МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Институт психологии и педагогики
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Кафедра социальной педагогики
Допустить к защите ГЭК
Зав. кафедрой социальной
педагогики, к.п.н.
________ Г.Ю. Титова
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
выпускная квалификационная работа (магистерская работа)
Руководитель:
к.п.н., доцент кафедры
социальной педагогики
Тужикова Т.А.__________
Автор работы:
студентка 9701Мдод группы
Чудакова Галина
Владимировна___________
Дата защиты
«____» ___________ 2019 г.
Оценка «_______________»
ТОМСК 2019
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации…………………………10
1.1. Социально-эмоциональное развитие младших школьников как социально-психологическое и педагоическое явление. 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника в логике рассматриваемой проблемы.. 21
1.3. Хореография как средство и ресурс социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации. 32
1.4. Отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования. 39
Глава 2. Организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации, результаты ее апробации. 52
2.1. Организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, ее программно-методическое обеспечение в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации. 52
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.. 63
2.3. Методические рекомендации по реализации модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, ее программно-методическое обеспечение в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации. 83
Заключение. 94
Список литературы.. 99
Приложения ……………………………………………………………………109
Введение
На современном этапе развития отечественной системы образования необходимость личностно-ориентированных результатов в процессе обучения и развития ученика приобретает первостепенное значение. Под личностно-ориентированными результатами понимается, в первую очередь, степень социализации ребенка в окружающем социокультурном пространстве, что выражается в знакомстве с традиционными нормами и правилами поведения, в развитой духовности ребенка, в умении понимать и чувствовать эстетику окружающей действительности и выстраивать на этих представлениях ценностный диалог.
Актуальность данной исследовательской работы состоит в особой значимости социально-эмоционального развития младших школьников в современной образовательной системе, так как компетенции, входящие в данное явление, не только являются основными в структуре художественно-эстетического воспитания, но также выступают в качестве основных условий при гармонизации личности в окружающем поликультурном пространстве. Социально-эмоциональная развитость позволяет ребенку быстро адаптироваться к социокультурной среде, поддерживать взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми, активно развиваться, а также испытывать эмпатию, эмоционально переживать происходящие события, с отзывчивостью относиться к явлениям и предметам искусства и культуры. Логичным будет предположить, что танец и его преподавание в рамках начальной ступени общеобразовательной школы может служить одним из наиболее эффективных средств в социально-эмоциональном развитии младших школьников и, как следствие, в достижении личностно-ориентированных результатов начального общего образования.
Проблема исследования связана с тем, что, в то время как на нормативно-правовом уровне активно выдвигаются требования к уровню социально-эмоционального развития обучающихся начальной школы, в практических педагогических исследованиях подходы в меньшей мере затрагивают сферу хореографии. Существуют исследования, посвященные специфике социально-эмоционального развития обучающихся в рамках психолого-педагогического сопровождения (Г.В. Митина, 2010, С.Г. Рудкова, 2010), высказываются подходы к социально-эмоциональному развитию обучающихся на уроках в начальной школе (Г.А. Аванесова, 2006, Т.В. Борисова, 2011, Н.В. Котельникова, 2003). Исследования в отношении оценки и определения потенциала хореографии младших школьников зачастую затрагивают вопросы эстетического воспитания (Е.В. Зозуля, 2013, Д.А. Семенив, 2010), координационного и физического развития (Л.В. Волков, 2013, А.В. Селютина, 2012, В.Г. Шилько, 2010).
Между тем, следует отметить, что исследования о феноменологии танца и значимости хореографической деятельности нередко указывают на то, что средства танца способствуют как формированию социальной сферы ребенка, так и воспитанию его эмоциональности (О.В. Антонова, 2016, Н.А. Александрова, 2008, Г.А. Колодницкий, 2015 и др.). Следовательно, необходимо организовать целенаправленное изучение возможностей хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации в направлении социально-эмоционального развития младших школьников.
Проблема социально-эмоционального развития обучающихся младшего школьного возраста является достаточно разработанной предметной областью. Тем не менее, в отношении использования хореографии как одного из средств социально-эмоционального развития младших школьников на данный момент существует недостаточное количество исследований в отечественной педагогике.
Противоречие исследования сформировано с одной стороны, в теоретически обозначенной необходимости создания условий по социально-эмоциональному развитию младших школьников, с другой стороны, в практическом отсутствии конкретных методов, которые могли бы позволить организацию процесса социально-эмоционального развития младших школьников на занятиях хореографией.
Проблема исследования: какова организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.
Объект исследования: процесс социально-эмоционального развития младших школьников
Предмет исследования: организационно-педагогические условия социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.
Цель исследования: разработка и оценка эффективности организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.
Гипотезой исследования является предположение, что организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии будет способствовать социально-эмоциональному развитию обучающихся, если:
· выявить особенности и охарактеризованы подходы к социально-эмоциональному развитию младших школьников;
· учитывать психолого-педагогическая характеристика младших школьников при ее реализации;
· учитывать ресурсы хореографии как средства социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации;
· учитывать отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования;
· разработать программно-методическое обеспечение модели, методические рекомендации по ее реализации.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать социально-эмоциональное развитие младших школьников как явление.
2. Уточнить психолого-педагогическую характеристику младших школьников в контексте рассматриваемой проблемы.
3. Охарактеризовать хореографию как средство и ресурс социально-эмоционального развития младших школьников в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.
4. Обобщить и систематизировать отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования.
5. Разработать организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.
6. Апробировать, описать результаты организационно-педагогической модели.
В качестве теоретико-методологической основы взяты труды следующих исследователей: Г.С. Абрамовой, Л.П. Айкиной, Т.В. Борисовой, Т.Г. Визель, А.Ф. Воловик, Д. Гоулман, Р. Захарова, Е.В. Козловой, А.В. Кочевой, С.А. Курносовой, Н.В. Лещенко, И.Г. Маракушиной, В.Н. Нилова, Т.В. Пуртовой, А.А. Сапогова, Е.А. Сергеева, Б.А. Титова, З.И. Тюмасевой, Дж. Ходоров, Л.М. Шипицыной, И.И. Шульга и др.
Исследование осуществлялось на основе использования общетеоретических и эмпирических методов исследования: анализ, синтез, определение, классификация, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование, систематизация передового педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности, педагогический эксперимент, тестирование, количественный и качественный анализ, сравнительный анализ.
Новизна исследования состоит в:
· комплексном подходе к хореографии как средству и ресурсу социально-эмоционального развития младших школьников;
· выявлении организационных и педагогических условий социально-эмоционального развития младших школьников, их учете при формировании и реализации модели в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации;
· разработке и описании организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.
Это позволит определить принципы, критерии, подходы к повышению уровня социально-эмоционального развития обучающихся средствами хореографии в условиях начальной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «социально-эмоциональное развитие младших школьников», в определении критериев и уровней социально-эмоциональной развитости, в систематизации теоретического зарубежного и отечественного опыта в направлении применения хореографии для целей социально-эмоционального развития обучающихся.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и оценке эффективности организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, которая может быть адаптирована для дополнительного образования в общеобразовательной организации.
Структура данной исследовательской работы определена логикой поставленной цели и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации
Цель: систематизация теоретических аспектов социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования общеобразовательной организации.