Социально-эмоциональное развитие младших школьников как социально-психологическое и педагогическое явление

Задачи:

1. Охарактеризовать социально-эмоциональное развитие младших школьников как социально-психологическое и педагогическое явление.

2. Выделить компоненты социально-эмоционального развития детей.

 

Под социально-эмоциональным развитием следует понимать комплекс способностей личности определить собственное эмоциональное состояние, распознать эмоциональные состояния окружающих, а также предпринять конкретные действия по использованию полученных знаний с целью разрешения тех или иных вопросов, конфликтов, противоречий, возникающих в профессиональной, межличностной, внутриличностной коммуникативной среде, как определяет данное явление Е.А. Сергиенко [58, с. 24]. Несмотря на то, что на современном этапе развития науки явление социально-эмоционального развития является достаточно разработанным, все еще остаются некоторые аспекты, получающие двойственную оценку.

Е.Л. Торндайк обосновал явление социального коэффициента в структуре личности впервые в своей докторской диссертации в ХХ в. Феномен социально-эмоционального развития стал одним из первых этапов в продвижении научного обоснования теории о данном явлении в структуре личности. В 1928 году данный автор в рамках собрания ассоциации психологов презентовал обновленный тест на измерение социального интеллекта, который содержал перечень вопросов с целью определения уровня развитости коэффициента социально-эмоциональной развитости человека. Таким образом, были заложены научные и методологические основания для закрепления модели социально-эмоциональной развитости Торндайка, который подразделил интеллект на абстрактный, механический и социальный. Социально-эмоциональная развитость понималась Э. Торндайком как способность управлять человеческими взаимоотношениями, оказывать влияние на окружающих людей с использованием знаний и представлений об эмоциях [80, с. 65]. В дальнейшем исследования социально-эмоционального развития были расширены уже после завершения Второй мировой войны. Структура модели социально-эмоциональной развитости в зарубежной психологии (Р.Л. Торндайк, М. Салливен) представлена 15 способностями:

1. Способность самоуважения.

Под данной способностью следует понимать умение понимать, осознавать и ценить собственную личность, понимать и определять границы своих возможностей, положительные и отрицательные стороны, принимать себя с учетом достоинств и недостатков.

2. Способность эмоциональной осознанности.

Под данной способностью следует понимать умение личности видеть и распознавать те или иные эмоциональные реакции в текущий момент, разграничивать их и видеть условия, причины возникновения данных эмоциональных реакций.

3. Способность ассертивности или самовыражения.

Данная способность выражается в умении доступно, ясно выражать собственные чувства, эмоции и мысли, умение мобилизации своей эмоциональной энергии, проявления твердости собственных убеждений, отстаивания собственной точки зрения.

4. Способность к независимости.

Умение личности полагаться на собственные силы и возможности, сохранять эмоциональную независимость от состояния окружающих и их поступков.

5. Способность к эмпатии.

Способность человека распознавать, осознавать, понимать эмоциональные состояния и чувства окружающих людей.

6. Способность к принятию социальной ответственности.

Умение осознавать себя как члена определенной социальной группы, осуществлять конструктивное взаимодействие с ними, проявлять заботу, внимание, брать ответственность за собственные поступки перед другими людьми.

7. Способность к межличностным взаимоотношениям.

Способность осуществления конструктивного коммуникативного взаимодействия за счет вербальных и невербальных средств общения с другими людьми, умение устанавливать, а также поддерживать взаимовыгодные взаимоотношения, опираясь на чувства эмоциональной близости. Умение испытывать свободу и комфорт в условиях социальных контактов.

8. Способность к стрессоустойчивости.

Умение эффективно управлять собственным эмоциональным состоянием, отыскивать выход из сложившейся ситуации.

9. Способность к контролю импульсов.

Умение сдерживать собственные эмоции, избегать соблазнов.

10. Способность к оценке окружающей действительности.

Умение сопоставлять собственные мысли и чувства с показателями, компонентами, аспектами объективной внешней действительности.

11. Способность к гибкости.

Умение личности осуществлять коррекцию собственных чувств, мыслей, представлений и поведения на основании требований постоянно изменяющейся ситуации.

12. Способность к решению проблем.

Умение установления и формулирования проблемы с последующей способностью разработки и принятия потенциально эффективного решения.

13. Способность к самоактуализации.

Умение постановки целей и направления собственной деятельности для их достижения, для реализации собственного личностного потенциала.

14. Способность к оптимистическому восприятию.

Умение хранить надежду, а также позитивное восприятие в условиях даже сложных обстоятельств.

15. Способность к счастью, благополучию.

Умение испытывать удовлетворенность собственными достижениями, достижениями окружающих и жизнью в целом [80, с. 48].

Разрабатывая модель социально-эмоциональной развитости, зарубежные авторы исследовали ранние публикации Ч. Дарвина о значимости эмоциональной экспрессии для целей выживания и адаптации. Идеи, высказанные Ч. Дарвином, позволили авторам сформировать такое видение социально-эмоциональной развитости, в котором как эмоции, так и социальные качества способствовали бы более успешной адаптации личности в условиях окружающего социокультурного пространства.

Кроме этого, значительное воздействие на зарубежную модель социально-эмоциональной развитости оказали также труды Д. Гоулман о значимости иррациональных и когнитивных факторов, которые в комплексе представляют явление интеллектуального поведения личности [20, с. 45]. Разработанная модель социально-эмоциональной развитости в зарубежной психологии, таким образом, опирается на следующие ключевые способности личности:

- способность осознавать, понимать и выражать эмоции и чувства;

- способность осознавать, понимать и видеть зависимость между обстоятельствами и эмоциональными реакциями окружающих;

- способность управлять и контролировать собственные эмоции;

- способность приспосабливаться к изменениям, адаптироваться и разрешать проблемы, связанные с внутриличностным генезисом (собственные аффекты), и с особенностями окружающих людей (объективные аффекты);

- способность вырабатывать позитивные эмоции и поддерживать объективный уровень самомотивации к деятельности [там же, с. 49].

С позиций зарубежной модели социально-эмоциональной развитости под ней следует понимать «кросс-культурную секцию, в которой эмоциональные и социальные умения личности соединяются друг с другом, объединяясь в навыки и способности, позволяющие личности определить, насколько эффективно она самовыражает себя в деятельности, вступает в межличностные связи с окружающими, справляется с ежедневными вызовами и потребностями» [20, с. 48]. Эмоциональные и социальные компетенции, таким образом, умения и навыки, способности, непосредственно связанные со значимостью самоактуализации личности, формируют пятнадцать компонентов модели, раскрытых выше, и каждый из этих компонентов является обязательным для освоения, если мы будем говорить о высокоразвитом уровне социального интеллекта по зарубежной модели. 

Исследования, проведенные Г. Айзенком в соответствии с разработанной методикой, показали, что социально-эмоциональная развитость имеет непосредственную взаимосвязь с возрастным параметром: более взрослые люди демонстрировали более высокие показатели социально-эмоциональной развитости в сравнении с менее взрослыми людьми (детьми, подростками, юношами). Кроме этого, исследования автора также позволили определить зависимость компонентов социально-эмоциональной развитости от гендера человека: женщины демонстрировали в целом более высокие показатели по шкалам способности опознания эмоций у себя, а также и у окружающих в сравнении с мужчинами [66, с. 43].

Теория социально-эмоциональной развитости в отечественной научной практике опирается на исследования о единстве аффекта и социальной адаптации в исследованиях, выполненных Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубиншейном, В.Н. Куницына, М.А. Кудака и др. Основоположником о месте эмоций, которые в социальной деятельности личности отделяются от инстинктов и переносятся в психологическую сферу, стал Л.С. Выготский [18, с. 94]. Мнение, высказанное данным автором, послужило базой для расширения концепции о том, что социальная жизнь непосредственно связана с эмоциональной деятельностью человека. Данный автор подтвердил, что онтогенез эмоциональных состояний соответствует уровням социальной адаптации человека, и что именно эмоции управляют регулированием мотивации в социальной активности личности. Другими словами, Л.С. Выготский определил, что эмоция является одним из наиболее значимых компонентов мыслительной деятельности человека в рамках социума. Момент, который осмысливается человеком при непосредственном эмоциональном переживании в контакте с представителем социума, был назван Л.С. Выготским «смысловым социальным переживанием», которое по своей сути наиболее близко стоит к явлению социального интеллекта [18, c. 158]. 

В дальнейшем идеи, высказанные данным автором, получили свое развитие в исследованиях А.Н. Леонтьева. Данный автор определил, что при анализе специфики поведения и мотивации поступков человека необходимо различать объективный замысел этих поступков, а также и личностный замысел действий, который приносит человеку определенный эмоциональный опыт переживания [37, с. 15]. Именно смысл указывает на определенную пристрастность, социальную подчиненность, включенность действий человека. Кроме этого, именно А.Н. Леонтьевым была доказано существование социально-эмоциональной или аффективной регуляции адаптации.

Аналогичную позицию высказывал также и С.Л. Рубинштейн. Согласно данному автору, под социальностью следует понимать специфическую сторону процессов, которые связаны с познавательной деятельностью личности [49, с. 23]. Следовательно, социальные процессы не могут быть противопоставлены внешним или внутренним познавательным формам деятельности, являясь их закономерной частью. Именно поэтому любое эмоциональное проявление личности в социуме является единством переживания и сознания, а интеллектуальная деятельность человека невозможна без непосредственного подключения к нему социального аспекта.

Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что, в отличие от позиции Л.С. Выготского, социальная активность и эмоциональность не только едины в деятельности личности, но даже на уровне отдельных эмоциональных состояний обнаруживается слияние социального и эмоционального компонентов, так же, как и внутри интеллекта присутствует комплекс интеллектуально-аффективных составляющих, которые по-разному проявляются непосредственно в социальной активности личности [там же, с. 217].

Особый вклад в развитие теории социально-эмоциональной развитости в отечественной психологической науке внесла также и Т.Г. Визель. Данный автор установила, что, рассматривая интеллектуальные процессы как сложные функциональные системы, необходимо рассматривать также и более узкие возможности для локализации их функций. Именно с позиций данного нейрофизиологического подхода данный автор опровергнула теорию о том, что каждая интеллектуальная функция равномерно распределяется по площади всего головного мозга, а также доказала, что сложные психические функции расположены в узкоспецифичных отделах головного мозга [15]. Т.Г. Визель обосновала и доказала достоверность теории о системной динамической локализации высших психических функций, которая подтвердила соотношение деятельности головного мозга и психических процессов личности в социальном взаимодействии с другими людьми.

Наиболее близко к явлению социально-эмоциональной развитости подходят исследования Е.А. Сергеева, который обосновал и ввел в отечественную науку явление социального мышления. Данный автор считает, что при процессе отбора и решения задач в условиях социума человек руководствуется, в первую очередь, именно своими эмоциональными состояниями, либо эмоциональными состояниями окружающих [57, c. 59]. Согласно мнению данного автора, социальная деятельность личности организуется и осуществляется личностью за счет большинства эмоциональных явлений: от простейших аффектов до эмоций и чувств в зависимости от собственной успешности в обществе.

При этом, основа взаимосвязи между социальной активностью и мышлением состоит в том, по мнению Е.А. Сергеева, что социальные эмоции выступают в качестве регулятора мыслительной деятельности, выполняют своеобразную эвристическую функцию познания [там же, c. 39]. При получении отрицательной эмоции во время освоения новых путей взаимодействия, личность стремится ограничить получение повторного опыта, что непосредственно влияет на ее познавательную и социальную активность. С другой стороны, приобретение положительного опыта в усвоении новых знаний за счет налаживания более качественных взаимоотношений с социумом непосредственно сказывается и на повышение готовности личности работать именно в научной среде, выбирать такие виды профессии, где познавательная деятельность была бы основополагающей доминантой с целью получения повторного положительного эмоционального опыта.

Говоря об этапах онтогенеза социально-эмоциональной развитости, Е.А. Сергиенко пишет, что данное развитие непосредственно связано с особенностью развития и становления всей эмоциональной личности в целом [58, c. 79]. Следовательно, говоря о социально-эмоциональном развитии, следует говорить и об особенностях формирования и развития эмоциональной сферы человека.

В качестве начального этапа для развития социальной сферы в целом и социально-эмоционального развития в частности выступает комплекс оживления, типичный для новорожденного в первые месяцы жизни. Комплекс оживления выступает в качестве положительной эмоциональной реакции, которая демонстрируется ребенком при столкновении с явлениями окружающей среды, в первую очередь, с людьми. Положительное воздействие на насыщение эмоциональным опытом в данный период сказывается эмоциональное общение младенца с матерью в рамках первого года жизни, что закладывает качественный аффективный опыт. Дети трехмесячного возраста уже способны воспринимать и определять эмоции взрослого, который вступает с ними в контакт, как пишет об этом Г.С. Абрамова [1, с. 69].

Разграничение эмоциональных реакций происходит у ребенка 5-6 месяцев при выражении реакции удовольствия, а также и неудовольствия. Впоследствии с период раннего возраста ребенок формирует весьма расплывчатые представления об окружающей действительности на основании усвоения эмоциональных переживаний, связанных с контактом от окружающих предметов, на основании степени удовлетворения, либо неудовлетворения своих потребностей, при количестве контактов с чем-то приятным и неприятным. Отсюда следует, что первые эмоции от общения формируются в непосредственной взаимосвязи с органическими потребностями, их качеством и степенью их удовлетворения окружающей средой [38, c. 62]. 

Онтогенез социально-эмоционального развития переживает этапы в зависимости с развитием и совершенствованием эмоциональной сферы личности и ее способности к адаптации, как пишет об этом Т.В. Борисова [10, c. 8]. В период раннего и дошкольного детства ребенок приобретает начальный аффективный опыт, а также начинает видеть взаимозависимость между определенной ситуацией и характерным эмоциональным состоянием. В период младшего школьного возраста происходит совершенствование уровня эмпатии, повышение способности к саморегуляции базовых инстинктов и импульсов, формируется достаточно обширная база эмоциональных знаний.

В период подросткового возраста личность развивает навыки осознанной эмоциональной регуляции, учится видеть и управлять эмоциональными состояниями окружающих, собственным состоянием. В юношеском возрасте личность способна преодолевать негативные эмоциональные реакции за счет сознательного переключения на другие эмоции или виды деятельности. В зрелом возрасте происходит укрепление и развитие большинства способностей, входящих в структуру социального интеллекта личности. В период пожилого возраста когнитивная составляющая социального интеллекта начинает ослабевать, а способность к определению эмоциональных реакций в значительной степени ослабевает.

Выводы по параграфу 1.1.  

1. Модель социально-эмоциональной развитости в зарубежной школе психологии опирается на пятнадцать способностей человека, которые позволяют ему, во-первых, распознавать собственные эмоциональные состояния, во-вторых, видеть те или иные эмоциональные изменения среди окружающих людей, в-третьих, уметь гармонично и конструктивно использовать данные знания для установления взаимовыгодных отношений и, в-четвертых, использовать данные знания для собственной самоактуализации в условиях тех или иных видов деятельности.

2. По нашему убеждению, явление социально-эмоциональной развитости нашло свое отражение в отечественной психологической науке в ХХ века в формах смысловых переживаний, обобщений переживаний, интеллектуализации аффекта (в деятельности Л.С. Выготского), а также социального мышления (в деятельности Т.Г. Визель), социального воображения (в деятельности Е.А. Сергеева).

3. Особенности социально-эмоциональной развитости представлены как компетенциями в социальной сфере (умение взаимодействовать, начинать, поддерживать, завершать коммуникативный контакт, быть заинтересованным в достижении единой цели коммуникации, уважать собеседников), так и в эмоциональной сфере (развитая эмпатия, умение регулировать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих, знание собственных эмоций и умение распознавать признаки эмоционального состояния окружающих).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: