнять коллективно с последующей записью предложений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: