Цель: Раскрыть значение формирования разговорной речи в начальный период речевого развития ребенка как средство общения и подготовительного этапа к овладению монологической речью.
План теоретической части
1. Сущность диалога, его значение для развития речи и освоения норм речевого общения.
2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста (по возрастам).
3. Беседа как метод формирования диалогической речи дошкольников в повседневном общении.
Практическая часть
Задание:
Изучить особенности диалогической речи у 4-5 детей в ситуации общения «взрослый – ребенок», «ребенок-ребенок» (возраст по выбору студента).
Определите темы их разговоров, бесед и обобщите наблюдения по следующим показателям:
- охотно ли ребенок вступает в общение со взрослыми, сверстниками;
- может или нет поддержать разговор, беседу со взрослыми и сверстниками на заданную тему;
- с какими вопросами обращаются дети к взрослому, как часто;
- какими предложениями чаще всего они пользуются при ответах. Приведите примеры;
|
|
- результаты оформите в виде таблиц (приведены ниже), описывая используемые Вами различные формы, средства, методы организации общения;
- выявите уровень культуры речевого общения дошкольников со взрослыми, сверстниками;
- в выводах отметьте, какое значение имеет общение взрослых с детьми для развития разных сторон речи: для обогащения активизации словаря, формирования правильного звукопроизношения, грамматического строя речи, развития связной речи;
- сформулируйте свои предложения по оптимизации общения взрослых и детей для формирования диалогической речи у дошкольников.
Таблица № 1
| Тип общения | Стиль общения | Речевой этикет | ||||||||||
Участники общения | доброжелательный | недоброжелательный | спокойный | крикливый | внимание к речи собеседника | невнимание | перебивает собеседника | не перебивает, ожидает очереди | не мешает общению | сдержанность в жестах, мимике, позе | развязность в жестах, мимике, позе | ||
1. 2. 3. 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Воспита-тель |
Таблица № 2
Участники общения | Повод для общения | Инициативность речи (кому принадлежит, в чем выражается) | Тематика и основное содержание разговора, беседы | Анализ особенностей речи ребенка (в общении со сверстником, взрослым) | Особенности речи воспитателя | |
Дети | 1. 2. 3. 4. | |||||
Взрос-лые |
Методические рекомендации
При изучении литературы по данной проблеме следует выделить основные положения, на которых базируется методика: по первому вопросу, необходимо дать понятие связной речи, раскрыть основную функцию связной речи (коммуникативное развитие дошкольников), функция общения осуществляется в форме диалога и монолога. В связи с этим важно изучить закономерности развития диалогической и монологической речи детей и раскрыть сущность диалога, показать его значение для освоения норм речевого общения как важнейшего условия развития речи детей на ранних этапах дошкольного детства.
|
|
Отвечая на второй вопрос, следует проанализировать и выделить особенности содержания работы по развитию диалогической речи детей на разных возрастных этапах. Обратить особое внимание на взаимосвязь обучения диалогической речи с развитием словаря, грамматической и фонетической сторон речи. Необходимо выделить и проанализировать приемы обучения детей способам общения.
При ответе на третий вопрос показать роль беседы как основного метода обучения диалогической речи в повседневном общении со сверстниками и взрослыми, а также раскрыть:
– понятие беседы;
– сущность и значение бесед для развития речи и освоения норм речевого общения;
– виды, тематика и содержание разговоров, бесед с детьми разного возраста;
– методика проведения беседы;
– использование речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи. В конце каждого вопроса обязательно сделать выводы, оформить ссылки.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение детей родному языку. – М., 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста. – М., 2000.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – Гл.7, параграф 4.
4. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 12. – с. 33.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1981.
6. Короткова Э.М. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
7. Короткова Э.М. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 428-434.
8. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. // Под ред. Лисиной М.И. – М., 2005.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
10. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – с. 380-382.
11. Чего на свете не бывает. / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.А.Агеевой.
ВАРИАНТЫ КонтрольнЫХ работ по МДК.03.03.
«Теория и методика экологического образования дошкольников»
Преподаватель: Черемисина Л.П.
Данные методические рекомендации призваны помочь не только в написании учебного эссе, но и в творческой презентации следующих умений:
Ø умение ориентироваться в современных вопросах экологического образования дошкольников;
Ø умение выявить основные проблемы экологического образования дошкольников и предложить реальные пути их решения;
Ø умение компетентно и объективно анализировать свой профессиональный опыт.