Глава 1. Теоретические аспекты социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Институт психологии и педагогики

Факультет психолого-педагогического и специального образования

Кафедра социальной педагогики

 

                                                                       Допустить к защите ГЭК

                                                                       Зав. кафедрой социальной

                                                                       педагогики, к.п.н.

                                                                       ________ Г.Ю. Титова

 

                                            

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

выпускная квалификационная работа (магистерская работа)

 

 

Руководитель:

к.п.н., доцент кафедры

социальной педагогики

Тужикова Т.А.__________

 

Автор работы:

студентка 9701Мдод группы

                                                               Чудакова Галина

                                                               Владимировна___________

 

                                                               Дата защиты

«____» ___________ 2019 г.

Оценка «_______________»

 

ТОМСК 2019

Оглавление       

Введение …………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации…………………………10

1.1. Социально-эмоциональное развитие младших школьников как социально-психологическое и педагоическое явление. 10

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника в логике рассматриваемой проблемы.. 21

1.3. Хореография как средство и ресурс социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации. 32

1.4. Отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования. 39

Глава 2. Организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации, результаты ее апробации. 52

2.1. Организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, ее программно-методическое обеспечение в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации. 52

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.. 63

2.3. Методические рекомендации по реализации модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, ее программно-методическое обеспечение в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации. 83

Заключение. 94

Список литературы.. 99

Приложения ……………………………………………………………………109

 


 


Введение

 

 

На современном этапе развития отечественной системы образования необходимость личностно-ориентированных результатов в процессе обучения и развития ученика приобретает первостепенное значение. Под личностно-ориентированными результатами понимается, в первую очередь, степень социализации ребенка в окружающем социокультурном пространстве, что выражается в знакомстве с традиционными нормами и правилами поведения, в развитой духовности ребенка, в умении понимать и чувствовать эстетику окружающей действительности и выстраивать на этих представлениях ценностный диалог.

Актуальность данной исследовательской работы состоит в особой значимости социально-эмоционального развития младших школьников в современной образовательной системе, так как компетенции, входящие в данное явление, не только являются основными в структуре художественно-эстетического воспитания, но также выступают в качестве основных условий при гармонизации личности в окружающем поликультурном пространстве. Социально-эмоциональная развитость позволяет ребенку быстро адаптироваться к социокультурной среде, поддерживать взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми, активно развиваться, а также испытывать эмпатию, эмоционально переживать происходящие события, с отзывчивостью относиться к явлениям и предметам искусства и культуры. Логичным будет предположить, что танец и его преподавание в рамках начальной ступени общеобразовательной школы может служить одним из наиболее эффективных средств в социально-эмоциональном развитии младших школьников и, как следствие, в достижении личностно-ориентированных результатов начального общего образования.

Проблема исследования связана с тем, что, в то время как на нормативно-правовом уровне активно выдвигаются требования к уровню социально-эмоционального развития обучающихся начальной школы, в практических педагогических исследованиях подходы в меньшей мере затрагивают сферу хореографии. Существуют исследования, посвященные специфике социально-эмоционального развития обучающихся в рамках психолого-педагогического сопровождения (Г.В. Митина, 2010, С.Г. Рудкова, 2010), высказываются подходы к социально-эмоциональному развитию обучающихся на уроках в начальной школе (Г.А. Аванесова, 2006, Т.В. Борисова, 2011, Н.В. Котельникова, 2003). Исследования в отношении оценки и определения потенциала хореографии младших школьников зачастую затрагивают вопросы эстетического воспитания (Е.В. Зозуля, 2013, Д.А. Семенив, 2010), координационного и физического развития (Л.В. Волков, 2013, А.В. Селютина, 2012, В.Г. Шилько, 2010).

Между тем, следует отметить, что исследования о феноменологии танца и значимости хореографической деятельности нередко указывают на то, что средства танца способствуют как формированию социальной сферы ребенка, так и воспитанию его эмоциональности (О.В. Антонова, 2016, Н.А. Александрова, 2008, Г.А. Колодницкий, 2015 и др.). Следовательно, необходимо организовать целенаправленное изучение возможностей хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации в направлении социально-эмоционального развития младших школьников.

Проблема социально-эмоционального развития обучающихся младшего школьного возраста является достаточно разработанной предметной областью. Тем не менее, в отношении использования хореографии как одного из средств социально-эмоционального развития младших школьников на данный момент существует недостаточное количество исследований в отечественной педагогике.

Противоречие исследования сформировано с одной стороны, в теоретически обозначенной необходимости создания условий по социально-эмоциональному развитию младших школьников, с другой стороны, в практическом отсутствии конкретных методов, которые могли бы позволить организацию процесса социально-эмоционального развития младших школьников на занятиях хореографией.

Проблема исследования: какова организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.

Объект исследования: процесс социально-эмоционального развития младших школьников

Предмет исследования: организационно-педагогические условия социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.

Цель исследования: разработка и оценка эффективности организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.

Гипотезой исследования является предположение, что организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии будет способствовать социально-эмоциональному развитию обучающихся, если:

· выявить особенности и охарактеризованы подходы к социально-эмоциональному развитию младших школьников;

· учитывать психолого-педагогическая характеристика младших школьников при ее реализации;

· учитывать ресурсы хореографии как средства социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации;

· учитывать отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования;

· разработать программно-методическое обеспечение модели, методические рекомендации по ее реализации.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать социально-эмоциональное развитие младших школьников как явление.

2. Уточнить психолого-педагогическую характеристику младших школьников в контексте рассматриваемой проблемы.

3. Охарактеризовать хореографию как средство и ресурс социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.

4. Обобщить и систематизировать отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования.

5. Разработать организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.

6. Апробировать, описать результаты организационно-педагогической модели.

В качестве теоретико-методологической основы взяты труды следующих исследователей: Г.С. Абрамовой, Л.П. Айкиной, Т.В. Борисовой, Т.Г. Визель, А.Ф. Воловик, Д. Гоулман, Р. Захарова, Е.В. Козловой, А.В. Кочевой, С.А. Курносовой, Н.В. Лещенко, И.Г. Маракушиной, В.Н. Нилова, Т.В. Пуртовой, А.А. Сапогова, Е.А. Сергеева, Б.А. Титова, З.И. Тюмасевой, Дж. Ходоров, Л.М. Шипицыной, И.И. Шульга и др.

Исследование осуществлялось на основе использования общетеоретических и эмпирических методов исследования: анализ, синтез, определение, классификация, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование, систематизация передового педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ, сравнительный анализ.

Новизна исследования состоит в:

· комплексном подходе к хореографии как средству и ресурсу социально-эмоционального развития младших школьников;

· выявлении организационных и педагогических условий социально-эмоционального развития младших школьников, их учете при формировании и реализации модели в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации;

· разработке и описании организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.

 Это позволит определить принципы, критерии, подходы к повышению уровня социально-эмоционального развития обучающихся средствами хореографии в условиях начальной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «социально-эмоциональное развитие младших школьников», в определении критериев и уровней социально-эмоциональной развитости, в систематизации теоретического зарубежного и отечественного опыта в направлении применения хореографии для целей социально-эмоционального развития обучающихся.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и оценке эффективности организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, которая может быть адаптирована для дополнительного образования в общеобразовательной организации.

Структура данной исследовательской работы определена логикой поставленной цели и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


 


Глава 1. Теоретические аспекты социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

 

Цель: систематизация теоретических аспектов социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования общеобразовательной организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: