Люди должны сами рассчитывать и платить налоги 5 страница

· Вопрос: Это серьезная проблема? Ответ: Это не столько проблема, сколько такая заноза, которая мешает. Нужно отслеживать, какие масла разрешены, какие запрещены. Далее, им нужно консервационное масло, но формально мы не имеем права его поставить. Запретительные меры создают благоприятные условия для нелегального решения вопроса, вплоть до какого-то подлога. Мы этим не занимаемся, потому, что работаем очень давно. Рисковать из-за одной-двух бочек не будем, поэтому просто не продаём.

· Говорим казахским партнёрам: мы не можем поставить эту продукцию, хотя она у нас есть. В результате теряем часть рынка. К нам за этой продукцией уже и не обращаются. Начинают искать это масло. Может быть, найдут, может быть, не найдут. Ситуация мутная, как они будут решать этот вопрос? Может быть, купят маслозаменитель или нальют не то, что нужно. Оно подойдёт, но не на 100%. Но мы свой рынок однозначно теряем. Через какое-то время они найдут нужных поставщиков, и мы потеряем этот рынок навсегда.

6. Специфичные проблемы малого и среднего бизнеса

6.1. Большие предприятия имеют преимущества при работе с таможней

Предприятиям, имеющим в своем штате квалифицированных юристов, легче отстаивать свою позицию при возникновении споров с таможней. Причем, таможенники это понимают и сами стараются не доводить дело до серьезных конфликтов. Что же касается малых предприятий, то зачастую у них нет иного выхода, кроме как согласиться с требованиями таможни.

Крупные предприятия находятся в привилегированном положении еще по одной причине. Большие объемы грузов, которые они провозят через границу, помогают таможне выполнять «планы» по таможенным сборам. Благодаря этому, как отметил один из опрошенных, таможня их «уважает», легче достигается взаимопонимание.

А. Большие предприятия содержат в своем штате специалистов по работе с таможней

· Вопрос: существует мнение, что чем предприятие крупнее, тем ему легче работать с таможней. Вы с этим согласны? Ответ: отчасти да. Почему? Потому что многие предприятия, особенно крупные, имеют возможность содержать в штате брокера или специалиста по таможенному праву. Я просто знаю, что на предприятиях, особенно государственных, где идёт большой поток экспортно-импортных операций, в штате существует декларант, зачастую и не один. Это квалифицированный человек с большим опытом, у него отношение более ответственное, информации больше, и он имеет доступ к тем же таможенным площадкам.

Б. Наличие в штате квалифицированных юристов дает возможность эффективно защищаться от требований таможни

· Когда ты идёшь на конфликт с таможней, ты должен быть либо очень большим и сильным, и у тебя должен быть штат юристов, либо ты просто соглашаешься с тем, что говорит тебе таможня.

· Дело в том, что большие компании имеют возможность защищаться и нападать на таможню. У них есть юридические отделы. А малые и средние, как правило, этого не могут. У них только один вариант: как вам сказали – так и делайте.

В. Большие предприятия помогают таможне выполнять планы

· Крупные предприятия находятся в привилегированном положении. Таможня их уважает. Тут дело не только в юристах. Если предприятие крупное, оно большие объёмы провозит Понятное дело – они план помогают таможни выполнить. Благодаря этому возникает взаимопонимание, многие вопросы легче решаются. Мы помогаем им выполнить план, они нас за это уважают.

6.2. Сложность таможенных правил – одно из главных препятствий входа на рынок внешней торговли для малых предприятий

Таможенные правила очень сложны и запутанны, к тому же в них часто вносятся изменения. По этой причине работа с таможней требует высокой квалификации и практического опыта. По свидетельству опрошенных предпринимателей, такой опыт приобретается годами. Это является серьезным препятствием для входа на рынок внешнеторговых операций, особенно для малых предприятий.

Предприятия, впервые выходящие на рынок внешнеторговых операций, таможня проверяет особенно тщательно. В существующих условиях это, возможно, оправданно, но для внешнеэкономических стартапов такое усиленное внимание является дополнительным барьером входа на рынок.

В последние годы профильными ФОИВ ведется активная работа по снижению этих информационных барьеров, публикуется много профильной информации, созданы институты информационной поддержки. Представители бизнеса положительно оценивают эти нововведения, однако повышение доступности информации не отменяет проблем со сложностью ее применения и истолкования.

Конкретных жалоб со стороны предпринимателей звучало три. Во-первых, нормативные акты все время меняются, поэтому за ними надо постоянно следить. Это трудоемко и требует высокой квалификации, что отвлекает наиболее квалифицированный персонал, включая самих предпринимателей. Кроме того, не за всеми изменениями удается уследить вовремя, и многие из них допускают неоднозначные трактовки. Во-вторых, хотя информация о таможенных правилах общедоступна, она сложна и запутанна, и это является серьезным барьером для новичков. Респонденты отмечали, что для того, чтобы стать полноценным специалистом-декларантом, требуются годы. Требуется также «набить много шишек» на своих ошибках, без этого стать хорошим специалистом не получается. Наконец, в третьих, существуют неформальные практики, которые можно понять и освоить только в процессе работы. Многие из этих практик проявляют себя непредсказуемо, что также осложняет работу и ведет к необоснованным денежным потерям.

А. Отсутствие у малых предприятий необходимой квалификации и опыта

· Основная проблема малых предприятий в том, что они, решая осуществлять поставки из-за рубежа, не знают пакета документов, необходимых для таможенного оформления, не готовы к определению кодов ТН ВЭД и соответственно к требованиям по товарной номенклатуре. Потому что под каждый товар требуется определённый вид документов. Они к этому не готовы. Постоянно совершают ошибки: не получают лицензии заранее, не получают сертификаты соответствия, декларации. Это их основная проблема, я считаю, малых предприятий.

· Они не готовы, потому что они этим никогда не занимались или занимались небольшое число раз. Но проблема в том, что товары бывают разные и «инвойсы» бывают разные. Если он везёт по 20 или 30 позиций, то понятное дело, что на каждую позицию ему надо делать «инвойс» и свой пакет документов. Это их основная проблема, они не подготовлены к этому.

· Если предприятие малое, то ему с таможней работать труднее, особенно в начале деятельности. Поначалу это нехватка опыта. Возникает много ошибок. Приобретение собственного опыта требует многочисленных ошибок, через это надо пройти.

Б. Усиленное внимание таможенников к внешнеэкономическим стартапам

· На первом этапе, конечно, надо доказывать свою состоятельность. Допустим, появилась какая-то фирма, которая хочет серьёзно работать, но недавно вышла на рынок и начала завозить что-то через таможню. Понятное дело, что к ней будут особые требования, её будут проверять. Но постепенно, если они докажут, что у них всё честно и прозрачно, они не будут подвергаться таким тщательным досмотрам и тому подобным процедурам.

6.3. В условиях кризиса многие малые предприятия ушли с рынка

Экономический кризис, включая такие его составляющие, как изменение валютного курса, падение внутреннего спроса, санкции и контрсанкции, привел к тому, что многие малые и средние предприятия из числа импортеров разорились и ушли с рынка. Более крупные предприятия стараются сохранить свои позиции, хотя у многих из них объем внешнеторговых операций сократился на 5 -10%.

· Очень много фирм, которые занимались импортом в Россию продукции различной номенклатуры, с 14 года ушли с рынка. Немногие выдержали изменения курса рубля, не у всех хватило денег и так далее. Объёмы импорта упали, насколько мне известно. Непосредственно по нашему предприятию мы стараемся поддерживать объемы на прежнем уровне, но средний бизнес, малый бизнес, который занимался импортом, – здесь многие поуходили с рынка.

· Очень многие люди, которые занимались импортом, сейчас остались не у дел.

6.4. Существует ли возможность увеличения числа малых и средних предприятий, занимающихся внешнеторговыми операциями?

На этот вопрос применительно к сегодняшним условиям опрошенные предприниматели склонны отвечать отрицательно. Люди боятся рисков, в том числе и связанных с таможней (хотя и не только с ней). Особенно сложно малым предприятиям выйти на внешнеторговый рынок в условиях кризиса. Маржинальность (доходность) внешнеторговых операций заметно снизилась, по крайней мере для импортеров. По этой причине многие малые и средние предприятия ушли с рынка.

Вместе с тем, некоторые из опрошенных предпринимателей высказали мнение, что у малых и средних предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью, есть свои рыночные ниши. В частности, такой нишей является посредническая работа по разовым запросам со стороны предприятий, не имеющих в своем штате внешнеторговых подразделений.

По выражению одного из опрошенных, российский рынок сейчас «лежит», но по мере восстановления внутреннего спроса окно возможностей для предприятий малого и среднего бизнеса вновь откроется. Однако задача снижения таможенных рисков и упрощения таможенных процедур и в этом случае остается актуальной.

А. Предприниматели боятся рисков, в том числе связанных с таможней.

· Вопрос: существует ли потенциал заметного увеличения внешнеэкономической деятельности малыми и средними предприятиями? Ответ: я так не думаю. Люди, с которыми я разговаривал, просто не хотят этим заниматься. Боятся рисков, в том числе и со стороны таможни.

· Вопрос: может ли увеличиться число малых и средних предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью? Ответ: в сегодняшних условиях вряд ли. Наоборот, такие компании в массовом порядке ушли с рынка. Маржинальность внешнеторговых операций уменьшилась, для малых предприятий особенно. Они просто разорились.

Б. У малых и средних предприятий есть своя ниша во внешнеэкономической деятельности

· У малых и средних предприятий, занимающихся ВЭД, есть своя ниша. Они работают по заказам. Есть крупные и постоянные потоки импорта, здесь малым предприятиям делать нечего. Но есть, например, рынок разовых заказов от предприятий, не имеющих собственной внешнеэкономической службы. Крупным структурам этот рынок не интересен. Или товары для розницы. Здесь малые предприятия иногда работают гибче. Но сейчас, конечно, не лучшее время. Российская экономика «лежит». Потребительский спрос «лежит». Если начнется подъем, для малых предприятий могут открыться возможности.

· Мы посредники, закупаем и продаем продукцию по запросам. К нам идут обращения, что поставьте нам такой-то продукт. Начинаешь разбираться, он требует декларирования или не требует декларирования, и т.д. То здесь, то там возникают вопросы. Когда человек к этой схеме привыкает, он быстрее ориентируется. Он все, что нужно, в цену закладывает, по срокам ориентируется, документооборот знает. Но это приходит с опытом, он накапливается годами. Поэтому у предприятий, где нет специализированных таможенных отделов, нет иного выхода, кроме как обратиться к нам.

6.5.Государственные меры по упрощению таможенных

процедур для малого бизнеса не всегда эффективны

В рамках проведенного исследования данный вопрос не мог быть исследован во всей его полноте. Спонтанно прозвучала только одна тема, связанная с валютным контролем. По существующим правилам при осуществлении внешнеторговых операций необходимо составлять паспорт сделки, но при стоимости груза менее 50 тыс. долл. В настоящее время обсуждается возможность увеличения этой суммы до 80 тыс. долл.

Однако предприниматель, который в курсе данной проблемы, отозвался об этой мере крайне скептически. Причин для скепсиса названо две. Во-первых, названные суммы слишком малы. Большинство внешнеторговых контрактов, по мнению предпринимателя, начинается от суммы 500 тыс. долл. Во-вторых, и это еще более существенно, составить паспорт внешнеторговой сделки совсем не сложно. Многие банки предоставляют эту услугу бесплатно или за совсем небольшую сумму около 300 рублей.

· Вопрос: правительство пытается улучшить ситуацию, чтобы именно малый и средний бизнес получил более лёгкий выход к экспортным операциям? Ответ: вроде бы пытается, но несерьезно. Вот Медведев поручил снизить давление через валютный контроль, увеличить сумму, на который не нужно оформлять паспорт сделки. Я сразу сказал, что это профанация. Было 50 тысяч долларов, сейчас хотят сделать 80. Пусть даже 100. Это ни на что не влияет. Во-первых, я вообще знаю не очень много контрактов на 50 или на 100 тысяч. Это, как минимум, от полмиллиона долларов начинаются. Во-вторых, не так уж сложно этот паспорт сделки составить. Как правило, банки вообще эту услугу делают для клиентов бесплатно или за какие-то 300 рублей. Поэтому то, что сейчас муссируется по валютному контролю, я считаю это просто профанацией.

7. Позитивные тенденции в работе таможни

7.1. Усиление контроля за деятельностью таможни

Опрошенные представители бизнеса говорили о том, что, хотя на их уровне таможня создает им ряд неудобств и временами даже действует не вполне законно (см. выше), однако коррупцию и теневые схемы провоза грузов в настоящее время не использует. По свидетельству респондентов, в прежние времена подобные явления были распространены достаточно широко, но в настоящее время контроль за таможенной деятельностью очень усилился, поэтому коррупция и различные теневые схемы провоза грузов в массовом порядке уже не реализуются.

Один из респондентов пояснил, что благодаря усилению государственного контроля незаконные услуги по неправильному оформлению и незаконному провозу грузов (занижению таможенной стоимости), возможно, не полностью искоренены, однако их коррупционная стоимость резко возросла, что сделало такие схемы экономически невыгодными и очень опасными. Предприниматели говорят, что в существующих условиях им самим и работникам таможни нет смысла рисковать.

Надо признать, что, невзирая на все издержки, установление таможне высоких планов по сбору таможенных платежей также дало определенный эффект в том смысле, что плюсы от легальной работы (стабильная занятость, возможность карьерного роста и отсутствие угрозы уголовного наказания) привели к тому, что работники таможни стали больше ценить свою работу, чем получение коррупционных доходов. Вместе с тем, использование циничных рычагов управления, которые лежали в основе функционирования советской экономической системы, морально разлагает страну и в конечном счете влечет за собой политические последствия.

А. Усиление контроля за деятельностью таможни привело к значительному сокращению числа незаконных операций на низовом уровне

· Вопрос: В СМИ пишут, что в таможне существуют какие-то обходные схемы, оформляют неправильно или фирмы-однодневки используют. Вы об этом знаете? Ответ: Знаю. Вопрос: Это широко распространено? Ответ: Я могу сказать, что сейчас нет. Риски достаточно высокие. Никакого смысла нет этим заниматься. Все хотят быть живыми и здоровыми.

· Вопрос: Вы знаете про какие-либо незаконные схемы провождения грузов через таможню? Например, с использованием фирм-однодневок? Ответ: в жизни сталкивался, но это было достаточно давно. Сейчас, на мой взгляд, этого стало гораздо меньше. У меня, по крайней мере, в моём окружении таких ситуаций в последнее время нет.

· Я, конечно, встречал случаи, когда под видом обуви провозили, допустим, какие-нибудь дорогие технические средства и из-за разных кодов ТН ВЭД выплачивали меньше пошлины. Не знаю, как это проходило. Но такие случаи случались в прошлом. Сейчас контроль за таможенными органами очень усилился. Есть службы, которые всё проверяют, включая прокуратуру. Вообще таможенная ситуация, на мой взгляд, сильно улучшилась.

· Сейчас надо признать, что отбелился таможенный рынок. Если я честно плачу пошлины, за что еще я должен платить? Если ты достаточно “белый” и открытый, приносишь все пакеты документов, какие положено, то и платить не за что. Разве что это совсем “чёрный” сектор, контрабанда.

· Ситуация улучшается. В том, что касается импорта, остается проблема контрольных показателей таможенной стоимости и правильности определения кода товара. Эти проблемы до сих пор остаются. А в остальном ситуация заметно улучшилась.

· Раньше рассказывали про какие-то искусственные препятствия на таможне, сейчас все можно решить нормальными, цивилизованными методами, без взяток, без всего этого. Мы никому ничего не платим.

Б. Использование теневых таможенных схем становится экономически невыгодным

· Вопрос: усиление контроля приведет к сокращению числа теневых операций? Ответ: оно приведет к их подорожанию. Уже привело. Да, по этой причине такие операции для многих стали невыгодны.

· Говорят, что нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист при уровне прибыли 30%. Я с этим согласен. В отношениях с таможней то же самое. До того момента, пока выгодно уходить от налогов, люди будут уходить. Но как только стоимость этой схемы приблизится, а она сейчас уже фактически приблизилась, к величине официальных платежей, смысл рисковать исчезает. Ты на этом четыре-пять процентов экономишь. Не больше.

7.2. Внедрение цифровых технологий

Таможня относится к числу пока еще немногочисленных российских государственных ведомств, которые не только активно внедряют цифровые технологии, но и далеко продвинулись в этом направлении. Опрошенные предприниматели отмечали, что этот процесс еще не завершен, и отчасти бумажный документооборот сохраняется, но все же к настоящему моменту информатизация работы таможни проведена достаточно глубоко и приносит зримые полезные результаты. К их числу относится уменьшение трудоемкости оформления таможенных операций, а также повышение прозрачности и предсказуемости работы таможни.

К сожалению, предприниматели считают, что этот процесс пока еще далек от завершения, поскольку во многих случаях требуется «бумага» и личное присутствие представителя на таможенном посту.

Предприниматели считают, что государство должно продолжить работу по переводу работы таможни на электронный документооборот.

Важен вопрос, в какой мере в искоренении низовой коррупции сыграло роль именно внедрение цифровых технологий. По мнению предпринимателей, цифровые технологии внесли в это очень весомый вклад.

В рамках исследования, посвященного изучению делового климата в России, предприниматели говорили похожие слова в адрес еще одного ведомства, недавно бывшего объектом жесткой критики – Федеральной налоговой службы. Успехи налоговых органов в сфере информатизации получили отражение в высоких международных рейтингах России в части налогового администрирования. В частности, в рейтинге DoingBusiness Россия несколько лет назад обогнала США. Можно ожидать, что и в таможне дальнейшее внедрение цифровых технологий заслужит столь же положительные оценки со стороны бизнеса.

Вместе с тем, нельзя исключать того, что описанная выше благополучная картина искоренения низовой коррупции на таможне отчасти является приукрашенной. Со слов некоторых предпринимателей получается, что низовая коррупция все-таки сохраняется, и ключевым звеном в ней является таможенный брокер, который завышает свои гонорары, а затем делится ими с работниками таможни. Предприниматели говорят об этом в основном скорее намеками (см. ниже).

Правда, нельзя исключать и того, что некоторые брокеры блефуют, выставляя клиентам завышенные цены на услуги, хотя в действительности проводят грузы через таможню бесплатно, основываясь на хорошем знании законов и таможенной практики. Эта сфера трудно проницаема для исследования. Но в любом случае понятно, что такого рода издержки (коррупционный налог) несут в первую очередь малые и начинающие предприятия.

А. Электронное декларирование значительно упрощает процесс таможенного оформления

· Когда ввели электронное декларирование, на первом этапе стало сложнее, потому что надо было предоставлять, помимо электронных документов еще и, как и по старинке, на бумаге. Все сначала обрадовались электронному декларированию, а получилось наоборот, надо было предоставлять и в электронном виде, и ещё пакет документов, пачку документов на бумаге. Но потом стало легче. Электронное декларирование в значительной степени ускорило, упростило процесс оформления.

· Ситуация улучшилась из-за возможностей электронного декларирования. Когда ты удалённо подаёшь. И сама скорость, и количество документов, на мой взгляд, всё проще стало.

Б. В таможне процесс перехода на электронные носители продвинулся достаточно далеко, но еще не завершен

· Многие документы мы начали электронно делать, уходим от бумаги, в этом плане, конечно, стало гораздо лучше. Те же транзиты электронные кидаем на границу на те товары, которые идут у нас с импорта. В то же время, переходя на электронную документацию, всё равно остается где-то бумага. Процесс еще не завершен.

· С таможней я непосредственно общаюсь. Но у нас достаточно далеко находится таможенный пост. Теперь мы многое делаем по удаленной связи, это очень удобно. Но нередко требуется и личное присутствие с документами, заверенными нашей печатью. Поэтому мы работаем через брокера или приходится ездить самим.

· Вопрос: в отношениях с таможней Вы полностью перешли на электронный документооборот? Ответ: перешли, но пока не полностью.

В. В числе главных мер по дальнейшему улучшению работы таможни предприниматели называют перевод всей документации в электронный формат

· Вопрос: какие меры государство должно принять, чтобы облегчить бизнесу работу с таможней? Ответ: думаю, что надо автоматизировать какие-то моменты. Вопрос: Вы имеете в виду электронный документооборот? Ответ: да-да. Документооборот.

· Сейчас ситуация находится где-то посередине. Многие вещи мы теперь подаем в электронной форме. Но и бумажные документы остаются, они требуют личного присутствия, с этим много проблем. Надо продолжить переход на цифровые технологии.

Г. Внедрение цифровых технологий способствует искоренению нелегальных таможенных схем на низовом уровне

· Уровень автоматизации налоговой и таможенной систем сейчас таков, что все сделки видны на экране. Любой инспектор без труда определит цепочку сомнительных операций.

Д. Глубокое внедрение цифровых технологий привело к значительному улучшению работы смежного ведомства – налоговой службы. Предприниматели рекомендуют брать с нее пример

· Самое удивительное, что есть не только негативные, но и положительные примеры. Многие, может быть, будут над этим смеяться – налоговая служба. Налоговики очень сильно усовершенствовались за последнее время.

· Налоговая служба действительно очень быстро прогрессирует в плане электронного документооборота. Она шагает семимильными шагами. С введением прозрачности, единых баз данных и т.д.

· Электронные данные проще передаются и стыкуются между собой. Это сильно облегчает работу. И возникает меньше спорных моментов.

8. О фирмах-однодневках

По этому вопросу удалось получить мало информации. Многие респонденты говорили, что слышали о таком, но близко не сталкивались. Только один предприниматель высказался немного более определенно, сообщив, что вывод денег за рубеж осуществляют только предприятия, которые работают с государственными деньгами. Фирмам, которые не работают с государственными деньгами, по мнению данного предпринимателя, выводить деньги за рубеж нет никакого смысла.

Если это утверждение верно, оно придает проблеме специфичный ракурс. Ликвидация практики «откатов» при использовании государственных средств, возможно, сделает проблему фирм-однодневок не столь актуальной.

· Вопрос: существуют схемы по выводу денег за рубеж. Тут возникает проблема фирм-однодневок, как вы считаете, она существует при работе с таможней? Ответ: Для обычных предприятий, как мне кажется, нет. Если мы говорим о каких-то офшорных зонах, это всем известные острова или Кипр… нет, мне кажется, нет. В основном деньги, которые выводятся из страны – это деньги государственные. Да, у меня есть знакомые, которые занимались выводом денежных средств. Они занимались благоустройством, брусчаткой на площади возле здания администрации, но это были бюджетные деньги. Вопрос: Как они выводятся? Ответ: Была одна фирма, потом переименовалась, но фактически осталась та же. Было «Рога и копыта», стало «Копыта и рога». И уже новая фирма заключает контракт об импорте, переводит деньги и снова перерегистрируется, меняет адрес, название. Но это чаще всего для компаний, где есть государственные деньги. Нам-то зачем выводить? Мы и здесь их можем потратить.

9. О теневых и коррупционных схемах на таможне

9.1. Низовая коррупция

Описанная выше благополучная картина в отношении искоренения низовой коррупции на таможне, возможно, не вполне соответствует действительности. Пожалуй, можно утверждать, что по сравнению с прошлыми годами коррупционные схемы на низовом уровне стали применяться реже и их масштабы уменьшились. Тем не менее, эти схемы не уничтожены полностью.

Ситуацию, по-видимому, можно описать так: на низовом уровне практически пресечена возможность грубой подмены товара (например, по словам одного из опрошенных, под видом обуви могли провозить дорогостоящие технические средства), но остались разночтения в законодательстве, которые позволяют таможенникам манипулировать кодами в отношении одного и того же товара, выбирая из них более льготные или менее льготные. Это открывает возможности для шантажа и вымогательства, выявление которых крайне затруднено, поскольку спорная трактовка законодательства сама по себе не является преступлением.

Со слов предпринимателей может быть сделан вывод о том, что низовая коррупция на таможне все-таки сохраняется, и ключевым звеном в ней является таможенный брокер, который завышает свои гонорары, а затем делится ими с работниками таможни. Предприниматели говорят об этом в основном намеками или вообще не для записи.

Нельзя исключать и того, что некоторые брокеры блефуют, выставляя клиентам завышенные цены на услуги, хотя в действительности проводят грузы через таможню бесплатно, основываясь на хорошем знании законов и таможенной практики. Эта сфера трудно проницаема для исследования. Но в любом случае ясно, что издержки такого рода (коррупционный налог) несут в первую очередь малые и начинающие предприятия.

Некоторые из опрошенных высказывали жесткую точку зрения о том, что таможенное законодательство намеренно усложнено до такой степени, что большинство предпринимателей не может работать без посредника (брокера или штатного декларанта). Сложность законодательства дополняется нечеткостью его формулировок и длительностью процедуры получения официальных разъяснений.

Мнение об умышленном переусложнении таможенных правил имеет право на существование, но не исключено, что низкое качество правовых актов все-таки является неумышленным следствием работы большого бюрократического аппарата, лишенного ясных целевых установок и правовых ограничений, а также подверженного разного рода лоббистским влияниям. Коррупционные структуры могут использовать это в своих интересах.

Так или иначе, именно сложность и нечеткость таможенных правил создает предпосылки для трудно раскрываемых злоупотреблений. Это означает, что если в предыдущие годы меры усиления контроля дали ощутимый эффект, то сегодня они, возможно, исчерпали свой потенциал. Для дальнейшего увеличения прозрачности работы таможни необходимо менять систему таможенного законодательства.

Если сведения о том, что работники таможни за взятки присваивают грузам более благоприятные коды, верны, это означает, что для достижения установленных контрольных показателей они должны увеличивать прессинг на легальных внешнеторговых операторов.

А. Косвенные высказывания предпринимателей говорят о том, что низовая коррупция на таможне сохраняется. Ключевую роль здесь играет таможенный брокер

· Понятно, что брокер, который твои представляет интересы, каким-то образом выстраивает свои отношения с таможней.

· Занимается этим всем брокер. А у брокера соответственно свои связи, свои уже накатанные рабочие моменты.

· Таможенные брокеры включают в цену своих услуг надбавку за более благоприятную трактовку законодательства.

· Видя нашу неопытность, брокер выставил огромную цену. Мы платить отказались, и в итоге нас пропустили так, но задержали прилично.

Б. Мнение об умышленном переусложнении таможенных правил и использовании нечетких формулировок

· Я считаю, что таможенное законодательство намеренно усложнено до такой степени, что им легко манипулировать, снижая или повышая по желанию уровень таможенных платежей. Законодательство очень нечеткое. Широкий диапазон его истолкований создает почву для злоупотреблений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: