Романский стиль в Хорватии — фрески собора в Загребе.
Готика — середина XII-XVII веков — собор в Загребе.
Польша
X-XII века.
Время приобщения к латинской культуре Запада, освоение достижений средневековой христианской цивилизации. В X-XIII веках происходит глубокая трансформация культуры.
Образование, просвещение, искусство:
· Библиотека — в краковском кафедральном соборе, возможно и в других городах с резиденцией монарха.
· ЖИТИЕ СВЯТОГО ВОЙЦЕХА — повествование о мученичестве монахов, миссионеров в Польше. Автор — БРУНО из КВЕРФЕРТА;
· ГАЛЛ АНОНИМ, «Песня Маура» - воспевание Владислава Изгнанника;
· соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Полоцке; монастырские храмы в ТЫНЦЕ, КРУШВИЦЕ, церковь Святого Андрея в Кракове, храм в СТШЕЛЬНО.
· Бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора — 18 скульптурных сцен из жития святого Войцеха.
· Зарождение традиций книжной миниатюры.
XIII-XV в.
Польша включилась в общеевропейский культурный процесс.
· Основание Краковского университета. Создан по итальянскому образцу, управляли студенты. Задача — подготовка профессоров на службу. В конце XIV века папская булла санкционирует создание теологического факультета, реорганизованного по парижскому образцу. Расцвет университета приходится на XV-XVI вв.
|
|
· Школы. Создаются при епископских кафедрах в городах. ТРИВИУМ (грамматика, диалектика и риторика, КВАДРИВИДУМ (арифметика, астрономия, геометрия и музыка).
· Приходские школы. В XV веке их около 3000.
· Начало поездок за образованием за границу.
ЯКУБ из ПАРШОВИЦ — составление польской грамматики. В XV веке начинается книгопечатание.
XV век — складывание научных школ. Математика и астрология (МАРТИН КРУЛЬ, МАРТИН БУЛИЦ, МИКОЛАЙ БУЛКА, ВОЙЦЕХ — учитель Коперника).
ЯН ДУГЛОШ - «Хроника славного Польского королевства в 12 книгах.
Общественная мысль.
XIII-XIV вв. - четыре волны ереси. В середине XIII века — группы ФЛАГЕЛАНТОВ отражают распространение эсхатологических страхов и нарастания покаянных настроений в городе.
XIII век — ВАЛЬДЕНСЫ.
XV век — сторонники гусизма. 1420 — принят эдикт о преследовании гуситов.
КОНЦИЛИАРИЗМ (центр — Краковский университет). Идея — превосходство церковного собора над папой. Подлинная церковь — сообщество верующих, а не структура. Вера не может быть предметом церковно-административного контроля. Недопустимость насильственной христианизации. ЯН ИЗ ЛОДЗИСКА — защита крестьян от произвола господ и чрезмерной эксплуатации.
В XIII-XIV веках главным жанром становится агиография — жития святого СТАНИСЛАВОВА, святого ЯДВИГИ, КИНГИ.
|
|
XV век — сборники проповедей, стихотворные легенды о святых, послания, религиозные песни и гимны. «История Польши» - Ян Длугош, хроника ВИНЦЕНТА КАДЛУБКА, ВЕЛИКОПОЛЬСКАЯ ХРОНИКА, ХРОНИКА ЯНА ИЗ ЧАРНКОВА.
Архитектура — АЛТАРЬ МАРИАЦКОГО КОСТЕЛА В КРАКОВЕ - выходец из Нюрнберга ВИТ СТВОШ.
Живопись — иконография + книжная миниатюра. ФЛОРИАНСКАЯ ПСАЛТЫРЬ и ГРАДУАЛ ОЛЬБРАХТА.
В области материальной культуры — распространение водяных мельниц, появление сложных ремесленных производств. Новые инженерные методы.
Словакия
X-XIV вв. - развитие образованности. Архитектура словацких городских центров.
С начала XIV века Словакия становится областью активной транзитной торговли. Это способствует установлению во всех сферах деятельности более тесных контактов с Европой. Города начинают быстро развиваться и становиться культурными центрами. Сохраняют своё значение капитульные школы в Нитре, резиденции епископа в Братиславе и Спише.
Тенденции романского стиля уступают место готике. Местное зодчество отличается своеобразием, но оригинальная школа не складывается. В XIV веке словацкие мастера возводят церкви с опорной готической системой сводов — СОБОР СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ В КОШИЦЕ.
В архитектуре сильно влияние пражской школы, а в настенной живописи — итальянцев. Наиболее ярко проявляется себя СПИШЕСКАЯ ОБЛАСТЬ. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. XIV столетие — анонимные авторы отказываются от статичного положения фигур.
Чехия
Период Карла IV. Если раньше культура ограничивается украшением королевского двора, то Карл начал проводить культурную политику. Автор первой в Европе светской автобиографии, владел 5 языками. К его времени относится основание Пражского университета с доступом к образованию светских лиц. Он приглашает туда крупных учёных со всей Европе, там закладываются основы точных наук — астрономии, математики, медицины.
Расцвет жанров в литературе — светская и духовная лирика, поэзия студентов, сатирические произведения ремесленников.
Особенность второй половины XIV века — чехизация. В 1360-е гг. - перевод на чешский язык Библии, трактатов, описаний, путешествие. Карл IV лично вносит отдельные сюжеты в хроники.
В музыке — ЭМУАССКИЙ МОНАСТЫРЬ — практика славянского литургического пения.
C 1344 — строительство СОБОРА СВЯТОГО ВИТА
В Праге мастерская ПАТРА ПАРЛЕРЖА — продолжил строительство собора Святого Вита, Карлова моста.
КАРЛШТЕЙН — замковая постройка, высокая готика, для хранения коронационных регалий императора и мощей.
ЖИВОПИСЬ:
ВУРМЗЕР и ОСВАЛЬД — роспись роспись храмов
Изображений святых в часовне СВЯТОГО КРЕСТА мастера ТЕОДОРИХА
ТРЖЕБОНЬСКИЙ АЛТАРЬ.
Вопрос 21. Духовная культура средневековых славянских стран западно-христианского культурного круга (Позднее Средневековье)
Польша
Периоды господства культуры Барокко и Контрреформации
Контрреформация в культуре обозначает борьбу католиков против Реформации и протестантизма. Главные имена польской контрреформации — СТАНИСЛАВ ГОЗИЯ и иезуит ПЕТР СКАРГИ. Боролись с протестантизмом.
Одно из орудий борьбы — иезуитские коллегии. Начинает возрождаться монашество, стремительно увеличивается число монастырей.
Литература
НИКОЛАЙ СЕП-ШАЖИНСКИЙ, католики ВЕСПАСИАН КОХОВСКИЙ, САМУЭЛЬ ТВАРДОВСКИЙ. Составление дневников и воспоминаний, компиляция семейных приданий.