Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника в логике рассматриваемой проблемы

Задачи:

1. Описать основные аспекты психического развития детей младшего школьного возраста.

2. Выделить ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

3. Охарактеризовать возрастную специфику социально-эмоциональной развитости младших школьников.

 

Границы младшего школьного возраста связаны с 7-10,11-летним периодом развития и становления личности, в рамках которого ребенок посещает занятия в начальной школе. Данный период развития, в частности, 7-8 лет в развитии ребенка сопряжен с комплексом психологических проблем, которые возникают у младшего школьника в связи с переходом из ДОО и начальную школу. Социальная ситуация развития ребенка резко изменяется: вокруг него появляется большее количество людей, он переходит из одного коллектива в другой, количество обязанностей резко возрастает. Стрессогенным является также и тот фактор, что в начальной школе к ребенку предъявляются более серьезные требования со стороны взрослых, что также может оказывать влияние на его социально-эмоциональное развитие, как считает Н.Д. Былкина [13, c. 15]. 

Период младшего школьного возраста является наиболее ответственным в условиях школьного детства. Вместе с тем, именно данный возрастной период наделен наиболее значительной сенситивностью в отношении социально-эмоционального развития: ребенок нацелен на включение в коллектив, получение положительной оценки взрослого, а его психическая и эмоциональная сфера активно развивается и усложняется.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для социально-эмоционального развития еще и потому, что развитие ребенка не отягчено кардинальными физиологическими изменениями, как, например, в подростковом возрасте. Ребенок в лучшей степени предрасположен к усвоению новой информации, освоению новых видов учебной, познавательной, социально-коммуникативной деятельности, что и делает данный возрастной этап наиболее значимым в вопросах социально-эмоционального развития, как считает С.А. Курносова [34, c. 197]. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте выступает учебная деятельность, в рамках которой ребенок наиболее быстро осваивает новые навыки, наиболее охотно воспринимает и запоминает новую информацию.

Для того, чтобы определить специфику младшего школьного возраста в контексте выбранной темы данного исследования, рассмотрим особенности социального и эмоционального развития младшего школьника.

Входя в школьную жизнь, ребенок испытывает значительные преобразования во всех сферах своей повседневной жизнедеятельности. Изменяется его социальное положение: теперь он может объединять свои усилия со сверстниками, развиваться не только посредством игры, но также и в рамках учебной деятельности, досуговой деятельности. Социальное положение ребенка в классе крайне значимо для его самооценки и самоощущения, как считает Е.С. Ларина [36, c. 110]. На основании того, как его оценивают другие дети, а также и взрослый (учитель, родитель) формируется его первоначальное представление о себе, своих способностях, возможностях. Социальная оценка непосредственно связана с тем, насколько успешно он адаптируется к новым условиям, формирует внутреннюю позицию школьника, заинтересован в целом в обучении, развитии, общении со сверстниками.

Гармоничное и успешное общение является основным условием для развития и совершенствования младшего школьника в коллективе сверстников. Процесс общения – это сложный процесс, включающий в себя множество условий и факторов. То, насколько хорошо или плохо созданы необходимые условия для межличностной коммуникации в деятельности младших школьников, напрямую зависит успешность или неуспешность их общения, как отмечает А.В. Селютина [54, c. 177]. В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает получаемый социальный опыт и, следовательно, заинтересован в том, чтобы его социальные умения развивались наиболее успешно.

В современной педагогике и психологии понятие социальных умений рассматривается в двух точек зрения: одни исследователи, раскрывая значение данного понятия, склонны уделять особое значение речевым способностям человека, используя которые он устанавливает коммуникативные связи с окружающими [21, c. 14]. Другие исследователи склонны рассматривать социальные способности с психологических аспектов, определяя не инструментарий, а общую способность, готовность младшего школьника вступить в акт коммуникации и с успехом достигнуть поставленных целей в общении [10, c. 5].

Таким образом, мы можем определить социальные умения как комплексное новообразование в психике ребенка младшего школьного возраста, включающее в себя владение основными речепроизносительными навыками для воспроизводства понятного для окружающих высказывания, умение распознать и понять точку зрения собеседника, а также применить те коммуникативные умения, которые позволят достичь согласия в беседе и изначальной цели коммуникации.

При депривации общения со сверстниками, ребенок в младшем школьном возрасте так и не научается выстраивать дружественные, партнерские отношения с незнакомыми людьми. При дефиците общения со взрослым он склонен впоследствии вырабатывать зависимость от мнения вышестоящих лиц, более взрослых людей, родителей, руководителей и т.д. 

Тем не менее, одной из особенностей социальных умений в младшем школьном возрасте выступает индивидуально-личностный аспект, который основывается на том или ином типе темперамента и характера ребенка, а также на внешних условиях и особенностях общения, с которыми ребенок сталкивался в рамках школы и во внеурочной деятельности. С другой стороны, в младшем школьном возрасте не наступает окончание формирования социальных умений. Говоря об относительном характере социальных способностей младшего школьника, Т.Д. Пашкевич пишет о том, что тот или иной тип темперамента закладывает основную базу для развития социальных способностей ребенка младшего школьного возраста, однако на конечный результат их формирования влияют стиль воспитания родителей, качество установленных связей с близкими и друзьями ребенка в данный период и последующие [61, c. 51].

Мы уже отмечали выше комплексный характер социальных умений. АА.В. Макарчук выделяет следующие виды социальных способностей, которые входят в данное образование и приобретают свое выражение уже в период младшего школьного возраста:

- информационно-коммуникативная составляющая;

Данная составляющая содержит в себе основные умения начала, поддержания и заключения беседы, обмен высказываниями, определенный опыт и знание собеседника об окружающем мире и о самом себе, на основе которых будет строиться высказывание с использованием основных средств вербального и невербального общения.

- аффективно-коммуникативная составляющая;

Сюда входит умение личности распознать эмоциональное состояние партнера по общению и применить те образцы поведения, которые будут подчиняться заданным условиям общения. Такие черты как отзывчивость, внимательность, уважительное отношение к личности собеседника, склонность к эмпатии являются здесь ключевыми. 

- регулятивно-коммуникативная составляющая;

Данная составляющая характеризует умение личности устанавливать отношения сотрудничества во время общения, принимать и просить помощь, применять те адекватные методы урегулирования конфликта для достижения результата, который устраивал бы обоих собеседников [38, c. 65]. 

Таким образом, мы видим, что для формирования социальных умений к периоду младшего школьного возраста требуется, во-первых, умение воспроизводить понятную для окружающих речь, отвечающую внешним условиям общения, во-вторых, реагировать на эмоциональные связи и особенности поведения, самочувствия собеседника, и, в-третьих, умение управлять процессом общения с таким расчетом, чтобы возникающие конфликты были улажены мирным способом, который бы не наносил психоэмоционального ущерба собеседнику.

Это означает, что социальные умения включают в себя комплекс компетенций или умений, необходимых для формирования и развития уже в начальный период развития личности ребенка. Выделяя ключевые компетенции социальных способностей, которые должны быть сформированы к концу младшего школьного возраста, Н.М. Ань говорит о следующих умениях:

- умение социальной перцепции;

Сюда входит умение понимать слова и поступки людей, воспринимать себя в структуре окружающего социокультурного пространства, оценивать собственные высказывания и поступки в отношении окружающих людей. В младшем школьном возрасте это умение развивается примерно к 9-10 годам, в 7-8 лет ребенок еще недостаточно ориентируется в социокультурном пространстве.

- гностические умения;

В структуру гностических умений входят любые навыки личности добывать и перерабатывать информацию, делиться ею с окружающими людьми посредством общения, а также осуществлять рефлексию и саморефлексию полученного коммуникативного опыта. Данные умения постепенно развиваются и зависят от условий, которые создают педагоги, родители. Многие дети в младшем школьном возрасте подвержены робости, неуверенности в себе, а личная и социальная успешность в коллективе позволяет им развивать данные умения.

- эмоционально-регулятивные умения;

Процесс общения выдвигает определенные требования и к допустимой эмоциональности собеседников. Тем не менее, существующие нормы поведения людей в общественном и социальном пространстве в значительной мере ограничивают возможность проявления чересчур ярких эмоций, в особенности, негативных. Сознательное ограничение и подавление эмотивных реакций подразумевает владение собственным сознанием и телом, саморегуляцией поведения, что и входит в структуру данной компетенции. В младшем школьном возрасте дети становятся более сдержанными, к концу возрастного периода они способны подавлять чрезмерно яркие эмоции. Однако они все еще остаются открытыми для аффектов.

- познавательные умения;

Способность запоминать и сохранять необходимую информацию в памяти, обмениваться ей в процессе общения, а также производить мыслительные операции – это ключевые характеристики развитости мышления, внимания и памяти, что является необходимым требованием для формирования познавательной компетенции. Данные умения активно развиваются в младшем школьном возрасте.

- интеракционные умения;

Выдержка, а также умение примерять несколько социальных ролей и успешно функционировать в различных слоях и уровнях общества: это основные структурные составляющие интеракционных умений. От того, насколько выгодно личность может «подать себя» при завязывании контактов зависит качество и широта социального круга общения, и общая успешность личности в формировании коммуникативных способностей. Ребенок младшего школьного возраста в совершенстве осваивает социальную роль ученика, одноклассника, соседа по парте, но следует отметить, что роль друга пока что недоступна в полной мере: дружественные связи между младшими школьниками временные, подчинены учебной деятельности.

- включенность в знакомые системы современного общества;

Наличие невербальных средств общения неразрывно связано с устоявшимися символами и знаками, с которыми личности также следует ознакомиться и изучить для того, чтобы не быть неправильно понятой в процессе общения. В контекст данного умения входит знание основных вербальных и невербальных средств общения, паралингвистических и экстралингвистических средств оформления речи, владение необходимыми и выразительными жестами, мимикой, пантомимикой. Младшие школьники способны выразить свое настроение, состояние невербально, у них обогащается мимика.

- владение различного рода контекстами при понимании речи собеседника и производстве собственного высказывания [7, c. 23-24]. В младшем школьном возрасте дети не всегда способны осознавать социальный контекст той или иной ситуации.

Как уже было отмечено выше, значительные изменения затрагивают также и эмоциональную сферу в младшем школьном возрасте. Эмоции человека подразделяются на такие составляющие как: настроение, чувства, аффект, страсть. Они взаимосвязаны не с конкретным человеком, а с ситуацией, которая может включать в себя определенное количество тех или иных людей, знакомых человеку в определенном отношении. Также эмоциональные составляющие характеризуются гибкостью, изменчивостью, интенсивностью протекания и быстротой смены [5, с. 34]. Особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте непосредственно связаны с субъективными и объективными факторами. Среди объективных факторов следует выделить фактор принадлежности личности к тому или иному полу. К субъективным факторам относятся особенности воспитания, межличностный опыт ребенка во взаимодействии с родителями, воспитателями, детьми во время обучения в ДОО и т.д.

Эмоции человека подразделяются на такие составляющие как:

- настроение;

- чувства;

- аффект;

- страсть.

И взаимосвязаны они не с конкретным человеком, а с ситуацией, которая может включать в себя определенное количество тех или иных людей, знакомых человеку в определенном отношении. Также эмоциональные составляющие характеризуются гибкостью, изменчивостью, интенсивностью протекания и быстротой смены [38, c. 179].

Существует несколько классификаций эмоций. Исследования П.В. Симонова четко подразделяют эмоции на положительные (то есть, те, которые способны вызывать положительные переживания и приятные чувства) и отрицательные (ощущения тогда становятся неприятными и носят определенный характер деструктивности в своем проявлении на многие сферы жизни человека) [59, c. 58]. Основными чертами положительных эмоций является свобода и эффективность их выражения, положительное влияние не только на психологию и эмоциональное состояние человека, но и на его физиологию. Основными операциями при негативных эмоциях, которые человек способен проявлять, являются избегание травмирующей ситуации и ее отрицание. Следует также заметить, что отрицательные эмоциональные состояния в два раза превышают по своему количеству и качеству воздействия на человека положительные эмоции. Только целенаправленной работой и самосовершенствованием, а также через обращение к специалистам, человек может сдвинуть удельный вес негативных эмоций в сторону положительных.

Как отмечает Э.Ф. Николаева, младший школьный возраст обнаруживает повышенную тревожность у мальчиков, однако относительно нейтральный тревожный фон у девочек [42, с. 170]. Уровень тревожности во многом обусловлен конкретными обстоятельствами и ситуациями, с которыми ребенок связывает свои эмоциональные впечатления, однако и здесь гендер вносит определенные коррективы. Чем старше ребенок становится, тем более четко просматриваются типичные ситуации, которые вызовут тревогу у мальчиков или девочек, и сам характер этих ситуаций будет различаться.

Например, к младшем школьному возрасту можно заметить, что тревогу у девочек могут вызвать отношения с другими людьми, характер их впечатлений о личности девочки, качество взаимоотношений. Что стоит особенно отметить, опасаться девочки начинают не только ухудшения отношений с близкими людьми (друзьями, родственниками, педагогами), но также и контакта с незнакомыми людьми, потенциально представляющими для них опасность: с пьяницами, бродягами, хулиганами и пр.

Что касается тревожности мальчиков, то их опасения, в первую очередь, касаются непосредственных физических показателей: травмы, наказания, несчастного случая, который может повлечь за собой реальную физическую боль. По мере того, как ребенок вступает в процесс социализации в условиях школы, как пишет об этом О.В. Токарь, происходит его усвоение основных типичных чувств и эмоций, присущих женщине или мужчине [64, с. 23]. Классическим примером данного действия является замечание «Мужчины не плачут, и ты не плачь», сказанное вначале родителем в отношении обиженного ребенка, которое позднее трансформируется в убеждение ребенка в том, что мужчина обязан быть сдержанным и безэмоциональным. Мальчики так же, как и девочки в период младшего школьного возраста еще остаются достаточно эмоциональными, но начинают предпринимать попытки к саморегуляции своих эмоциональных проявлений.

К началу младшего школьного возраста дети начинают строго придерживаться известных им гендерных качеств для того, чтобы избежать насмешек и другого порицания со стороны взрослых людей. Таким образом, завершается их гендерное самоопределение.

Как указывает на это Т.М. Чурекова, девочки в младшем школьном возрасте чаще склонны проявлять такие качества как конформизм, эмоциональность, привередливость, капризность, плаксивость и консервативность [73, с. 54]. Конечно, на степень выраженности и частотности данных качеств в большей мере влияет социальное и культурное окружение ребенка, однако девочки оказываются более подверженными этим проявлениям эмоциональной сферы. 

Мальчики же склонны к сдержанности, практичности, прагматичному взгляду на мир, активности, нонконформизму, агрессивности и критичности мышления. Такие качества как плаксивость, ранимость и пр. довольно быстро становятся управляемыми, и к завершению младшего школьного возраста мальчик способен сдержать слезы, если ситуация не выходит за рамки травмирующей психологически или физически.

Эмоциональные реакции и проявления детей младшего школьного возраста становятся более богатыми, приобретают различные оттенки. Ребенок способен выразить сарказм, иронию, насмешку, используя при этом как вербальные, так и невербальные средства. В достаточной степени развивается и эмпатия: дети умеют поставить себя на место другого, представить эмоции и переживания обиженного ребенка, проявляют сочувствие, испытывают жалость, заинтересованы в том, чтобы окружающие люди, животные, растительный мир чувствовали себя хорошо при должном воспитании. Тем не менее, как замечает Н.Ю. Шуваева, достижение высокоразвитой эмпатии и накопление достаточного эмоционального багажа в младшем школьном возрасте взаимосвязано с тем, какие условия были созданы педагогами и родителями по развитию эмоциональной сферы младшего школьника [77, c. 12].

Выводы по параграфу 1.2:

1. Период младшего школьного возраста является сенситивным для развития как социальных умений, так и эмоциональной сферы ребенка. Ведущим видом деятельности является учебно-познавательная деятельность: ребенок с интересом относится ко всему новому, получает удовольствие от освоения новых навыков, заинтересован в положительной оценке родителей и педагогов.

2.   В период младшего школьного возраста происходит постепенное увеличение доли эмпатии, обогащение эмоционального опыта, что подкрепляется непосредственным приобретением опыта социальной деятельности с использованием эмоций в повседневной деятельности обучающихся.

3. Ребенок начинает осознанно относиться к собственному социальному положению в классе, тому, как на него реагируют сверстники. В младшем школьном возрасте начинают активно развиваться социальные умения (перцепция, эмпатия, вербальные и невербальные средства общения). Помимо этого, эмоции приобретают гендерный характер, эмоциональный багаж становится более объемным, богатым. Дети предпринимают попытки саморегуляции своего эмоционального состояния.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: