double arrow

ТЕМА: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста в процессе повседневного общения

Цель: Раскрыть значение формирования разговорной речи в начальный период речевого развития ребенка как средство общения и подготовительного этапа к овладению монологической речью.

План теоретической части

1. Сущность диалога, его значение для развития речи и освоения норм речевого общения.

2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста (по возрастам).

3. Беседа как метод формирования диалогической речи дошкольников в повседневном общении.

Практическая часть

Задание:

Изучить особенности диалогической речи у 4-5 детей в ситуации общения «взрослый – ребенок», «ребенок-ребенок» (возраст по выбору студента).

Определите темы их разговоров, бесед и обобщите наблюдения по следующим показателям:

- охотно ли ребенок вступает в общение со взрослыми, сверстниками;

- может или нет поддержать разговор, беседу со взрослыми и сверстниками на заданную тему;

- с какими вопросами обращаются дети к взрослому, как часто;

- какими предложениями чаще всего они пользуются при ответах. Приведите примеры;

- результаты оформите в виде таблиц (приведены ниже), описывая используемые Вами различные формы, средства, методы организации общения;

- выявите уровень культуры речевого общения дошкольников со взрослыми, сверстниками;

- в выводах отметьте, какое значение имеет общение взрослых с детьми для развития разных сторон речи: для обогащения активизации словаря, формирования правильного звукопроизношения, грамматического строя речи, развития связной речи;

- сформулируйте свои предложения по оптимизации общения взрослых и детей для формирования диалогической речи у дошкольников.

Таблица № 1

 

Тип общения

Стиль общения

Речевой этикет

Участники общения

доброжелательный недоброжелательный спокойный крикливый внимание к речи собеседника невнимание перебивает собеседника не перебивает, ожидает очереди не мешает общению сдержанность в жестах, мимике, позе развязность в жестах, мимике, позе  
  1. 2. 3. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспита-тель  

 

Таблица № 2

 

Участники общения

Повод для общения Инициативность речи (кому принадлежит, в чем выражается) Тематика и основное содержание разговора, беседы Анализ особенностей речи ребенка (в общении со сверстником, взрослым) Особенности речи воспитателя
Дети 1. 2. 3. 4.          
Взрос-лые            

Методические рекомендации

При изучении литературы по данной проблеме следует выделить основные положения, на которых базируется методика: по первому вопросу, необходимо дать понятие связной речи, раскрыть основную функцию связной речи (коммуникативное развитие дошкольников), функция общения осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно изучить закономерности развития диалогической и монологической речи детей и раскрыть сущность диалога, показать его значение для освоения норм речевого общения как важнейшего условия развития речи детей на ранних этапах дошкольного детства.

Отвечая на второй вопрос, следует проанализировать и выделить особенности содержания работы по развитию диалогической речи детей на разных возрастных этапах. Обратить особое внимание на взаимосвязь обучения диалогической речи с развитием словаря, грамматической и фонетической сторон речи. Необходимо выделить и проанализировать приемы обучения детей способам общения.

При ответе на третий вопрос показать роль беседы как основного метода обучения диалогической речи в повседневном общении со сверстниками и взрослыми, а также раскрыть:

– понятие беседы;

– сущность и значение бесед для развития речи и освоения норм речевого общения;

– виды, тематика и содержание разговоров, бесед с детьми разного возраста;

– методика проведения беседы;

– использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи. В конце каждого вопроса обязательно сделать выводы, оформить ссылки.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение детей родному языку. – М., 2000.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста. – М., 2000.

3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – Гл.7, параграф 4.

4. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12. – с. 33.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1981.

6. Короткова Э.М. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.

7. Короткова Э.М. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 428-434.

8. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. // Под ред. Лисиной М.И. – М., 2005.

9. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.

10.  Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 380-382.

11. Чего на свете не бывает. / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.А.Агеевой.

 

 

ВАРИАНТЫ КонтрольнЫХ работ по МДК.03.03.

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

Преподаватель: Черемисина Л.П.

 

Данные методические рекомендации призваны помочь не только в написании учебного эссе, но и в творческой презентации следующих умений:

Ø умение ориентироваться в современных вопросах экологического образования дошкольников;

Ø умение выявить основные проблемы экологического образования дошкольников и предложить реальные пути их решения;

Ø умение компетентно и объективно анализировать свой профессиональный опыт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: