2) Coniectus — содержание, выдаваемое местными властями и народом архиепископу во время его поездок по стране.
Окончательная стабилизация церковной организации происходит в IX-X веках, когда в могилах перестаёт встречаться инвентарь.
Великая Моравия
Падение Аварского каганата свидетельствовало о растущей силе зарождающихся славянских государственных центров и о ликвидации препятствия на пути их поступательного развития. Резко ускоряется строительство каменных градов, смена погребального обряда — трупоположение.
2) Соседство с Каролингами, которые наделили баварские церковные учреждения владениями в Восточной марке.
· Епископ Зальцбургский освятил храм в первой половине IX века, построенный для славянского князя ПРИБНЫ за Дунаем. Первым архипресвитером и был личный священник Прибны Доминик.
· В 831 г. пассауский епископ крестит всех мораван. Юрисдикция пассауской Церкви перешла и на Великую Моравию.
3) Когда власти Восточнофранкского королевства попытались подчинить Великую Моравию, немецкое духовенство было связано с франкским епископатом, светская верхушка поняла, что необходимо собственное епископство. Просьбы Ростислава Рим игнорировал, а Византия посылает своих миссионеров.
|
|
4) Миссионерство Кирилла и Мефодия: удаётся добиться создания самостоятельного архиепископства, подчинённого папе; создаётся новый алфавит; переводится на славянский язык целый цикл литературных памятников; ведение богослужения на славянском языке; «ЗАКОН СУДНЫЙ ЛЮДЯМ», нормы которого противоречили практике каролингского духовенства и нормам языческого времени (немецкие епископы были менее требовательны); в конце концов Мефодия обвиняют в насаждении неправильных обрядов по византийскому образцу, его изгоняют.
Чехия.
845 — К Людовику приходит 14 чешских князей, желающих креститься. Чехия пока зависима от Моравии, поэтому князь БОРЖИВОЙ стреимится к равноправному положению Чехии по сравнению с остальными вассалами Святополка. Чешский народ обвинил князя в измене порядкам и согнал его с престола. Вернувшись на него при помощи Святополка, был отстроен Пражский град с храмом девы Марии.
На другие территории христианство пришло лишь с объединением Пржемысловцев. Чехия входит в сферу юрисдикции архиепископа Мефодия и тут же начинается распространение культурных традиций славянской письменности. Чешские князья отложились от Великой Моравии и признали себя вассалами восточнофранкского короля АРНУЛЬФА, затем они перешли в Баварское епископство.
Болеслав II добивается создания особенного епископства. Особенности исторического развития Чехи при этом заключались в длительном сосуществовании традиций латинской образованности с традициями славянской письменности.
|
|
С середины XI века крупным центром славянской письменности стал САЗАВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Поддержку осуществляет ВРАТИСЛАВ, который добивается официального разрешения курии совершать богослужение на славянском языке.
Языческая реакция:
1) в малолетство князя Вацлава все дела были в руках его матери ДРАГОМИРЫ, тогда же имело место изгнание христианского духовенства, закрытие храмов и восстановление публичного отправления языческих обрядов. Легенда о Вацлаве как о восстановителе христианства;
2) дружинники не всегда принимали веру;
3) христианизация была направлена только на представителей верхушки;
4) конфликт Болеслава II с епископом Войтехом, который пытался распространить традиции церковной латинской культуры (целибат, неприятие многожёнства и т. д.)
Укрепление веры:
1) появление первых чешских святых — Вацлава и бабушки Вацлава Людмилы;
2) внушения о соблюдении христианских норм, благодетельной помощи святых;
3) «Декреты» БРЖЕТИСЛАВА I: запрещение многожёнства, законным признавался лишь брак, заключённый в церкви; осуждено прелюбодеяние и многожёнство;
БРЖЕТИСЛАВ II проводит ряд карательных мероприятий по искоренению гаданий, жертв духам.
Итог: во второй половине X века Церковь заняла самостоятельную позицию в идейной жизни эпохи, встав на сторону власти.
Польша
Предпосылки христианизации:
1) южные части земель находились под властью христианских Пржемысловцев;
Ядром Древнепольского государства были земли полян, правителем которой был МЕШКО I.
До 30-х гг. X в. Древнепольское государство находится в языческом окружении, когда полабских славян подчинила империя, в Польше поняли, что христианство будет расширяться далее на восток. Так, принятие христианства позволило Польше избежать прямого столкновения с империей и сблизило её с Чехией для отстаивания своих интересов с Оттонами, позволило эффективно бороться с поморами.
Первый епископ Польши — ИОРДАН. Начинается перекрещение полабских славян, в 990-992 г. польские правители выплачивают ценз в пользу папства.
Как следствие, в 999 году принято решение о создании самостоятельного Польского архиепископства (резиденция — Гнезно). Церковь оставалась сильно зависимой от государства в материальном обеспечении.
Языческая реакция:
1) погребальный обряд долгое время несёт языческий характер;
Народное восстание 1038 г. под лозунгами убийства священников и епископов.
К последней четверти XI века церковная организация восстановилась благодаря наделению нескольких крупных кафедр земельными владениями, формированию слоя духовенства в составе самого польского общества.
Полабские славяне