Объект и предмет педагогической науки

Прежде чем давать краткое определение этих общенаучных категорий применительно к нашей научной дисциплине — педагогике, попробуем на матери­але, хорошо нам знакомом и близком (потому что все учились в школе), разобраться в вопросе: что, собственно, изучает иссле­дователь-педагог? Какая часть многообразной и многослойной действительности, нас окружающей, лежит в сфере его научных ин­тересов?

Ход рассуждений, позволяющих получить конкретный ответ и определить объект педагогики, таков.

Педагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность — целенаправленная, потому что педагог не может не ставить перед собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества личности (гуманность, нравственность, самостоятель­ность, способность к творчеству и т.д.). Когда он идет в школу и потом входит в класс, он думает о том, с какой целью он это делает. Это не прогулка, а работа.

Если же посмотреть на дело более широко, выходя за рамки отдельных педагогических действий, можно сказать, что это — деятельность, связанная с выполнением извечно существующей функции человеческого общества: передавать новым поколениям ранее накопленный социальный опыт. Иногда это называют «транс­ляцией культуры». Можно назвать и по-другому, не забывая при этом, что главное — не слово, а то, что за ним стоит, что проис­ходит в действительности.

В действительности изучается особый вид деятельности, для ко­торого характерны педагогическое целеполагание и педагогичес­кое руководство. Такая деятельность называется образовательной.

Это — социальный аспект того, что изучает педагогика. Но исходным и главным является ее направленность на благо не только всех, но и каждого. Деятельность, о которой идет речь, должна быть, как теперь говорят, личностно ориентированной, т.е. иметь своей конечной целью развитие личности человека (школьника, студента), вовлеченного в нее.

На этом основании можно предложить следующую трактовку объекта педагогической науки, отражающую сущность того, что она исследует. Объектом педагогики является образование как осо­бая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством дея­тельность, направленная на приобщение подрастающих поколений к жизни общества, а также на усвоение отдельной личностью соци­ального опыта и ее собственное развитие. Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признается на­личие у педагогики теоретического уровня, то предмет педагоги­ки можно сформулировать так: это система отношений, возникаю­щих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Например, в системе отношений, возника­ющих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин — дидактики, ученик предстанет как объект препода­вания и субъект учения.

Какая наука изучает образование специально? Помимо педаго­гики, образование изучают и другие науки: педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — единственная специальная наука об образовании в этом ряду, другие — могут изучать лишь те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика рассматривает образо­вание в единстве всех составляющих его частей. Только оно явля­ется для педагогики собственным объектом изучения.


Функции педагогической науки. Педагогическая наука осуще­ствляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действи­тельности, который она изучает. Они взаимосвязаны. Так, пред­посылкой для предсказания является объяснение положения ве­щей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффек­тивности того или иного метода обучения можно дать на основа­нии описания фактов, когда его применение не приводило к ус­воению учениками конкретного учебного материала.

Однако педагогическая наука, объект которой лежит в соци­ально-гуманитарной сфере, имеет свои особенности. Хотя про­цесс получения педагогического знания подчиняется общим за­кономерностям научного познания и внедрение в этот процесс точных, строгих методов исследования необходимо, характер и результаты педагогического исследования в значительной степе­ни определяются влиянием установок ценностного практическо­го сознания, как это всегда происходит в социально-гуманитар­ной области. Поэтому построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественно-научного цикла не удается. Предсказывать на основе педагогической теории — не то же са­мое, что предвидеть результаты каких-то процессов в природе, опираясь на знание закономерностей, которое дает теоретическая физика. В педагогике дело не ограничивается тем, что она откры­вает возможность предсказать, как процесс (в данном случае пе­дагогический) будет протекать «сам по себе», без нашего вмеша­тельства. Важно не только охватить «самодвижение» объекта и на этой основе предсказать, как будет вести себя именно эта, изуча­емая нами, педагогическая система. Необходимо еще показать, как эту систему можно преобразовать, улучшить. Задача будет дву­единая: не только изучать, но и конструировать. Поэтому к переч­ню уже упомянутых функций науки необходимо сделать некото­рое дополнение. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Процесс получения в педагогике знаний, отображающих дей­ствительность в теоретическом или эмпирическом знании, прин­ципиально не отличается от того, что происходит в других нау­ках, хотя и имеет свою специфику, о которой речь пойдет даль­ше. Но педагогическая наука не может ограничиться лишь объек­тивным отображением изучаемого, хотя бы и самым достовер­ным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней со­вмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоре­тическая и конструктивно-техническая {нормативная, регулятив­ная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундамен­тальным наукам, как физика, химия, биология, конструктив­но-техническая — техническим наукам, медицине и т. п. В педа­гогике же эти функции совмещаются. Она и теоретическая, и прикладная: с одной стороны, описывает и объясняет педагоги­ческие явления, с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, иссле­дователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или неуспешности работы учителей по новым учебникам, о трудно­стях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных ма­териалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т. п.

Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследо­ватель отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном — о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса и условиями, в которых он протекает. Сюда относятся общие принципы обучения и воспитания, принципы обучения отдельным предметам, педагогические правила, методические рекомендации и т. п.





double arrow
Сейчас читают про: