Десятина по славянскому обычаю. Славяне платит десятину в меньшем размере, чем другие группы

2) Coniectus — содержание, выдаваемое местными властями и народом архиепископу во время его поездок по стране.

Окончательная стабилизация церковной организации происходит в IX-X веках, когда в могилах перестаёт встречаться инвентарь.

    Великая Моравия

Падение Аварского каганата свидетельствовало о растущей силе зарождающихся славянских государственных центров и о ликвидации препятствия на пути их поступательного развития. Резко ускоряется строительство каменных градов, смена погребального обряда — трупоположение.

2) Соседство с Каролингами, которые наделили баварские церковные учреждения владениями в Восточной марке.

· Епископ Зальцбургский освятил храм в первой половине IX века, построенный для славянского князя ПРИБНЫ за Дунаем. Первым архипресвитером и был личный священник Прибны Доминик.

· В 831 г. пассауский епископ крестит всех мораван. Юрисдикция пассауской Церкви перешла и на Великую Моравию.

    3) Когда власти Восточнофранкского королевства попытались подчинить Великую Моравию, немецкое духовенство было связано с франкским епископатом, светская верхушка поняла, что необходимо собственное епископство. Просьбы Ростислава Рим игнорировал, а Византия посылает своих миссионеров.

4) Миссионерство Кирилла и Мефодия: удаётся добиться создания самостоятельного архиепископства, подчинённого папе; создаётся новый алфавит; переводится на славянский язык целый цикл литературных памятников; ведение богослужения на славянском языке; «ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЯМ», нормы которого противоречили практике каролингского духовенства и нормам языческого времени (немецкие епископы были менее требовательны); в конце концов Мефодия обвиняют в насаждении неправильных обрядов по византийскому образцу, его изгоняют.

Чехия.

845 — К Людовику приходит 14 чешских князей, желающих креститься. Чехия пока зависима от Моравии, поэтому князь БОРЖИВОЙ стреимится к равноправному положению Чехии по сравнению с остальными вассалами Святополка. Чешский народ обвинил князя в измене порядкам и согнал его с престола. Вернувшись на него при помощи Святополка, был отстроен Пражский град с храмом девы Марии.

На другие территории христианство пришло лишь с объединением Пржемысловцев. Чехия входит в сферу юрисдикции архиепископа Мефодия и тут же начинается распространение культурных традиций славянской письменности. Чешские князья отложились от Великой Моравии и признали себя вассалами восточнофранкского короля АРНУЛЬФА, затем они перешли в Баварское епископство.

Болеслав II добивается создания особенного епископства. Особенности исторического развития Чехи при этом заключались в длительном сосуществовании традиций латинской образованности с традициями славянской письменности.

С середины XI века крупным центром славянской письменности стал САЗАВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Поддержку осуществляет ВРАТИСЛАВ, который добивается официального разрешения курии совершать богослужение на славянском языке.

Языческая реакция:

1) в малолетство князя Вацлава все дела были в руках его матери ДРАГОМИРЫ, тогда же имело место изгнание христианского духовенства, закрытие храмов и восстановление публичного отправления языческих обрядов. Легенда о Вацлаве как о восстановителе христианства;

2) дружинники не всегда принимали веру;

3) христианизация была направлена только на представителей верхушки;

4) конфликт Болеслава II с епископом Войтехом, который пытался распространить традиции церковной латинской культуры (целибат, неприятие многожёнства и т. д.)

Укрепление веры:

1) появление первых чешских святых — Вацлава и бабушки Вацлава Людмилы;

2) внушения о соблюдении христианских норм, благодетельной помощи святых;

3) «Декреты» БРЖЕТИСЛАВА I: запрещение многожёнства, законным признавался лишь брак, заключённый в церкви; осуждено прелюбодеяние и многожёнство;

БРЖЕТИСЛАВ II проводит ряд карательных мероприятий по искоренению гаданий, жертв духам.

Итог: во второй половине X века Церковь заняла самостоятельную позицию в идейной жизни эпохи, встав на сторону власти.

Польша

Предпосылки христианизации:

1) южные части земель находились под властью христианских Пржемысловцев;

Ядром Древнепольского государства были земли полян, правителем которой был МЕШКО I.

До 30-х гг. X в. Древнепольское государство находится в языческом окружении, когда полабских славян подчинила империя, в Польше поняли, что христианство будет расширяться далее на восток. Так, принятие христианства позволило Польше избежать прямого столкновения с империей и сблизило её с Чехией для отстаивания своих интересов с Оттонами, позволило эффективно бороться с поморами.

Первый епископ Польши — ИОРДАН. Начинается перекрещение полабских славян, в 990-992 г. польские правители выплачивают ценз в пользу папства.

Как следствие, в 999 году принято решение о создании самостоятельного Польского архиепископства (резиденция — Гнезно). Церковь оставалась сильно зависимой от государства в материальном обеспечении.

Языческая реакция:

1) погребальный обряд долгое время несёт языческий характер;

Народное восстание 1038 г. под лозунгами убийства священников и епископов.

К последней четверти XI века церковная организация восстановилась благодаря наделению нескольких крупных кафедр земельными владениями, формированию слоя духовенства в составе самого польского общества.

Полабские славяне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: