Хореография как средство и ресурс социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

Задачи:

1. Определить явление хореографии в современных исследованиях.

2. Охарактеризовать хореографию как средство и ресурс социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

3. Выделить средства воздействия хореографии на социально-эмоциональное развитие младших школьников.

Ключевым понятием в содержании данной работы является феномен танца. Данное понятие выступает в качестве одного из наиболее трудоемких в своем описании, поскольку наука за все время собственного исследования данной категории выработала большое количество определений, раскрывающих как явление танца, так и явление культуры танца и танцевальной культуры. Наиболее общий подход к определению выделенных выше определений состоит в том, что данные понятия являются взаимозаменяемыми [8, c. 52]. Вместе с тем каждый из данных понятий также наделен и своей спецификой.

Большинство исследований, описывающих танец как культурно-психологический феномен, понимают его как культуру той или иной этнической общности, тем самым, характеризуя танец в качестве синонима для народной танцевальной традиции, как считает А.Н. Брусницына [11, c. 8]. Вместе с тем, данное понимание является достаточно узким, в то время как применение данного явления более, чем обширно.

Категория танца выступает в качестве социального феномена, который наделен способностью формирования вокруг себя определенного пространства, тем самым, включаясь и характеризуя ту или иную культуру. Н.И. Шарова в своем исследовании определяет, что танец является, в первую очередь, явлением танцевально-пластического характера, которое следует понимать как определенную форму и достигнутый уровень в реализации способностей к телесно-пластической выразительности и изобразительности, которая была достигнута человеком или людьми в результате определенного уровня развитости этносоциума, выражаясь в неухдожественных формах жизнедеятельности (в быту, в коммуникации, в ритуалах и обрядах, в труде и т.д.) [75, c. 24]. Из данного определения видно, что категория танца является более широкой, нежели просто определенный набор ритмических действий, задействуя также и основные достижения этнической общности с учетом той или иной эпохи цивилизационного развития.

К отдельным компонентам танца Н.И. Шарова относит сам танец, а также и другие традиционные явления, использующиеся человеком для телесного и пластического самовыражения в условиях этносоциума [там же, с. 71]. Танец не может быть синонимом танцевальной культуры просто потому, что его семантика является гораздо более узкой, не подразумевающей всего этнокультурного и философско-бытийного понимания мира, который традиционно входит в категорию танцевальной культуры. Кроме этого, танец соединяет в себе не только художественное содержание, но также и бытийное выражение восприятия мира.

В.Н. Нилов, определяя явление танца, понимает под данным феноменом определенный способ существования танца в рамках повседневной культуры [43, с. 75]. Другими словами, танец как компонент танцевальной культуры не входит в категорию профессиональной деятельности, а является одним из системообразующих компонентов. Другие же компоненты концентрируются вокруг танца, который занимает центральное место в структуре танцевальной культуры. Структура танца как культурно-психологического феномена по В.Н. Нилову, носит следующий вид (см. рис. 1):

Рис. 1. Структура танца по В.Н. Нилову [43, c. 52].

Как видно из данного примера, в структуру танца, помимо самого танца, входят категории пространственно-временного кода, предметного кода, нормативно-рефлективного кода, а также социального кода.

Пространственно-временной код включает в себя явления места, специальных помещений, где организуется танцевальная деятельность (например, торговые площади, дворцовые залы, Дома культуры, клубы в разные временные эпохи развития танцевальной культуры). В структуру предметного кода входит специфика одежды и танцевальной атрибутики, которая используется во время танца (специфические танцевальные костюмы и платья, соответствующая обувь, пуанты и т.д.). Тем не менее, говоря об атрибутике во время исполнения танца, Н.Б. Крашенинникова отмечает, что они далеко не всегда являются обязательными: многие практики танцевальной деятельности допускали и продолжают допускать отсутствие специальной одежды для танцев [33, c. 22]. С другой стороны, в некоторых аспектах предметный код является необходимым условием: например, в народных и ритуальных танцах (веера, сабли, культурные и религиозные артефакты и т.д.).

На уровне социального кода следует понимать ту или иную аудиторию танца, иерархию отдельных членов танцевального сообщества, а также существующие правила поведения, в соответствии с которыми танец реализуется в условиях пространства. Примером такого правила может быть, например, «белый танец», который подразумевает, что дамы имеют право пригласить кавалеров для танца.

Нормативно-рефлективный код включает в себя наличие танцевального этикета, а также тех правил, которых необходимо придерживаться во время непосредственного исполнения танца. Данный код затрагивает наличие официальных предписаний, связанных с явлением танцевальной культуры, с системой танцевального образования, а также материалами, которые по своему содержанию затрагивает танец (живопись, литературу, скульптуру и т.д.). 

Также существует теория о распределении видов танца в зависимости от исторического развития на несколько эпох. И.Г. Есаулов предлагает выделять танцы Древней Руси, танцы Средневековья, танцы культуры эпохи Возрождения, танцы культуры Советской эпохи, и современные танцы [22, c. 77].

Хореографическая деятельность выступает в качестве самобытной формы творческой деятельности, которая включена в ключевые принципы и закономерности развития общества, как определяет данный феномен в области культуры Т. Барышникова [9, c. 62]. Танец представляет собой искусство, которое способно отобразить окружающую жизнь за счет отдельных символов. Отличительные особенности танца состоят в том, что передача всего комплекса культурно-психологических переживаний происходит без слов, посредством пластики человеческого тела и мимики танцора.

Танец также выступает в качестве способа для невербальной формы самовыражения, которая реализуется за счет набора ритмических организованных и включенных в пространство и время телодвижений, как добавляет также Т.В. Пуртова [48, c. 41]. Для целей эмоционального-развития, а также художественной, эстетической культуры личности младшего школьника танец занимает важное место как инструмент эстетического воспитания.

Регулярные занятия хореографической деятельностью положительно сказываются на физической форме ребенка, а также способствуют росту его духовного потенциала, как отмечает Т.П. Тычинкина [65, с. 83]. В танце все аспекты уравновешены между собой и находятся в гармонии, поэтому они всегда привлекают детей, подростков, а также взрослых учеников. Однако формирование навыка принимать участие в действительно грамотно организованном танце – результат многолетних тренировок. 

В условиях изучения танца возможно сформировать наиболее значимые элементы эмоционально-волевой сферы детей: обучить их дисциплинированности, трудолюбию и терпению, что впоследствии они будут применять не только в творчестве, но также в обучении, в бытовой жизнедеятельности, как отмечает также И.Г. Есаулов [22, с. 42]. Однако достижение подобных качеств посредством танца также возможно только в условиях целенаправленной и длительной работы.

Танец также способствует повышению уровня ответственного отношения к собственным обязанностям, к выполнению поставленной задачи. Принимая участие в парных и групповых танцах, ребенок осознает, что своим опозданием подведет группу, поскольку все члены хореографического коллектива взаимосвязаны между собой, поэтому невозможно подводить их, не выучив и не отработав определенных движений, а также просто не придя на занятие.

Также важное место играет и воспитание ответственного отношения к собственной внешности. Дети приучаются следить за своей осанкой, за собственной прической, своим внешним видом, работа с костюмами во время танца воспитывает аккуратное отношение к любой одежде, которую они носят [19, c. 56]. 

Также танец способствует воспитанию и освоению ключевых норм и правил этикета, которое также значимо в воспитании личности ребенка. Дети включены в социально-возрастную иерархию, не перечат взрослым, если неправы, а также с вниманием относятся к окружающим людям: мальчики подают руку выходящей из транспорта матери, бабушке или сестре, просто девочке. Совместная танцевальная деятельность положительно сказывается на развитии способности детей к эмпатии, вниманию, заботе о других.

Также необходимо отметить, что танцевальная деятельность положительно сказывается на уровне естественного развития ребенка, в частности, при совершенствовании его физического развития. Танец также служит и средством профилактики против заболеваний, связанных с гиподинамией, которая довольно часто возникает в жизни современных учеников [6, с. 19]. Танец способствует исправлению осанки ребенка, коррекции плоскостопия, увеличивает потенциал системы кровообращения, вестибулярного аппарата, способствует укреплению и развитию мышечной ткани. Танец, таким образом, является эффективным средством не только в эстетическом и духовном развитии учеников, но также и важным инструментом их физического совершенствования.

Занятия танцами в хореографическом коллективе являются важным дополнением и продолжением социально-общественной жизни ребенка, служат ресурсом для обогащения жизни. Эстетические переживания, с которыми ребенок сталкивается в рамках танца, обогащают его чувственный опыт, ведут к осознанию собственного места в мире, в искусстве, что крайне важно для духовно-нравственного развития ребенка в любом возрасте, как считает С.И. Аванесова [2, с. 65].

Результатом воспитания ребенка в условиях танца является формирование творческой личности, наделенной конкретным набором действий, а также способностью к эстетическому воспитанию в хореографическом искусстве. Если занятия танцами не подчинены идее эстетического воспитания и развития творческой инициативности ребенка, недостижимой становится цель формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Отсюда следует, что задачей для каждого педагога выступает подготовка учеников к преобразовательной деятельности на основании полученного эстетического опыта и технической готовности к танцу. В ответственности педагога-хореографа находится задача развития и укрепления среди учеников потребности в контакте с хореографическим искусством, способности к распознаванию ключевых образов, смыслов и символов.

Выводы по параграфу 1.3:

1. Хореография наделена положительным потенциалом в повышении социально-эмоциональной развитости детей, поскольку соединяет в своей структуре музыку, пластику, заставляет эмоционального переживать чувственный опыт, выражать его посредством движений, приобретать опыт создания художественного образа, который также необходимо реализовать за счет танца и эмоциональных реакций. Помимо этого, в танце дети учатся сотрудничеству и взаимодействию, что также развивает их социальные качества.

2. Значимость танца в развитии и воспитании учащихся не нуждается в излишних доказательствах. Само по себе, хореографическое искусство воспитывает музыкальный слух, ритмику, воспитывает движения тела и совершенствует регуляционную сферу организма и психики человека.

3. Регулярные тренировки и занятия в детской школе искусств, подкрепленные обязательными разминками, процессом изучения новых движений и танцев развивает у детей привычку внимательно относиться к своим обязанностям, нести ответственность за собственное посещение, эмоционально переживать явления искусства, а также выстраивать межличностное взаимодействие с окружающими детьми на основании языка танца.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: