Люди должны сами рассчитывать и платить налоги 3 страница

· Я недавно ходила на курсы социо-медиа маркетинга, который сейчас быстро развивается и доход приносит, и он как раз очень сильно помогает такому бизнесу, как у меня.

· Это месячные курсы, очень полезные. Вопрос: Сколько Вам это стоило? Ответ: Нисколько. Я вызвалась быть помощником, заодно и курсы прошла. Но вообще это курсы бесплатные для слушателей. Вопрос: На чем же тогда зарабатывает организатор? Ответ: Он создает клиентуру из своих слушателей.

· При попытке открыть бизнес респондент использовал исключительно личные финансовые средства. Возможность взять кредит в банке была им категорически отвергнута. При этом величина процентной ставки не играла никакой роли в принятии такого решения. Респондент сообщил, что не взял бы кредит и по нулевой ставке. Причина – неуверенность респондента, что затраты удастся окупить и за счет этого вернуть кредит. В прошлом респондент имел тяжелый опыт возврата кредита и повторять его не хочет.

· Вопрос: Вы думали о том, чтобы взять кредит? Ответ: Нет. Кредитная история у меня в прошлом. Я решила вообще не связываться с этим. Вопрос: Был негативный опыт? Ответ: Не то, чтобы негативный, но был. Я брала кредит, потом было тяжеловато расплачиваться. Мне не очень понравился этот опыт.

· Вопрос: Вы не пользуетесь кредитом потому, что высокая ставка? Ответ: Нет. Совершенно не поэтому. Есть неуверенность в том, что бизнес пойдёт. Не хочется рисковать. Своими средствами рисковать проще.

· Вопрос: То есть 10% годовых или 5% годовых, для Вас это не важно? Ответ: Нет. Мне не важно, какая процентная ставка.

· Вопрос: В СМИ сообщают, что в США сейчас из-за кризиса практически нулевая процентная ставка. Респондент: Это как беспроцентная рассрочка? Интервьюер: Фактически, да. Такие кредиты Вы тоже не готовы брать? Респондент: Нет. Сейчас мне это не интересно. Мне было бы интересно заработать, а потом деньги вложить. Так спокойней.

· Вопрос: Вы говорите, что, может быть, Вы к этой идее ещё вернётесь. Тогда деньги потребуются. Вы свои личные вложите? Ответ: Только свои, да.

· Вопрос: А кто-то их Ваших знакомых брал кредит для развития бизнеса? Ответ: Все мои знакомые, которые к бизнесу имеют отношение, насколько я знаю, кредит не брали.

· Микробизнес имеет шансы расти и превратиться в средний бизнес. У нашего респондента это пока не получилось, но в интервью прозвучало сообщение о другом предпринимателе, который, начав с такого же микробизнеса, превратил его в средний бизнес, работающий уже на оптовом рынке.

При этом важен следующий момент: если микробизнес ориентируется на закупки по импорту, то средний бизнес переключается на отечественного производителя. Как можно понять, в данном случае представитель среднего бизнеса работает непосредственно со швейниками и предоставляет им модели и лекала одежды, поскольку швейные производства в России есть, но рынок моделирования одежды еще не сложился (см. ниже).

· У меня подруга есть, которая как раз таким дизайнером стала. Модельером. Сначала возила одежду, потом стала отшиваться маленькими партиями, а теперь уже на фабрике заказывает. Вопрос: На фабрике – это уже большая партия должна быть? Ответ: Да. Она сейчас переходит на оптовую продажу, потому что в рознице ей уже не интересно работать. Вопрос: Какое у нее образование? Ответ. Высшее. Не знаю, какое. Но точно не дизайнерское. Вопрос: То есть она самоучка, как Вы? Ответ: Да.

· Рынок производства дизайнерской одежды в России, по мнению респондента, сегодня находится в зачаточном состоянии. Предложений мало, и они дороги по сравнению с тем, что можно приобрести за рубежом. Однако, по мнению респондента, этот рынок быстро развивается, и примерно через пять лет станет конкурентоспособным по отношению к импорту.

· Вопрос: Вы закупаете товар за границей. А в России ничего интересного нельзя купить? Ответ: Сейчас начинает появляться. Есть частные мастера, дизайнеры, которые что-то придумывают и отшивают маленькими партиями, даже не на фабриках, а у швей. Есть несколько интересных дизайнеров, но они себя очень высоко ценят. Ценник у наших дизайнеров очень высокий.

· Вопрос: Я правильно понял, что в России интересных предложений мало и они очень дороги? Ответ: Да. Они начинают появляться, появляются интересные варианты, но так как их мало, они цены высокие дают. Вопрос: А лет через 10 ситуация улучшится, как Вы думаете? Ответ: Я думаю, что да. Даже не через 10 лет, а гораздо раньше. Потому что очень активно всё развивается.

Выводы и предложения

1. Интервью эмпирически подтверждает мнение многих экспертов о важности микробизнеса для экономики (в том числе для обеспечения занятости населения), а также о том, что в российских условиях успешно стартовавший микробизнес может успешно вырастать до среднего, а в перспективе и крупного.

2. Важная роль малого бизнеса состоит в том, что в процессе роста он имеет тенденцию постепенно переключаться с импорта готовой продукции на размещение заказов внутри России. При этом он не только способствует загрузке производственных мощностей (сначала малых и средних, а потом и крупных), но и выполняет ряд других актуальных для России функций: создает товаропроводящие пути, де-факто выполняет сложную маркетинговую работу, способствует перестройке неэффективных крупных производств, заставляя их выпускать продукцию малыми партиями.

3. Одним из главных препятствий на пути развития малого бизнеса является дороговизна аренды коммерческой недвижимости. Эта проблема выдвинута на первый план не только потому, что ее называл респондент, но и потому, что она является рукотворной, хотя и имеет глубокие корни.

Стоимость аренды недвижимости велика во многих мегаполисах мира. Однако есть основания предполагать, что в российских мегаполисах эта проблема имеет свою специфику. Ее истоки восходят к советскому типу застройки микрорайонов, в которых создание нежилой недвижимости вообще не предусматривалось: все заменял один крупный универсам. Лишь в конце 80-х годов политика была изменена и под нежилую недвижимость стали отдавать первые этажи строящихся зданий. Сегодня даже визуально видно, что обеспеченность населения предприятиями торговли и услуг в таких микрорайонах намного выше, чем в микрорайонах постройки 70-х и начала 80-х годов.

Огромный удар по рынку коммерческой недвижимости нанесла инициированная мэром Москвы Собяниным кампания по уничтожению рынков и «незаконных» коммерческих построек. Кампания была подхвачена во многих крупных городах России. В СМИ неоднократно звучала гипотеза, что это было сделано в интересах стагнирующих торговых сетей. К сожалению, отсутствует информация о том, как этот аспект повлиял на стоимость аренды недвижимости.

Изучение вопроса о факторах, формирующих стоимость коммерческой аренды помещений, требует проведения серьезного исследования. Очевидно, что проблема дефицита коммерческой недвижимости имеет структурный характер. Общеизвестно, что стоимость аренды и самой недвижимости критически зависит от транспортной доступности и других инфраструктурных факторов. Прямое статистическое сравнение российских мегаполисов с мегаполисами других стран по уровню обеспеченности коммерческой недвижимостью может дать искаженные результаты, поскольку в российских городах существуют обширные промзоны, перепрофилированные под коммерческую недвижимость. Однако такие объекты логистически неудобны, и если для большого бизнеса это всего лишь вопрос затрат, то размещение в них предприятий малого бизнеса экономически нецелесообразно.

Косвенным подтверждением дефицита предложения коммерческой недвижимости является существование гаражной экономики: де-факто гаражи перепрофилируются в коммерческую недвижимость.

Нет сомнения в том, что данная проблема изучалась научными организациями и ВУЗами, администрациями городов, а также риэлтерскими и девелоперскими организациями. Однако эта проблема не находится в фокусе реформистской повестки дня. Имеющиеся данные разрозненны и в значительной мере не публичны. Необходимо обобщить имеющуюся информацию по данному вопросу, провести экспертный опрос риелторов и девелоперов, специалистов по градостроительству, изучить доступную коммерческую информацию. Возможно, эту работу следует поручить кому-то из аспирантов.

В конечном счете необходимо на 180 градусов развернуть политику мегаполисов: от уничтожения малых форм коммерческой недвижимости необходимо перейти к расширению их предложения на конкурентном рынке аренды и собственности. Понятно, что данная проблема сложна как технически, так и политически. Тем не менее, для начала ее необходимо хотя бы поставить.

В настоящее время в российской торговле формируется классическая «социалистическая воронка», описанная Ф.Хайеком. На первом этапе крупные торговые сети руками государства уничтожают конкурента в лице малого бизнеса. На втором этапе государство начинает бороться с олигополией торговых сетей: ставит их под административный контроль, формальными и неформальными методами ограничивает величину торговых наценок и других параметров бизнеса. В результате уменьшается обеспеченность населения торговыми площадями, ухудшается их логистическая доступность, сужается ассортимент и качество продуктов.

Одно из возможных предложений: приватизировать бомбоубежища и иную подземную военную инфраструктуру. По слухам, в Москве объемы такой недвижимости очень велики, она находится в заброшенном состоянии и никак не используется.

4. В интервью акцентирована тема, что предприятия микробизнеса не пользуются банковскими кредитами, причем такое их поведение не связано с величиной процентной ставки – предприниматели боятся рисков. Искусственное снижение процентных ставок нецелесообразно и неэффективно. Альтернативой банковскому кредитованию является краудфандинг, который, судя по сообщению РБК, начал развиваться и в России. Целесообразно изучить, существуют ли в России правовые ограничения и правоприменительные риски для таких финансовых операций, особенно для предприятий, не прошедших официальную регистрацию. Если такие ограничения или риски будут обнаружены, следует принять меры по их устранению.

5. Респондент сообщил, что полученное им высшее рекламное образование никак не помогло ему строить бизнес, в то время как месячные курсы по интернет-рекламе дали очень много полезной информации. Это в очередной раз ставит вопрос об эффективности государственного высшего образования. В рассматриваемом случае высшее образование отработало вхолостую, тогда как короткие коммерческие бизнес-курсы оказались очень полезными.

Многочисленные исследования и сообщения в СМИ говорят о том, что в России существует много неэффективных государственных ВУЗов. Они создают нездоровую конкуренцию на рынке образования, вред от которой в первую очередь связан с профессиональной дезориентацией абитуриентов и их родителей, а также потерей 4 – 6 лет трудоспособного возраста молодежи. Российские родители, как известно, во что бы то ни стало стремятся дать своим детям пусть некачественное, но формально высшее образование. Впоследствии многие их дети дорого расплачиваются за эту ошибку.

Нельзя сказать, что российская власть не понимает эту проблему. Однако неоднократные попытки закрыть хотя бы часть неэффективных ВУЗов наталкивались на политические протесты со стороны преподавателей, населения и, возможно, местных властей.

На данном этапе автор записки не готов дать какие-либо предложения по исправлению этой ситуации.

3. О ТРУДНОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖНЮ
(на основе интервью с предпринимателями


СОДЕРЖАНИЕ

1. Неправомерная корректировка таможенной стоимости

1.1. Суть проблемы: таможня оказывает давление на предпринимателей в сторону завышения таможенной стоимости грузов

1.2. Причина возникновения требований о повышении таможенной стоимости: существование планов по таможенным сборам

1.3. Формы оказания давления на предпринимателей

1.4. Как предприниматели реагируют на требования о повышении таможенной стоимости

1.5. О возможностях судебной защиты от неправомерных требований таможенников

1.6. Как часто возникают проблемы с корректировкой таможенной стоимости

1.7. В условиях кризиса незаконное давление на предпринимателей возрастает

1.8. Денежная стоимость таможенного оформления

2. Другие проблемы, возникающие при взаимодействии с таможней

2.1. Неоднозначность трактовок правовых актов

2.2. Взаимодействие с таможнями других стран

2.3. Большие потери времени на таможне

3. Валютный курс, санкции и контрсанкции

4. Специфика экспортных операций

5. Таможенные запреты на экспорт (на примере Казахстана)

6. Специфичные проблемы малого и среднего бизнеса

6.1. Большие предприятия имеют преимущества при работе с таможней

6.2. Сложность таможенных правил – одно из главных препятствий входа на рынок внешней торговли для малых предприятий

6.3. В условиях кризиса многие малые предприятия ушли с рынка

6.4. Существует ли возможность увеличения числа малых и средних предприятий, занимающихся внешнеторговыми операциями?

6.5. Государственные меры по упрощению таможенных процедур для малого бизнеса не всегда эффективны

7. Позитивные тенденции в работе таможни

7.1. Усиление контроля за деятельностью таможни

7.2. Внедрение цифровых технологий

8. О фирмах-однодневках

9. О теневых и коррупционных схемах на таможне

9.1. Низовая коррупция

9.2. Теневые схемы, основанные на вовлечении высоких административных уровней

9.3. О существовании «черных таможен»

9.4. К вопросу о динамике объемов коррупционных схем

Выводы

Предложения

Дополнение. Латентный механизм регулирования таможни

Для изучения трудностей, с которыми сталкиваются предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, в феврале-марте 2017 г. было проведено 10 интервью с предпринимателями, к которым была добавлена одна фокус-группа на аналогичную тему из исследовательского архива.

Исследование выявило ряд проблем, нуждающихся в решении.

1. Неправомерная корректировка таможенной стоимости

1.1. Суть проблемы: таможня оказывает давление на предпринимателей в сторону завышения таможенной стоимости грузов

Наиболее распространенная претензия предпринимателей к работе таможни состоит в том, что работники таможенных постов неправомерно настаивают на увеличении стоимости ввозимых товаров. Эти требования обосновываются либо ссылкой на некие статистические данные о среднемировых ценах, которыми якобы располагает таможня, либо требованием изменить код товара таким образом, чтобы величина таможенных сборов возросла.

Определенная парадоксальность описанной практики состоит в том, что под давлением требований таможенников предприниматели не занижают стоимость товаров в своих интересах (за взятки, как об этом сообщают СМИ), а завышают их стоимость. Коррупционное занижение стоимости товаров тоже может иметь место, но, по мнению респондентов, сегодня это гораздо более редкое явление, чем завышение с целью обеспечений контрольных показателей (см. ниже).

· Основная проблема при импорте – это корректировка таможенной стоимости, правильность определения кода товара. К примеру, нам надо купить полутуши. Мы выходим на рынок Бразилии, обзваниваем производителей. И соответственно от условий и цены выбираем наилучшее, более выгодное для себя. Завозим это на российскую территорию. И говорим: вот эта полутуша, условно говоря, стоит доллар. Вот наши платежки, вот наши документы, вот наш контракт. Таможня говорит: “Нет, ребята. По нашим данным эта полутуша стоит 1,20 доллара, поэтому заплатите, пожалуйста, таможенную пошлину, исходя из нашего видения, а не из вашей реальной сделки”. Вот это, на мой взгляд, очень неприятная вещь.

· Неправильное определение кода товара. Это такой способ тоже выкручивания рук импортёрам. Например, я везу говяжью печень. Подаю её, как говяжью печень. А таможня говорит: «У нас есть большие сомнения, что ты правильно определил код товара. У тебя не говяжья печень, а что-то другое. Ты подпадаешь под другой код». Как правило, это код с большей величиной сбора. Ты говоришь: “Ребята, хорошо. Если вы так считаете, у вас есть лаборатория. И берите на образцы, и выясняйте”. Но у них есть свои доводы: “Мы берём. Но мы же пока не знаем, что ты везешь. Мы считаем, что ты неправильно определил код товара. Пока мы проводим лабораторные исследования, пожалуйста, положи нам на депозит деньги, исходя из того, что у тебя там, возможно, вырезка”. Платежи на вырезку раз в 10 выше, чем на печень. Они таким образом получают сумму на депозит. Месяца два они выясняют в своей лаборатории, что же ты всё-таки привёз. Эти деньги фактически заморожены, мы не можем использовать их, как оборотные средства. В конце концов, тебе их отдают, но выпускают товар под повышенное обеспечение.

· И если таможня считает, что у нас недостаточно документов, подтверждающих стоимость, приходится предоставлять дополнительную информацию, запрашивать дополнительные сведения у зарубежных поставщиков. Они не всегда это понимают, с этим сложности.

· Если таможня нашу стоимость не принимает, она увеличивает ее до средней по рынку, по своей статистической базе.

1.2. Причина возникновения требований о повышении таможенной стоимости: существование планов по таможенным сборам

По мнению респондентов, причина, по которой работники таможни настаивают на завышении стоимости товаров, состоит в том, что таможне в целом и всем ее подразделениям, вплоть до каждого таможенного поста, доводятся планы по сбору таможенных пошлин и иных платежей. В тех случаях, когда общая сумма сборов в течение определенного периода не достигает установленной контрольной цифры, таможенники вынуждены оказывать незаконное давление на импортеров, чтобы обеспечить выполнение плана по сборам.

Необходимо отметить, что сами работники таможенных постов тоже находятся под давлением. При невыполнении контрольных показателей вышестоящие инстанции заявляют о подозрениях, что работники постов за взятки занижают стоимость товаров, умышленно присваивают им более льготные коды, вследствие чего возникает недобор плановых показателей. Вслед за этим организуются проверки с неизвестным исходом для работников таможенных постов. С другой стороны, работники таможни, регулярно выполняющие контрольные показатели, находятся на хорошем счету и перед ними открывается возможность карьерного роста.

· Негласно есть такая вещь, как наполнение бюджета. Каждый пост отвечает за определённые суммы для бюджета. Я не знаю, как на уровне государства, ставятся им такие задачи или нет, но негласно я знаю, что у каждого таможенного поста есть какие-то нормы отчислений.

· У таможни есть планы по сбору денег, они разверстываются до каждого таможенного поста. Для них это самое главное. Законно они действуют или не законно, это другой разговор. Госбюджет таким образом формируют. Управление федеральных доходов рассылает письма или указы. Эти указы не публикуются. Но никому не мешает их знать.

· У них есть план по бюджету, который они должны обеспечить. Таможенники возразить не могут, иначе им скажут: ты берешь взятки и занижаешь таможенную стоимость грузов. Если ты такой нехороший, мы организуем тебе проверку. Будешь рад, если отделаешься увольнением. И таможенник берет под козырек.

· В теории величина таможенных сборов должна формироваться в зависимости от потока грузов. Ну, еще от их состава грузов и других показателей. Кроме того, бывают штрафы или, не дай бог, конфискации. Все это должно по факту суммироваться и уходить в госбюджет. Но в нашей стране без плана ничего не делается. Таможне спускают план, контрольные цифры по денежным сборам. А как они их обеспечат – это их дело. И таможенники начинают выкручиваться.

· У них есть какой-то план. И они честно нам говорят, что план «горит», поэтому мы будем вас корректировать, нам надо отчитаться за выполнение плана. Таможенные взаимоотношения такие же, как и все остальные.

· Предприниматели хотят сэкономить, а таможенники, наоборот, хотят повысить стоимость.

1.3. Формы оказания давления на предпринимателей

Наиболее распространенные формы давления, которое работники таможни оказывают на предпринимателей – это затягивание процесса оформления и омертвление оборотных средств предприятий. Типичная практика состоит в том, что товар выпускают из таможни, но образцы отправляют на экспертизу, и на время проведения этой экспертизы предприниматель обязан положить на депозит своего рода залог, величина которого равна разнице в величине таможенных сборов, заявленной предпринимателем, и величине сборов, заявленной таможенниками. Экспертиза часто соглашается с предпринимателем, после чего денежные средства ему возвращаются, но на это, по разным оценкам, уходит от четырех месяцев до полугода. Кроме того, сбор документов, необходимых для возврата денежных средств является достаточно сложной и трудоемкой процедурой.

Возможны варианты, когда спор о таможенной стоимости развивается по более жесткому сценарию. На предпринимателя могут завести о недостоверном декларировании. В этом случае деньги с депозита в бесспорном порядке списываются в бюджет, а предприниматель может быть привлечен к ответственности за недостоверное декларирование. В зависимости от суммы начисленного ущерба может быть заведено административное или уголовное дело. Последнее случается редко, но такие случаи у предпринимателей на слуху. Поэтому они стараются не конфликтовать с таможней.

А. Омертвление денежных средств

· Образцы отправляют в лабораторию. Мне проще не спорить, а положить деньги на депозит. Через два месяца тебе сообщают результат. Дальше два варианта. Первый, когда говорят: «Друг, у тебя всё-таки это вырезка, поэтому мы весь твой депозит с тебя спишем». Иди после этого, доказывай обратное. Второй вариант: таможня соглашается с правильностью твоей декларации. Они говорят: “Хорошо, мы готовы твой депозит вернуть. Пиши заявление”. Заявление рассматривается еще два месяца, в итоге выходит четыре. То есть фактически они берут у тебя беспроцентный кредит. Если согласились, что ты прав, то через четыре месяца тебе деньги вернут.

· Товар выпускается с таможни под обеспечение, фактически под залог разницы в пошлинах. Если потом мы нашу стоимость все-таки отстаиваем, таможня нам этот залог возвращает. Но если сумма залога списывается за один день, то возвращения мы ждем по полгода, значительные суммы там зависают.

Б. Длительность и трудоемкость оформления документов

· Разницу в пошлинах приходится возвращать очень долго. Допустим, мы доказали, что у нас правильная стоимость, они её принимают, но потом ещё большой пакет документов приходится предоставлять таможне для того, чтобы эти деньги вернуть обратно.

В. Возможность возбуждения дела о недостоверном декларировании

· Вопрос: а если ты настаиваешь на своей правоте? Ответ: тогда заводится дело о недостоверном декларировании. Деньги они априори списывают. А тебя ещё могут привлечь к ответственности в зависимости от суммы причинённого ущерба. Либо административное наказание, либо уголовное. Вопрос: для импортера это может закончиться не очень хорошо? Ответ: может, таких примеров достаточно много.

1.4. Как предприниматели реагируют на требования о повышении таможенной стоимости

В большинстве случаев предприниматели предпочитают не спорить с таможней, а соглашаться с теми кодами товаров, на которых настаивают таможенники. В этом случае, по словам предпринимателей, таможня быстро дает им «зеленый свет». Но здесь возникает один неприятный момент, касающийся импортеров. Предприниматели передают таможне копию контракта, в котором указаны стоимость товара и его наименование. Если предприниматель соглашается на пересмотр кода товара, он должен предоставить таможенникам новый вариант контракта. Запросить новую версию контракта у зарубежного поставщика импортер не может, поскольку это противозаконно и подрывает репутацию российского импортера. В результате при возникновении подобных ситуаций российские импортеры в массовом порядке изготавливают поддельную версию договора и передают ее таможенникам.

Как правило, подобная практика не имеет юридических последствий. Таможенники без проверки принимают фальшивый договор и выпускают товар на территорию России. Если не считать определенных финансовых потерь, которые несет предприниматель, ущерб от такой практики является скорее моральным. Зарубежный партнер остается неосведомленным об этой практике.

Однако один из опрошенных сообщил, что лично знаком с уголовным делом, которое было заведено одновременно на предпринимателя и работников таможни за сговор с целью выполнения контрольных показателей (цитату из интервью см. ниже).

Еще одна возможность избежать конфликта с таможней состоит в том, что предприниматель заранее предоставляет образцы товара и просит таможенником самим определить правильный код. Положительный аспект этой процедуры состоит в том, что она полностью страхует предпринимателя от обвинений в недостоверном декларировании. Негативные аспекты – это, во-первых, платность самой процедуры экспертизы, а во-вторых предприниматель заранее соглашается с тем кодом, который таможня присвоит его товару.

Можно ли за взятку откупиться от требований изменить код товара в сторону повышения его стоимости (т.е. обеспечить таким способом право на достоверное декларирование)? Предприниматели склонны отвечать на этот вопрос отрицательно. Если над таможенниками довлеет контрольная цифра, они заинтересованы ее обеспечить во что бы то ни стало, и это перевешивает стремление «заработать».

А. Формы согласия с требованиями таможни

· Можно сразу согласиться с решением таможни, без лабораторной проверки. Допустим, что ты согласен. Тогда тебе дают зелёный свет, по-быстрому всё отпускают. Но при этом тебе приходится подделывать документы – договоры от зарубежных партнеров. У тебя есть подлинник договора, там указана цена и наименование товара. Этот вариант не устраивает нашу таможню. Но просить зарубежного партнера переделать контракт, заложить в него ложную информацию – на такое никто из них не пойдет. Для них это какой-то нелепый риск, с которого они ничего не имеют. Приходится этот договор попросту подделывать, чтобы заложить в него требования таможенников. Ты подаешь по той стоимости, которая их устраивает, подделывая документы.

· Есть еще такая возможность. Ты можешь предварительно привезти образцы. И сказать: “Ребята, я не знаю, как правильно этот товар закодировать. Вы можете это определить?”. Получается, что если даже ты привёз не то, что задекларировал, ты подстраховался. Ты сдал им образцы, тебе таможня сказала, как кодировать. Ты в итоге так и закодировал, как тебе таможня сказала. Твоей вины нигде нет. Вопрос: это стоит денег, занимает время? Ответ: да, конечно. Это платная услуга. И время какое-то она занимает. Но ты страхуешься от обвинений в недостоверном декларировании.

· С точки зрения бизнеса – лучше доплатить и быстрее товар забрать, чем держать его на хранении, пока будут проходить всякие юридические процедуры.

Б. Уголовное дело по факту завышения таможенной стоимости

· Я недавно одно уголовное дело читал. Написано, что предприниматели вошли в сговор с таможней с целью выполнения контрольных показателей сотрудниками таможни. Очень мне понравилась такая формулировка. Значит, у них есть определённые контрольные показатели, которые они во что бы то ни стало должны выполнить в целях своего карьерного роста. Они не получают от этого живых денег, но продвигаются по служебной лестнице. И их очень здорово “дерут”, если планы утверждены, но по факту сборы недобираются. Для них это самое страшное.

В. Можно ли за взятку сохранить достоверные сведения в таможенном декларировании?

· Вопрос: можно ли откупиться? Ответ: не всегда. Иногда это можно сделать через брокера. Но если таможне дали задание увеличить сборы по полной программе, то с ними, может быть, и невозможно договориться. В той же экспертизе, ты вообще не участвуешь в этом процессе. Ты не знаешь, что там происходит. И там ФСБешники наблюдают. Таможенники боятся.

· Не всегда есть смысл откупаться. Обычно разница в величине таможенных сборов не столь велика, чтобы идти на риск, и все равно деньги надо платить. Проще согласиться, и дело с концом. В таких операциях есть смысл, если ты ввозишь товар с высокой пошлиной, а хочешь, чтобы он был оформлен по самой низкой. Но это уже чистая уголовщина. Сейчас такими вещами мало кто занимается.

1.5. О возможностях судебной защиты от неправомерных требований таможенников

Предприниматели говорят, что возможность оспаривания в суде неправомерных требований таможни существует. Более того, вероятность выиграть дело достаточно высока. Вместе с тем, суд – это трудоемкая, длительная и зачастую дорогостоящая процедура, а положительный исход возможен, но не гарантирован. Кроме того, таможенники очень не любят судиться и поэтому могут «запомнить» данного предпринимателя и при случае отомстить ему.

Малые и средние предприниматели практически не обращаются за судебной защитой от требований таможни. Крупным предприятиям это по силам, но и они предпочитают договариваться, а не судиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: