Основы социализации и межличностного общения

Изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья»

МДК 03.01 Т и МО ДКР

 

 

Исполнитель:

Зоидзе В,

студентка 2кп группы

Преподаватель:

Штыркина А.И.

 

Камышлов, 2020 г.

Пояснительная записка

       Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому ребёнку свойственен свой индивидуальный путь развития. Наиболее точно определить и спрогнозировать его уровень и темп, более результативно выстроить воспитательный процесс сможет педагог, овладевший «инструментарием» диагностики.

       Опираясь на учение Л.С.Выготского об «Актуальном уровне развития» и «О потенциальных возможностях ребёнка» мы считаем целесообразным предложить специалистам ряд диагностических методик, которые выступают с одной стороны, в качестве диагностического инструмента, с другой – являются обучающей основой для саморазвития и самообучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме того, предлагаемые методики развивают систему навыков и умений воспитателей, при которой становится реальными систематические наблюдения за достижениями, успехами и неудачами воспитанников коррекционных школ. Работа по данным методикам позволит педагогам создать портрет каждого воспитанника в отдельности и группы в целом.

       Понятие «качество жизни» - это сложная система ряда областей, которые включают в себя следующие составляющие жизнедеятельности индивида:

Здоровье.

Мониторинг выявляет:

  • Общее физическое развитие ребёнка;
  • Качество заботы ребёнка о своём здоровье;
  • Знания о ЗОЖ и их выполнение;
  • Двигательную и физическую активность.

Безопасность.

Мониторинг выявляет:

  • Динамику изменений знаний о правилах безопасности и умения их выполнять;

Эмоциональное здоровье.

Мониторинг выявляет:

  • Эмоционально-психическую организацию личности;
  • Понимание своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами;
  • Адекватность ответной реакции;
  • Самоконтроль и саморегуляция поведения.

Сформированность трудовых умений и навыков и выявление иждивенческой направленности.

Мониторинг выявляет:

  • Понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека;
  • Готовность к бытовому и производственному труду (мотивационная, физическая, практическая);
  • Знания о профессиях;
  • Тенденцию развития мотивационно-потребностной направленности личности.

Основы социализации и межличностного общения.

Мониторинг выявляет:

  • Способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения;
  • Владение техникой установления коммуникативного контакта;
  • Поведение, общение и взаимодействие в разных жизненных ситуациях.

 

Расширение круга знаний по каждому из перечисленных разделов, формирование умений и навыков в очередном диапазоне вопросов, расширение кругозора общения и коммуникативных навыков, нейтрализация иждивенческих настроений – всё это и многое другое влияют на качество жизни воспитанника, определяя его социальную самореализацию.

В качестве системы контроля воспитателям предлагается заполнить мониторинги воспитанности детей (в сентябре, январе, мае). Параметры мониторингов подобраны с позиции «качества жизни» воспитанников, их социальной компетентности

Как использовать мониторинги?

Первоначально в предложенных таблицах воспитатель выставляет оценки (согласно уровням, формирующихся качеств, по пятибальной системе) каждому воспитаннику группы.

Затем, по каждому из указанных параметров выводится средняя оценка, показатель которой заносится в график в соответствующей точке. На основании серии показателей рисуется профиль-график и делаются конкретные методические рекомендации для планирования коррекционного сопровождения воспитательного процесса.

Аналогичная работа проводится по всем остальным направлениям, в результате которой будут определены уязвимые места воспитательного процесса и выявлены наиболее сформированные навыки и умения воспитанников с позиции их социализации.

 

Данные методики предложены Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко и модифицированные специалистами «Специальной (коррекционной) школы-интерната» (Шпаловой Л.А., Маслий А.Г., Сенокос О.В.)

Параметры мониторинга по выявлению уровня развития личности воспитанников (Приложение 1):

Ведущие черты личности Признаки и уровни, формирующихся качеств
Отношение к учебе 5. Учится охотно, стремится получать прочные знания, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает товарищам; 4. Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам, помогает товарищам лишь по поручению или просьбе; 3. Учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей; 2. Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу усваивает слабо; 1. Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует.
Отношение к труду 5. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, побуждает к труду товарищей; 4. Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к выполнению трудовых поручений, но не побуждает к труду товарищей; 3. Участвует в трудовых операциях без особого желания; 2. Трудится при наличии соревнования или контроля со стороны педагогов; 1. Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля.
Отношение к самообслуживанию 5. Владеет высокими навыками самообслуживания, не требующие контроля со стороны педагогов, постоянно соблюдает правила личной гигиены и активизирует товарищей на их освоение; 4. Владеет навыками самообслуживания, готов к выполнению навыков самообслуживания по требованию педагога, правила личной гигиены соблюдает выборочно; 3. Навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремится, соблюдает правила личной гигиены неохотно; 2. Навыки самообслуживания развиты крайне слабо, соблюдает правила личной гигиены только под контролем педагогов; 1. Не владеет навыками самообслуживания, не соблюдает правила личной гигиены.
Отношение к правилам внутреннего распорядка 5. Самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим (одноклассникам, педагогам) в их соблюдении; 4.Выполняет Правила внутреннего распорядка, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка другими по просьбе взрослых; 3. Выполняет Правила внутреннего распорядка лишь по указанию педагогов; 2. Не всегда выполняет Правила внутреннего распорядка; 1.Почти всегда нарушает Правила внутреннего распорядка.
Отношение к кружковой работе 5.Проявляет постоянный интерес к посещению кружка, стремится выполнить работу творчески, аккуратно, привлекает товарищей к полезному проведению свободного времени; 4. С желанием посещает кружок, проявляет старание при выполнении работы, но не проявляет своего творчества; 3. Посещает кружок только при побуждении со стороны педагога, выполняет работу нехотя, не всегда аккуратно; 2. Интереса к посещению кружка не проявляет, выдвигает различные оправдательные причины, по которым не выполняет задания, не проявляет желания к творческому росту и совершенствованию; 1. Отказывается посещать кружок, уклоняется от выполнения работы.
Отношение к старшим 5. С уважением относится к старшим, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны других; 4. С уважением относится к старшим, но на неуважительное отношение со стороны других не обращает никакого внимания; 3. С уважением относится к старшим лишь при наличии требований со стороны педагогов и товарищей; 2. К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 1. Не уважает старших, допускает грубость.
Отношение к сверстникам 5. Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 4. Отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 3. Сам уважение проявляет, но к грубости других равнодушен; 2. Проявляет дружелюбие при побуждении со стороны взрослых; 1. Груб и эгоистичен.
Отношение к младшим 5. Добрый, заботливый, охотно помогает, кто нуждается в его помощи, отзывается на просьбы младших товарищей, организует полезные дела; 4. Добрый, заботливый, отзывается на просьбы младших товарищей, но самостоятельно не организует полезные дела; 3. Помогает младшим товарищам, если поручает педагог; 2. Не всегда уважительно относится к младшим, требует контроля со стороны педагогов, посильную помощь оказывает неохотно; 1. Недоброжелателен, груб с младшими товарищами, посильную помощь не оказывает.
Отношение к своим проступкам 5. Чувствует ответственность за свои проступки, соблюдает общепринятые нормы поведения, побуждает к этому товарищей; 4. Чувствует ответственность за свои проступки, но не требует этого от других; 3. Чувствует ответственность за свои проступки лишь под давлением взрослых и только после специального разъяснения; 2. Чувства ответственности за свои проступки не имеет, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задумывается над необходимостью работы над собой; 1. Не отвечает за свои поступки, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и несдержан в выборе средств самовыражения.
Отношение к проступкам товарищей 5. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, разъясняет необходимость соблюдения норм поведения среди товарищей; 4. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, но инициатором соблюдения общепринятых норм поведения сверстниками не выступает; 3. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, только после специального разъяснения и по требованию взрослых; 2. Часто равнодушен к поступкам своих товарищей; 1. Не чувствует ответственности за проступки своих товарищей, сам нарушает общепринятые нормы поведения.
Отношение к имуществу школы 5. Бережет школьное имущество, всегда старается привести его в порядок, побуждает к этому других; 4. Бережет школьное имущество, помогает приводить в порядок школьное имущество (мебель, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности, не побуждает к этому других; 3. Не портит школьное имущество, равнодушен по отношению к тем, кто портит школьное имущество; 2. Не бережет школьное имущество, наблюдаются случаи порчи школьного имущества; 1. Не бережет школьное имущество, при случае, не задумываясь портит его.
Отношение к личному имуществу 5. Бережлив, аккуратен, всегда содержит свои личные вещи в порядке, способствует развитию этих качеств в товарищах; 4. Бережлив, аккуратен, содержит свои личные вещи в порядке, по просьбе педагога побуждает к этому других; 3. Не всегда аккуратен, бережно относится к личному имуществу, если чувствует контроль со стороны педагога; 2. Неаккуратен, небережлив, требует контроля со стороны педагога; 1. Неаккуратен, небережлив, допускает порчу личного имущества.
Дисциплинированность 5. Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в повседневной и учебной ситуации, требует этих качеств от других; 4. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других; 3. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей; 2. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешние воздействия; 1. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны педагогов и товарищей, не реагирует на внешние воздействия;
Коллективизм 5. В коллективе явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых; 4. В коллективе лидер, умеет находить контакт с окружающими, поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства воспитанников; 3. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников; 2. Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в коллективе, уважением среди сверстников практически не пользуется; 1. Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию, не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не пользуется.
Активность 5. Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению одноклассников в общественно значимые мероприятия; 4. Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен, не старается проявлять организаторские способности; 3. Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские способности развиты слабо, не стремится довести начатое дело до конца, старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях; 2.Пассивен. Характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель»; 1.Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач.
Организованность 5. Самоорганизован, всегда правильно распределяет свою работу по времени и выполняет её согласно плану; 4. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу; 3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться; 2. Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени; 1. Не умеет распределять свою работу по времени, тратит время зря.
Настойчивость 5. Умеет ставить перед собой цель и всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями; 4. Может поставить перед собой цель, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; 3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий, доводит начатое дело до конца под контролем взрослых; 2. Не способен ставить перед собой цели, очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями; 1. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Честность 5. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, признаётся в своих поступках, говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно, требует честности от других; 4. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, может признаться в своих поступках, но не требует этого от других; 3. Выполняет данное обещание при наличии требований со стороныпедагогов и товарищей; 2. Часто говорит неправду ради собственной выгоды, не всегда выполняет обещания, не сразу признаёт свои ошибки; 1. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно, нечестен, обманывает старших.
Скромность 5. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг; 4. Иногда, по просьбе, рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах; 3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах; 2. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения; 1. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
Справедливость 5. Активно борется с тем, что считает несправедливым; 4. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым; 3. Редко выступает против того, что считает несправедливым; 2. Не добивается справедливости; 1. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
Вежливость 5. Все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям; 4. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям; 3. Часто бывает невежлив и нетактичен; 2. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры; 1. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и в общении со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.
Аккуратность 5. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда одет опрятно, подтянут; 4. Содержит в надлежащем порядке свои вещи, следит за своим внешним видом; 3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; 2. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей; 1. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив.
Общительность 5. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими; 4. Как правило, с удовольствием общается с людьми; 3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей; 2. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха; 1. Замкнут, необщителен.
Воздержание от вредных привычек 5. Вредных привычек не имеет, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, внимательно прислушивается к советам взрослых; 4. Вредных привычек не имеет, но безразличен к имеющимся вредным привычкам товарищей, способствует искоренению вредных привычек у товарищей, прислушивается к советам взрослых; 3. Имеет вредные привычки, но может преодолеть свои негативные наклонности, прислушивается к советам взрослых; 2.. Имеет вредные привычки, пассивен в работе над собой, редко прислушивается к советам взрослых; 1. Имеет стойкую зависимость к вредным привычкам, не понимает последствий вредных привычек, не прислушивается к советам взрослых.

 

 

Параметры мониторинга по выявлению сформированных навыков самообслуживания у воспитанников (Приложение 2):

Формируемые навыки Признаки и уровни, формирующихся качеств
Чистить зубы 5.Навыки сформированы прочно, умеет правильно чистить зубы, проявляет самостоятельность, способствует формированию данных навыков у товарищей; 4. Навыки сформированы, умеет самостоятельно чистить зубы, пользоваться зубной щёткой; 3. Навыки сформированы, но требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки сформированы слабо, чистит зубы только под контролем воспитателя; 1. Навыки не сформированы, не умеет чистить зубы.
Умываться 5. Всегда самостоятельно, без напоминания взрослых умывается, умеет пользоваться средствами личной гигиены, побуждает к этому товарищей; 4. Навыки сформированы, проявляет самостоятельность, умеет пользоваться средствами личной гигиены; 3. Навыки сформированы, но не всегда проявляет самостоятельность, требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки сформированы слабо, требует контроля со стороны взрослых; 1. Навыки не сформированы, не может самостоятельно умыться, не умеет пользоваться средствами личной гигиены. 
Причесываться 5. Всегда самостоятельно, без напоминания взрослых, следит за своей прической, умеет пользоваться расческой, требует этого от товарищей; 4. Всегда самостоятельно, без напоминания взрослых, следит за своей прической, умеет пользоваться расческой, но не требует этого от товарищей; 3. Навыки ухода за головой сформированы, но не всегда самостоятельно следит за своей прической, требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки ухода за головой сформированы недостаточно, затрудняется самостоятельно причесаться, требует помощи со стороны педагога; 1. Не следит за своей прической, не умеет пользоваться расческой, не хочет развивать в себе эти навыки.
Пользоваться туалетом 5. Навыки пользования туалетом сформированы прочно, всегда самостоятельно, без напоминания взрослых моет руки после пользования туалетом, требует этого от товарищей; 4. Навыки пользования туалетом сформированы прочно, самостоятельно моет руки после туалета, но не требует этого от товарищей; 3. Навыки пользования туалетом сформированы, но не всегда самостоятельно моет руки после пользования туалетом, требует контроля со стороны взрослых; 2. Навыки пользования туалетом сформированы на недостаточном уровне, всегда требует контроля со стороны воспитателя; 1. Не умеет пользоваться туалетом, не моет руки после посещения туалета, постоянно требует контроля.
Подбирать одежду по сезону 5. Всегда одет по сезону, самостоятельно подбирает себе одежду, соответствующую сезону, оказывает помощь товарищам; 4. Одевается по сезону, сам может подобрать себе одежду, соответствующую сезону, но равнодушен к тому, как одет товарищ; 3. Одевается по сезону, но не всегда самостоятельно может подобрать себе одежду, соответствующую сезону; 2. Самостоятельно одеться по сезону не может, требует помощи взрослых; 1. Одевается не по сезону, не прислушивается к советам взрослых.
Содержать свое место в чистоте 5. Всегда содержит свое место в порядке, самостоятельно, без напоминания взрослых, наводит порядок на рабочем месте, требует этого от товарищей; 4. Содержит свое рабочее место в порядке, самостоятельно может навести порядок на рабочем месте, но не требует этого от товарищей; 3. Содержит свое место в порядке по требованию педагога; 2. Содержит рабочее место в порядке только под контролем педагога, не может самостоятельно навести порядок на своем рабочем месте; 1. Не умеет содержать свое рабочее место в порядке, не стремится развивать в себе эти качества.
Мыть пол 5. Навыки сформированы прочно, всегда проявляет самостоятельность, сам оказывает помощь товарищам; 4. Навыки сформированы на достаточном уровне, проявляет самостоятельность, но не стремиться в оказании помощи товарищам; 3. Навыки сформированы на достаточном уровне, но добросовестно относится к поручению только при наличии контроля со стороны взрослых; 2. Навыки сформированы на недостаточном уровне, не может самостоятельно вымыть пол, требует помощи; 1. Навыки не сформированы, не может вымыть пол, не стремится к приобретению данных умений.
Гладить 5. Навыки сформированы прочно, знает правила утюжки, самостоятельно применяет данные правила в практической деятельности, способен оказать помощь товарищам; 4. Навыки сформированы на достаточном уровне, проявляет самостоятельность, но оказывает помощь товарищам только по просьбе воспитателя; 3. Навыки сформированы, знает правила утюжки, но не всегда их выполняет, требует контроля со стороны воспитателя; 2. Навыки сформированы слабо, самостоятельно погладить одежду не может, требует помощи со стороны взрослых или товарищей; 1. Навыками не владеет, не стремится к их приобретению.
Зашивать Пришивать 5. Навыки сформированы, самостоятельно следит за своими вещами, может сам исправить дефекты на одежде (зашить, пришить), всегда оказывает помощь товарищам; 4. Навыки сформированы, самостоятельно следит за своими вещами, может сам исправить дефекты на одежде (зашить, пришить), но не стремится оказать помощь товарищам; 3. Навыки сформированы достаточно, но не всегда сам следит за своими вещами, исправляет дефекты на одежде (зашивает, пришивает) по требованию педагога; 2. Навыки сформированы на недостаточном уровне, самостоятельно не следит за своими вещами, сам не может исправить дефекты на одежде (зашить, пришить); 1. Навыки не сформированы, безразличен к своему внешнему виду, к своим вещам, не стремиться (отказывается) исправлять дефекты на одежде, не прислушивается к замечаниям воспитателя.
Убирать территорию 5. Всегда ответственно относится к уборке территории, проявляет инициативу, соблюдает правила ТБ, сам организует и побуждает других на труд, оказывает помощь товарищам; 4. С желанием трудится по уборке территории, старается соблюдать правила ТБ, оказывает помощь товарищам по побуждению педагогов; 3. Трудится по уборке территории при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов; 2. Не всегда с желанием трудится по уборке территории, часто не доводит начатое дело до конца, требует контроля со стороны взрослых; 1. Не любит физический труд, стремится уклониться от него, даже при наличии требований и контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: