Игры со звуками, буквами и словами 10 страница

Ол-ол-ол, на кухне стоит (стол).

Ван-ван-ван, на потолке стоит (диван).

Аф-аф-аф, из квартиры ушел (шкаф).

Ол-ол-ол, он по улице (пошел).

Род-род-род, распугал он весь (народ).

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Мебель». Составьте мини-диалоги.

Что такое мебель? Какую мебель ставят в прихожей? Почему эту часть квартиры назвали прихожей? Куда можно повесить уличную одежду? Куда ставится улич­ная обувь? Зачем в прихожей нужно зеркало?

Какую мебели можно поставить в гостиной? Какие предметы, находящиеся в гостиной, не относятся к мебе­ли? (Торшер, пианино, телевизор, музыкальный центр.) Почему столик назвали журнальным? На чем удобнее всего отдыхать?

Какая мебель стоит в спальне? Почему шкаф для одеж­ды лучше поставить в спальню?

Какую мебель ставят на кухне? Почему стол назвали обеденным? На чем удобнее сидеть — на стуле или табурете?

Какая общая часть есть у кресла, дивана, стола, табу­рета и тумбочки? (Ножки.) У какой еще мебели есть ножки? Полки? Спинки? Сиденье? Какую мебель можно открыть и закрыть? Выдвинуть? Сложить?

Люди каких профессий принимают участие в изготов­лении мебели? Без чего нельзя сделать мебель? (Без на­личия материалов и инструментов.) Какие материалы используются для изготовления мебели? Какая обивка самая гигиеничная? Самая красивая? Какие инструмен­ты нужны столяру для изготовления мебели?

Можно ли принимать пищу в кровати или сидя на ди­ване? Почему этого делать нельзя? Почему нельзя пры­гать по дивану? Почему нельзя залезать на диван в тапоч­ках? Как правильно ухаживать за мягкой мебелью? Нуж­но ли протирать ее мокрой тряпкой или использовать пылесос? Как содержать в чистоте полированную мебель?

Куда вы посадите гостей, пришедших к маме или к вам? С какими словами вы обратитесь к ним? («Проходите, по­жалуйста, в комнату», «Рады вас видеть в своем доме», «Садитесь, пожалуйста, в кресло, в нем вам будет удобнее».)

Почему надо беречь мебель? Хорошо это или плохо, когда мебель долго служит людям? (Если люди берегут мебель, значит, меньше вырубается деревьев для изго­товления новой мебели.)

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. О чем расска-
зывается в стихотворении?

 

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

— Ты скажи, скажи нам, стол,
Ты откуда к нам пришел?

— Я пришел из леса.

— Чем ты был в лесу дремучем?

— Был я деревом скрипучим,
Ветер листьями играл,
Птиц на ветках я качал.

— Как на ветках ты качал?

— Так вот и этак птиц я качал.

— Как же ты столом-то стал?

— Лесорубы приходили
И пилой меня спилили.

— Как пилой тебя пилили?

— Так вот и этак вот пилой меня пилили.

— Что потом с тобой случилось?

— Потом приехал лесовоз,
На фабрику меня увез.

— Как тебя он вез?

— Так вот и этак вот на фабрику он вез.

— Что потом с тобою было?

— А потом, а потом
Стал красивым я столом.

— Куда же ты с фабрики попал?

— В домах стал жить, людям служить.

Г. Волкова

 

ОТКУДА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?
Недаром пахнет он сосной,
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.
Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной...
Но в лес он больше не пойдет —
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.

С. Маршак

 

СТОЛЯР

Мастерит столяр буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак,
Вот работать надо как!

В. Степанов

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Так сдружил он деревяшки —
Планки, рейки, колобашки,—
Что водой не разольешь.
Вот какой волшебный клей
У меня имеется...
Жить на свете веселей,
Если дело клеится.

(Столярный клей)
А. Шибаев

 

... Доску грызла и кусала,
На пол крошки набросала,
Но — не съела ни куска:
Знать, невкусная доска.

(Пила)

 

Голова в избе, ноги в стене.

(Гвоздь)

 

У них всегда тяжелый труд:

Все что-то жмут, все что-то жмут.

(Клещи)

 

Рамы, двери, табуреты,
Полки, тумбочки, скамьи.
Очень важные предметы

Руки делают мои.
Хорошо, что в мастерской
Все, что надо, под рукой.
Подходящая доска,
Да — корявые бока...
Он хоть и железный,
А такой любезный!..
Сто поклонов отдал ей,
И теперь она ровней.

(Топор)

 

Грызть дрова — простое дело!
Я опилочек поела,
Сок древесный попила!
Кто такая я?

(Пила)

 

У конька, у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая летит.

(Рубанок)

 

В нем котенок любит спать,
Бабушка — носки вязать.
И для чтения газет
Лучше места в доме нет.
До чего удобно, если
Отдыхаешь в мягком... (кресле).

 

Тихо рыбы спят в реке,
Черепаха — на песке,
Соловей уснул на ветке,
На насесте спят наседки,
Лошадь стоя может спать,
Ну, а я ложусь в... (кровать).

С. Ситников

 

Днем стою одна, скучаю,
Ночью спать всех заставляю.

(Кровать)

 

Встала на четыре ножки,
Но не мчится по дорожке,
А стоит, кряхтит слегка,
Подпирая седока.

(Табуретка)

 

Под крышей четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.

(Стол)

 

Хоть у нас четыре ножки,
Мы не свинки и не кошки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садитесь сотни раз.

(Табуреты, стулья)
Ю. Чичев

 

ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
И БЫТОВЫЕ МАШИНЫ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ бытовая техника газовая плита пылесос утюг стиральная машина холодильник электроплита кофемолка соковыжималка электромясорубка электропечь тостер электрочайник электросамовар кипятильник кухонный процессор микроволновая печь посудомоечная машина телефон фен электробритва электроосвети- тельные приборы торшер бра люстра настольная лампа аудио- и видеотехника телевизор видеомагнитофон компьютер радиоприемник проигрыватель плеер магнитофон музыкальный центр оптические приборы видеокамера фотоаппарат кинопроектор профессии телемастер

радиомастер

электромонтер

электрик

кинооператор

наладчик

программист

фотограф

телефонистка

прочие слова
газ

газопровод

электрический ток

электростанция

электропривод

вилка

розетка

шнур

кабель

выключатель

штепсель

патрон

лампочка

счетчик

пробки

предохранитель

осторожность безопасность мастерская телеателье имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ бытовой кухонный электрический музыкальный электронный механический стиральный автоматический компьютерный оптический телевизионный телефонный газовый настольный настенный осторожный осмотрительный безопасный громкий умелый ГЛАГОЛ включать проводить пылесосить светить молоть сушить брить массажировать печь мыть стирать кипятить фотографировать отремонтировать починить заморозить ПРИЧАСТИЕ включенный отключенный вычищенный молотый работающий гудящий светящийся НАРЕЧИЕ осторожно бережно внимательно вначале потом немедленно тотчас мгновенно вмиг изнутри снаружи бесшумно  

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите эмоциональное состояние, связанное со слу-
чившимися событиями. Покажите, как вы радуетесь по-
купке компьютера или видеоприставки, огорчились по-
ломке телевизора, прикоснулись к горячему утюгу.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Передайте движением, мимикой или позой функцио-
нальное назначение электроприборов и бытовых машин:
наполненный продуктами холодильник, работающий пы-

лесос, закипевший электрочайник, включенный телеви-
зор, работающий миксер и др.

Изобразите белье в стиральной машине; морковь, апель-
син и яблоко в соковыжималке; кофе в кофемолке; взби-
тые сливки и т. д.

 

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Представьте, что вы чистите ковер пылесосом, взбива-
ете яичные белки для торта миксером, ходите по комна-
те в наушниках и слушаете приятную музыку.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения в соответствии со смыслом
текста стихотворения.

Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмем,
Быстро мясо провернем.
Миксером взбиваем дружно
Все, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы — это чудо!
Жить без них нам было б худо.

Е. Игнатьева

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ АНТОНИМЫ

 

Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».

включать — выключать
сломать — отремонтировать

выдернуть — вставить
разморозить — заморозить

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите родственные слова. Какая общая
часть есть в этих словах?

электричество, электрик, электропроводка, электропри-
боры, электрический

кипятильник, кипяток, кипячение, кипеть, выкипать,
закипевший

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Ответьте на вопросы.

Почему бытовые электрические машины назвали так:
пылесос, кофемолка и хлебопечка? (Пылесос — пыль со-
сет, кофемолка — кофе мелет, хлебопечка — хлеб печет.)

Добавьте к части слова электро слова мясорубка, по
лотер, плита, чайник, самовар. Какие новые слова по-
лучились?

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

осторожный — осторожнее — самый осторожный
осмотрительный — осмотрительнее — самый осмотри-
тельный

безопасный — безопаснее — самый безопасный
громкий — громче — самый громкий

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один пылесос — пылесосы — много пылесосов
один утюг — утюги — много утюгов

один холодильник — холодильники — много холодиль-

НИКОВ

один телефон — телефоны — много телефонов

одна люстра — люстры — много люстр

одна видеокамера — видеокамеры — много видеокамер

одно бра — бра — много бра

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словом телефон.

Он-он-он, у нас дома (телефон).
Она-она-она, посиди у (телефона).
Ону-ону-ону, беги быстро к (телефону).
Оном-оном-оном, хорошо нам с (телефоном).
Оне-оне-оне, шум какой-то в (телефоне).

 

Сочините чистоговорки со словами утюг, пылесос, люстра.

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких электрических приборах и машинах можно
сказать мой, твой, наш? (Утюг, пылесос, фен, компьютер.)

О каких бытовых предметах можно сказать моя, твоя,
наша! (Электропечь, кофемолка, люстра, соковыжи-
малка.)

Как правильно сказать о бра — мой или мое! (Мое бра.)
О каких предметах, находящихся в доме, можно ска-
зать мои, твои, наши! (Телевизоры, плееры, телефоны.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ-
МИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Подберите слову пару.

кухонный (комбайн)
электрический (утюг)
газовая (плита)

настольная (лампа)
электронные (часы)
бытовые (машины)

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый и последний звуки в словах холодиль­ник, пылесос, кипятильник, торшер. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)

Назовите последний звук в словах бра, утюги, люст­ры. Как называются звуки а, и, ы? (Гласные звуки.)

Угадайте слово. В этом слове первый звук т', после­дний — р. Что это? (Телевизор.) В слове первый звук л, последний — а. (Лампочка.) В слове первый звук ш, по­следний — р. (Шнур.)

Какое это слово? В слове есть согласные звуки п, л', с, с. Что это? (Пылесос.) В слове есть согласные звуки л', с, т, р. (Люстра.)

В названиях каких электроприборов или бытовых электромашин есть звук р? (Электрочайник, тостер, электросамовар, картофелечистка, электропечь.)

В названиях каких электрических приборов и машин слышится первый звук э? (Электроплита, электропечь, электромясорубка, электрочайник и др.)

Какого гласного звука (какой буквы) не хватает в сло­вах...тюг (у), п...лесос (ы), телеф...н (о)?

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова ви­део...амера, теле...изор, компью..ер.

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, б (бра); ф', н, э (фен); р, ш, у, н (шнур). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах радио, прибор, кабель. Назовите гласные звуки каждого слова.

Какого слога не хватает в словах...ника (тех), при...ры (бо), те..визор (ле)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: ни-то-фон-маг (магнитофон), сос-пы-ле (пылесос).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: кофемолка (кофе, кол, мол, мел, кафе), холодиль­ник (холод, льдинки, лодки).

 

Развитие познавательных процессов

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

 

«Экскурсия» по квартире.

Потрогайте и сравните поверхность металлических, пластмассовых и деревянных предметов домашнего оби­хода. У какого предмета поверхность самая теплая, са­мая холодная, самая гладкая?

Какую бытовую машину нельзя поднять одному чело­веку? Что тяжелее — пылесос или стиральная машина? Какие предметы можно легко поднять и перенести?

Что мы слышим? (Звуки радио, магнитофона, шум мотора холодильника, щелканье выключателя и т. д.)

Сравните разные электрические машины и приборы. Что больше — холодильник или стиральная машина, те­левизор или радио?

Найдите в квартире электроприборы прямоугольной формы. (Холодильник, стиральная машина и т. д.)

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие электроприборы: пылесос, холодильник....

 

Назовите предметы бытовой техники, которые не могут рабо­тать без электричества.

 

Запомните и повторите пары слов.

телевизор — смотреть радио — слушать пылесос — убирать

кофемолка — молоть миксер — взбивать плита — варить

Воспроизведение глаголов по слову-подсказке, напри­мер: миксером (взбивают), радио (слушают), телевизор (смотрят), на газовой плите (варят).

 

Посмотрите, запомните и скажите.

Где у вас дома стоят холодильник, стиральная маши­на и пылесос?

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНОГО ПРЕДМЕТА К СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ

 

Скажите, к чему относится тот или иной электроприбор.

Телевизор — это видеотехника, а настольная лампа — осветительный прибор.

Электрочайник — бытовая техника, а торшер — осве­тительный прибор.

Видеокамера — оптический прибор, а электромассажер — бытовая техника.

 

Назовите одним словом.

Стиральная машина, кофемолка, соковыжималка, элек­тромясорубка, электрочайник — это (электроприборы).

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

Игра «Четвертый лишний». Что между ними общего? Чем они отличаются?

бра, лампочка, свеча, люстра солнце, торшер, фонарик, телефон

 

Работа с картинками.

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

 

Назовите общий признак у данных предметов.

Мясорубка, кухонный процессор, кофемолка. (Они из­мельчают продукты.)

Электрочайник, кофеварка, электросамовар. (С их по­мощью можно быстро приготовить горячие напитки.)

Стиральная машина, пылесос. (Они облегчают домаш­ний труд.)

Холодильник, погреб, лед. (Сохраняют холодными про­дукты.)

Веник, щетка, пылесос. (С их помощью можно сделать уборку.)

Фен, полотенце. (С их помощью можно высушить во­лосы.)

Бра, фонарик, свеча. (Светят в темноте.)

Электроплита, газовая плита, микроволновая печь. (С их помощью можно приготовить еду.)

Радиоприемник, книга, телевизор. (С их помощью мож­но узнать много нового.)

 

Найдите парные предметы.

кофе чай                          яблоки масло хлеб белье платье паркет стиральный порошок соковыжималка кофеварка холодильник  тостер электрочайник утюг пылесос стиральная машина электрополотер

 

Игра «Чего на свете не бывает». Придумайте предло­жения-небылицы со словами телефон, телевизор, утюг, кофемолка, фотоаппарат, например: «Телевизор смот­рит мальчика», «Белье гладит утюг», «Кофе мелет кофе­молку».

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги между Утюгом и Телевизором, Стиральной машиной и Бельем, Электроплитой и Газо­вой плитой.

 

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Электроприборы». Составьте мини-диалоги.

Какие электроприборы есть у вас на кухне? В ванной комнате? В гостиной?

Почему некоторые машины и приборы называются электрическими? Какие общие части есть у электроприбо­ров? (Электрический провод и вилка.) Почему большин­ство электроприборов издают гудящий звук? (Это работа­ет их мотор.) Без чего не могут работать электроприборы? (Без электричества.) Почему люди предпочитают пользо­ваться электрическими машинами и электроприборами? Что освещает наши квартиры и дома? Как они освеща­лись до появления электричества?

Для чего нужен холодильник? Почему продукты луч­ше сохраняются в холодильнике, чем при комнатной температуре? Как люди раньше обходились без холодиль­ника? Что может заменить холодильник? Для чего нуж­на стиральная машина? Можно ли обойтись без стираль­ной машины? Почему лучше чистить ковер пылесосом, а не веником? Зачем нужен телевизор? Хорошо или плохо жить без телевизора? Для чего нужен электроутюг? Все­гда ли были такие утюги, как сейчас? Как они нагрева­лись? (В одни утюги клали горячие угли, а другие стави­ли на горячую печь.)

Почему так назвали эти предметы: кофеварка, скоро­варка, соковыжималка, электробритва, электромассажер? Чем взбивают крем? Каким миксером удобнее взбивать — ручным или электрическим? Что еще можно делать мик­сером? Где быстрее закипит вода — в электрочайнике или на электрической плите? Что случится, если вовремя не выключить чайник?

Чем, кроме тепловых батарей, можно обогревать ком­нату? (Электрообогревателем.) Чем сушат волосы? (Фе­ном.) С помощью чего можно запечатлеть на долгое вре­мя знаменательные события нашей жизни? (С помощью фотоаппарата и видеокамеры.)

Куда следует обратиться при поломке электроприборов и бытовых машин? (В мастерскую, телеателье, к теле­визионному мастеру.) Кто устраняет неполадки в работе электроприборов? Какими словами вы встретите пришед­шего к вам мастера? Что вы скажете ему после того, как он починил сломанную вещь? Что означает слово умелец?

Что обозначает слово экономить? Как научиться эко­номно расходовать газ и электроэнергию? Почему надо учиться быть экономными?

Что вы должны предпринять, если почувствуете запах горелой резины? Что надо сделать, если увидишь искря­щийся провод? Почему нельзя засовывать в розетку раз­ные предметы?

Что может случиться, если надолго отключится элек­троэнергия? Что делать, если вечером погас свет? (Мож­но зажечь свечу, керосиновую лампу или фонарь, посве­тить фонариком.)

Без каких бытовых машин и приборов нельзя обой­тись современному человеку?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

Чтобы самовозгоранья
В доме не произошло,
Выходя из помещенья,
Уноси с собой утюг,
Пылесос, электроплитку,
Телевизор и торшер,
Лучше с лампочками вместе
Вынеси в соседний двор.
А еще надежней будет
Перерезать провода,
Чтоб во всем твоем районе
Сразу вырубился свет.
Тут уж можешь быть уверен
Ты почти наверняка,
Что от самовозгоранья
Дом надежно уберег.

Г. Остер

 

МИША-МАСТЕР

Чинит сам розетки,
Лампы, плитки, утюги...
Мишу знают все соседки,
Часто просят:

— Помоги!

— Если сможем,
То поможем! —
Отвечает он всегда.

В нашем доме плитки греют,
Не провисли провода.
Все звонки в квартирах наших
Издают приятный звон...
Миша — мастер настоящий!
Дело твердо знает он.

Г. Ладонщиков

 

— Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос?

— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу!

А. Масленникова

 

ЭЛЕКТРИК

Станкам, машинам, поездам
Он пустит ток по проводам,
Придет он в город и село
Один, а всем кругом светло.

В. Степанов

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

По бокам коробки —
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом в уголке —
Ручка с трубкой на шнурке.

(Телефон)

 

Называется «патрон»,
Но стрелку не нужен он:
Нет в нем пороху и пули —
Пузырек в него ввернули.

(Электрический патрон)

 

У меня который год
Ежик в комнате живет.
Если пол намазать воском,
Он натрет его до лоска.

(Электрополотер)

 

Он на столике стоял,

Все, что слышал, повторял.

(Магнитофон)

 

Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок.
Но стоит ручку повертеть,
Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник)

 

Пришел вчера монтер ко мне,
Повесил ящик на стене.
Теперь в любое время дня
Я говорю с друзьями.
А что за ящик у меня,
Вы мне скажите сами.

(Телефон)

 

Дом на ножках,
Посреди — окошко.
Засветится окно —
Появится кино.

(Телевизор)

 

Полюбуйся, посмотри,
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.

(Холодильник)

 

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка)

 

Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек —
Загорелся огонек.

(Электрическая лампочка)

 

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
А загудит его мотор —
Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

 

ГОРОД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

город

улица

название

район

центр

окраина

площадь

переулок

площадка

двор

проспект

бульвар

тротуар

мостовая

дорога

асфальт

перекресток

переход

переезд

проезд

подъезд

светофор

знак

остановка
стоянка

газон

клумба

парк

дерево

сквер

фонарь

станция

вокзал

причал

стадион

театр

кинотеатр

музей

рынок

магазин

ларек

киоск

столовая

ресторан

кафе

фабрика

завод

памятник

фонтан

набережная

пригород

зоопарк

окрестность

поселок деревня село столица страна население горожане дети жители земляки односельчане школьники люди пенсионеры студенты прочие слова новостройка озеленение местонахождение благоустройство мэр регулировщик милиционер постовой ограда пост  
транспорт ворота совет въезд адрес достопримечатель- ность ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ городской проезжий загородный подземный сельский пешеходный деревенский ночной уличный бульварный парковый исторический

асфальтированный

шумный

тихий

древний

старинный

современный

дисциплинированный

внимательный

ГЛАГОЛ

проживать

ходить

ездить

передвигаться

переезжать

отдыхать

работать

учиться

подметать

чистить

поливать

разбивать

благоустраивать
построить
заасфальтировать
поселиться

ПРИЧАСТИЕ

проживающий

отдыхающий

работающий

подметающий

заасфальтированный

озелененный

убранный

построенный

НАРЕЧИЕ

убого

тихо

шумно

зелено

многолюдно

малолюдно

           

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Покажите, как спокойно и уверенно пешеходы ходят
по улице.

Два пешехода случайно столкнулись друг с другом.

Выразите жестами и мимикой чувство вины от слу-
чившегося происшествия.

Изобразите недисциплинированного пешехода, перехо-
дящего улицу на красный свет.

Передайте состояние заблудившейся девочки, ее мамы,
прохожих и милиционера.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

Изобразите светофор. Покажите мимикой и жестами
отношение светофора к дисциплинированным и недис-
циплинированным пешеходам. Что мог бы сказать крас-
ный, желтый и зеленый свет светофора этим пешехо-
дам?

 

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Придумайте действия к заданным ситуациям: Что мы
делаем на улице? Что мы видели на улице? Дворник под-
метает улицу и поливает газоны.

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте движения пальчиками в соответствии с текстом
стихотворения.

Мы по улице шагаем,

Этажи в домах считаем:

Раз этаж, два этаж —

Двухэтажный домик наш.

По бульвару мы шагаем,

Липы с кленами считаем:

Одна, две, три, четыре, пять...

Трудно нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу,

Подойдем мы к переходу.

К светофору подошли,

Красный свет мигнул нам: «Жди!»

Вот уж желтый свет погас,

Зеленый — пропускает нас.

Е. Еголаева

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Подберите слова, близкие по значению,— «слова-приятели».

древний — старинный, старый
малолюдный — малонаселенный

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите противоположные по значению слова — «слова-не-
приятели».

шумный — тихий
древний — молодой
безлюдный — многолюдный
внимательный — невнимательный
современный — старинный
узкая — широкая

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

О чем или о ком можно сказать старый? (Старый го-
род, дедушка, дом, автобус, пень.) Молодой? (Молодой
месяц, город, человек.)

О каких предметах можно сказать грязный? (Грязный
дом, пол, город, костюм.) Узкий? (Узкий переулок, про-
ход, тротуар, ход, рукав, ручей.)

О чем или о ком можно сказать тихая? (Тихая улица,
ночь, погода, девочка, река.) Шумный? (Шумный город,
ребенок, мотор.)

Что можно разбить? (Разбить клумбу, стекло, стакан,
чашку, лицо, зеркало.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите «слова-родственники». Исключите
лишнее слово.

город, горожанин, городок, городище, городской, го-
родить, гордый
улица, переулок, уличный, улитка
ход, пешеход, переход, ходули, поход, пешеходная,
ходить, ухоженный

село, сельчанин, сельский, селиться, сели



































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: