Люди должны сами рассчитывать и платить налоги 4 страница

· Бывает, что люди подают в суд на таможню по поводу завышения таможенной стоимости. Таможенники очень этого не любят, потому что где-то 80% дел они в суде проигрывают. Но суд – это трудоемкая и длительная процедура. Она не всем по силам и не всем хочется с этим связываться. Тут каждый принимает для себя самостоятельное решение. Опять-таки крупные фирмы, имеющие штат юристов, находятся в более выгодном положении.

· Когда они своим решением корректируют таможенную стоимость, у импортёров есть возможность обратиться в суд, и достаточно велика вероятность, что импортер этот суд выиграет. Но таможенники могут тебе это припомнить. Потому что у них показатели “плывут”, если они проигрывают дело в суде.

1.6. Как часто возникают проблемы с корректировкой таможенной стоимости

Требования о корректировке таможенной стоимости товара возникают не всегда. По свидетельству предпринимателей, это 10 – 15% от всех случаев декларирования. Но, по словам опрошенных, неприятно то, что такие ситуации возникают внезапно и, как выразился один из респондентов, «очень больно бьют». При этом денежные потери могут быть относительно невелики, но резко возрастают трудозатраты и потери времени. Очевидно, велики и моральные издержки, коль скоро многие предприниматели выдвигают эту проблему на первый план.

· Вопрос: как часто возникают такие проблемы? Ответ: чаще работа идет в нормальном режиме. Все знают поставщиков, знают производителей. Может быть, раз в полгода какая-то история случается. Таможенник вдруг начинает считать, что товар неправильно декларирован. До этого они считали, что правильно декларировали, а сейчас вдруг неправильно. И предсказать это невозможно. Вопрос: все-таки как часто это случается? Ответ: процентов 10 от всех случаев декларирования наберется. Но это всегда происходит неожиданно и очень больно бьет. Как в Советском Союзе. Ты ничего плохого не делаешь, но можешь и «попасть под раздачу». Прогнозируемости в этом плане нет никакой.

· Вопрос: как часто эти проблемы возникают? Ответ: на моём опыте постоянно. Конечно, всё зависит от контрактных условий. Но, как только у нас идёт снижение стоимости, эта проблема у нас основная. Мы в год по пять, по шесть раз выпускаем товар под обеспечение, потом эти деньги возвращаем в течение этого года и последующего, потому что это очень долгая процедура.

1.7. В условиях кризиса незаконное давление на предпринимателей возрастает

В условиях кризиса выполнение таможнями контрольных показателей усложняется. Во-первых, можно предположить (хотя предприниматели об этом мало осведомлены), что контрольные показатели могли абсолютно или относительно увеличиться в связи с обострением проблемы наполняемости государственного бюджета. Во-вторых, – об этом говорили многие импортеры – кризис заставляет предпринимателей искать более дешевых поставщиков, поскольку внутренние цены упираются в «потолок» спроса.

Поиск более дешевых зарубежных поставщиков нередко бывает успешным, однако таможня, как правило, неохотно соглашается со снизившимися ценами и требует приравнивания стоимости к прошлым поставкам. Возникающие споры заканчиваются по-разному, но в целом предприниматели указывают, что по этой причине их отношения с таможней усложняются.

· Из-за кризиса мы стали искать сырьё более дешёвое на рынке, что было непросто. И перейти с наших постоянных партнёров на других. Соответственно это определённые риски, когда ты находишь нового партнёра с более дешёвым сырьём. И опять же проблемы с таможней, я говорю про уменьшение стоимости. Мы реально нашли более дешевых поставщиков, в контрактах все цены прописаны, но таможня не желает с этим соглашаться.

· При уменьшении стоимости (т.е. если мы сумели найти товар дешевле) возникает дополнительный документооборот, время лишнее тратится. Возможны задержки на таможне в оформлении. Плюс контроль увеличивается. Предоставление дополнительных документов и так далее.

· Основной вопрос – это борьба с таможней по поводу, когда у нас уменьшается стоимость в контрактных условиях. Нам приходится отстаивать эту стоимость. Приходится выпускаться под обеспечение в основном документообороте. Надо подтверждать ту стоимость, которая прописана в контракте.

· Казалось бы, нас надо поощрять за то, что мы ищем более дешевых поставщиков. Ведь тем самым мы сдерживаем рост внутренних цен. Но нет, таможне это не нравится. Для них это проблема.

1.8. Денежная стоимость таможенного оформления

Помимо установленных законом таможенных платежей у предприятий возникают специфичные затраты, связанные с таможенным оформлением грузов. Прежде всего, величина затрат зависит от того, имеет ли предприятие собственный штат специалистов по таможне или оно работает через брокера. Через брокеров обычно работают небольшие фирмы.

Заработная плата одного штатного специалиста, по свидетельству предпринимателей, может составлять от 50 до 80 тысяч рублей в месяц. С учетом накладных расходов (страховые взносы, расходы на помещение и т.п.) это составит не более 120 тыс. руб. Если в штате 3 человека, а это считается уже немало, общие затраты составят 300 – 400 тыс. руб. в месяц.

Если предприятие работает через брокера, то в этом случае начинает действовать другой фактор. Стоимость услуг брокера зависит от сложности декларирования товара. Под сложностью здесь понимается следующее. Если товар однородный, т.е. требует заполнения только одной декларации, это может стоить недорого: около 20 тыс. руб. Если прибыль с одной фуры составит 3 тыс. долл., эти затраты можно считать незначительными.

Но бывают составные товары, которые могут включать в себя 15 – 20 таможенных позиций и даже более. Поскольку на каждую позицию должна быть составлена отдельная декларация, стоимость оформления такого груза может достигать от 1 до 1,5 тыс. долл. Поскольку прибыль с одной фуры обычно составляет 3 – 4 тыс. долл., получается, что до половины прибыли должно быть потрачено на оплату услуг брокера. Тем не менее, малые предприниматели, работающие на таких товарах, идут на эти затраты, особенно в начале своей деятельности.

В целом стоимость таможенного оформления грузов у крупных предприятий может быть значительно меньше, чем у малых, не только в относительном, но даже в абсолютном выражении.

Помимо затрат на брокеров, предприятия несут определенные издержки в тех случаях, когда таможня задерживает груз. При превышении нормативных сроков оформления груза (48 часов) услуга таможенного хранения становится платной. При хранении груза в течение 10 – 12 дней стоимость услуги может составить около 50 тыс. руб. По свидетельству предпринимателей, такие задержки могут происходить довольно часто: до 30 – 40% от всех случаев прохождения таможни.

А. Стоимость таможенного оформления грузов для крупных компаний

· Крупные компании работают с таможней напрямую, у них есть свои штатные сотрудники. Они берут на работу квалифицированных людей с дипломами. Хороший специалист стоит 80 или 50 тысяч рублей в месяц. Я имею в виду их зарплаты. При больших оборотах это выгодно.

Б. Стоимость таможенного оформления через брокеров

· По сегодняшним меркам одна декларация стоит у брокера где-то порядка 40-ка тысяч рублей. Это если не возникает каких-то особых сложностей. Но если, к примеру, везут мебель, то там помимо основного товара, может быть и 15, и 20 позиций. Фурнитура всякая и т.п. Каждый товар надо правильно описать, правильно закодировать. Умножайте на 40 тысяч. Вот и считайте.

· Оформление пакета деклараций на одну фуру может стоить на фуру до полутора тысяч долларов. Вопрос: а в процентах к товару? Ответ: это не имеет отношения к проценту к товару. Это вопрос сложности оформления. Играет роль количество товаров и правильность их кодирования.

· Вопрос: это чувствительно, полторы тысячи долларов? Ответ: это немало. Хорошо, если на фуре зарабатывается четыре тысячи долларов. Платежи брокеру могут составить до половины прибыли. Но если товар простой, на одну декларацию, то оформление одной машины может стоить около 15 тысяч рублей. А прибыль на ней может быть две-три тысячи долларов.

В. Оплата услуг таможенного хранения

· Вопрос: какие еще затраты возникают у предприятия? Ответ: в основном это хранение на таможенном посту, если груз выпускается не сразу. Это в среднем лишних 50 тыс. руб. получается за хранение с одного выпуска. У нас бывают ситуации, когда возникает задержка груза на 10-12 дней и натекает за два контейнера около 50 тыс. руб. сверху. Если бы мы выпустились за два-три дня, могли ничего не заплатить или заплатить какие-то копейки, но бывает, что мы платим по 50 тыс. сверху. Это примерно в 30-40% случаев от того, что мы выпускаем в целом в год. Приличные суммы.

2. Другие проблемы, возникающие при взаимодействии с таможней

О других проблемах, связанных с таможней, предприниматели говорили реже, но это не означает, что эти проблемы менее значимы. Некоторые из них являются системными для российского государства. В ходе проведенных интервью удалось выявить следующие проблемы.

2.1. Неоднозначность трактовок правовых актов

Речь идет в основном о подзаконных актах, издаваемых министерствами и ведомствами. Предприниматели жалуются на неоднозначность формулировок в этих актах и, как следствие, возможность различного их истолкования. Соответственно возникают разногласия между предпринимателями и работниками таможни. Такие разногласия возникают не в каждом случае, но достаточно часто.

При возникновении разногласий предприниматели пытаются вступить в диалог с работниками таможни. Согласия иногда удается достичь. Если это не удается, низовое таможенное подразделение может направить запрос в вышестоящие инстанции. К сожалению, это долгая процедура, на нее уходит два-три месяца.

Неоднозначность трактовок правовых актов говорит о плохой их проработанности, недостаточной юридической и практической экспертизе, низкой культуре составления правовых актов. Ответственность за некачественную разработку правового акта, по-видимому, никто не несет.

· У нас с таможней все более-менее выстроено, но всё равно приходится преодолевать трудности. Пояснения по некоторым письмам и приказам написаны так, что все интерпретируют по-разному, с этим приходится очень тяжеловато. Вопрос: а как Вы эти проблемы пытаетесь решить? Ответ: читаем, пытаемся выходить на диалог. Пытаемся как-то аргументировать, я бы сказала.

· Вопрос: как часто такие проблемы возникают? По каждой позиции? Ответ: не по каждой позиции. Бывают случаи, когда все проходит более-менее нормально, но в некоторых случаях приходится спорить с таможней. Возникают проблемы с разночтением документации. Мы излагаем свою. Таможня делает запрос своему руководству. Это длительный процесс. Чтобы какой-то вопрос решить, иногда проходит два-три месяца.

· У меня есть вопрос, допустим, по транспортировке тары. Прислали разъяснения, таможня их под своим углом смотрит, а мы под своим. Возникает дискуссия. Нет однозначной формулировки, что надо делать так и никак иначе. Прочитав документ, так сказать нельзя. А должны, я считаю, однозначно все стороны читать.

2.2. Взаимодействие с таможнями других стран

Многие таможенные процедуры упростились бы, если бы российская таможня более активно взаимодействовала с таможнями других стран. В настоящее время, по словам предпринимателей, такое взаимодействие практически отсутствует.

Разумеется, данный вопрос не может быть решен путем прямого взаимодействия российских и зарубежных таможенных постов. Нужны межгосударственные соглашения о взаимном признании таможенных документов и, вероятно, об унификации таможенных правил. Это большая и сложная работа, но ее необходимо начинать.

В идеале, как считают предприниматели, между таможнями должен быть налажен прямой обмен информацией в электронной форме. Помимо упрощения многих процедур это позволит пресечь многие незаконные таможенные операции. Прозрачность работы таможни возрастет, а затраты, связанные с контролем за деятельностью российской таможни, могут быть сокращены.

А. Российская таможня не взаимодействует с таможнями других стран

· Наша таможня не смотрит на таможни других стран, она никак не учитывает их существование. С моей точки зрения это, конечно, неправильно. Таможням надо между собой взаимодействовать, европейской и нашей, и вообще таможням других стран. Должны быть заключены соответствующие соглашения. Я не говорю про Таможенный союз, я говорю про мировой уровень. Нужно, чтобы таможни улучшили между собой коммуникацию и понимали, что если груз прошел через границу другого государства, то он легальный, и нет необходимости повторно доказывать, что он легальный.

· Нужны какие-то договоры о взаимном признании, что ли. Ведь ситуация часто доходит до абсурда. Вопрос: это недоверие к таможням других государств? Ответ: я бы сказал даже не недоверие, а просто наши госорганы на них не обращают внимания. У нас вроде как суверенное государство, свои требования, по которым наши госорганы работают. До остального мира им дела нет. Они не смотрят вообще на таможни других стран, не их берут в расчёт.

Б. Целесообразно наладить прямую электронную связь между российскими и зарубежными таможенными постами

· Нужно, наверное, взаимодействие с таможнями других стран, в первую очередь стран ЕС, переводить в электронный формат. Страны ЕС свои декларации выпускают в течение нескольких часов, и у них есть тоже такие же документы, как и у нас, они очень похожи. У них тоже есть экспортные декларации, в которых указана стоимость и номенклатурный код.

2.3. Большие потери времени на таможне

Предприниматели жалуются на большие потери рабочего времени на таможне при отправке и получении грузов. Эти потери связаны с очередями, медлительностью процедур оформления, частой необходимостью переделывания документов. По мнению предпринимателей, таможенники часто придираются к мелочам. В любом случае существует проблема сокращения времени таможенного оформления грузов. Российские предприниматели очень хорошо понимают, что «время – это деньги».

Предприниматели отмечают, что в Евросоюзе и других «цивилизованных» странах такой проблемы практически нет. Проведение грузов через таможню в таких странах занимает значительно меньше времени.

· Долгие очереди на оформление, пока пропустят, соответственно доставка стоит. из-за этого весь процесс тормозится уже доставки. Какие-то могут быть, да, вопросы по документам, придираются. Всё это задержки идут. Где-то что-то, допустим, не понравится. Надо переделать. А это опять задержка. Если они думают, что-то не так, да, то переделываем. Очередь – это вообще постоянная проблема. Просто уже бывает побольше, бывает поменьше. Любая задержка – это какие-то непрямые убытки, но, допустим, эту упущена какая-то выгода. Правда, оценить это невозможно.

· Вопрос: что можно предложить, чтобы улучшить работу таможни? Ответ: увеличить количество сотрудников, чтобы они быстрее все оформляли, улучшить сами таможенные центры, обновить программное обеспечение, оснащение самой таможни для ускорения работы, автоматизировать их работу.

· Сроки оформления нужно сокращать, нужно давать хоть какое-то время для решения возникших по таможне вопросов, по запросу документов, а не так, чтобы в последний момент тебе объявляли, что у тебя каких-то документов не хватает. В этом случае все, ты уже и на дополнительное время и на дополнительные деньги попадаешь. Понятно, что документы нужно оформлять правильно, но ошибки бывают, получается за них сразу наказывают, а если ошибки совершают сотрудник таможни – так вроде никто не виноват, никто за это не отвечает.

· Нужно автоматизировать все процессы по возможности, что бы не так много времени терялось на таможне.

3. Валютный курс, санкции и контрсанкции

По мнению опрошенных предпринимателей, хотя сегодня проблемы с таможней реально существуют, они являются главными препятствиями для внешнеэкономической деятельности. Для импортеров главной проблемой стало изменение курса рубля. Реже упоминались санкции и контрсанкции (очевидно потому, что они коснулись не всего рынка, а лишь определенных его сегментов).

В отношении валютного курса предприниматели говорили, что негативное влияние на их деятельность оказало не только резкое падение курса рубля, но и последующая его волатильность, не дающая возможности прогнозировать финансовые результаты торговых операций. В результате сильно возросли предпринимательские риски. В связи с этим некоторые предприниматели сворачивают внешнеэкономическую деятельность и переходят в рублевую зону. Это менее доходно, но зато отсутствуют валютные риски.

Санкции и контрсанкции также оказали и прямое, и косвенное влияние. В отношении прямого влияния предприниматели говорили, что европейские страны (Германия и другие) после введения санкционных мер не уменьшили, а увеличили свой экспорт, нашли другие рынки сбыта. Косвенное влияние, о котором мало пишут, состоит в том, что, с точки зрения зарубежных партнеров, при взаимодействии с Россией возросли политические риски, связанные с потенциальной возможностью усиления торговой войны, связанные с введением новых санкций или контрсанкций. По этой причине зарубежные поставщики предпочитают переключаться на рынки других стран, а в отношении торговли с Россией занимают выжидательную позицию.

В этих условиях многие импортеры пытались перейти на отечественную продукцию, но поиски нужных товаров на внутреннем рынке часто оказывались безуспешными.

А. Таможня создает проблемы, но не они являются главным препятствием

· Вопрос: люди боятся проблем с таможней? Ответ: таможня может, конечно, напакостить. Но сейчас это не главное. Главное – это валютный курс, санкции и контрсанкции.

Б. Последствия изменения курса рубля

· Санкции никак нас не коснулись, а курс рубля, естественно, повлиял, потому что мы продаём за рубли, а покупаем за валюту. Ценя выросла.

· Падение курса рубля очень сильно по нам ударило. Почему это основная проблема? Потому что курс очень был высокий, бывало, в некоторые месяцы он до 80-ти рублей за евро доходил. После того, как он стоил 45-50 рублей за евро и 80, это в два раза. Пришлось искать поставщиков, у которых маленькая цена, но такой поставщик не всегда он обеспечивает сырьё надлежащего качества и необходимого количества. Плюс это отразилось на бюджете предприятия. Соответственно это отразилось на цене конечной продукции.

· Валютный курс – здесь очень большая волатильность. Это очень сильно влияет. Люди не могут это отследить. Это не в их руках находится. Ты, условно говоря, планируешь. В мае прошлого года заключили контракты на две тысячи тонн. Всё было шикарно, всё было в шоколаде. Когда мы начали исполнять контракт, курс стал 65. Минус 10 рублей. Это существенно. Сейчас он вообще 59. Вот эта волатильность валютная убивает очень многие. Ты рассчитываешь на одно, а в итоге получаешь совсем другое. Риски становятся, как в биржевой игре. И люди просто боятся этого. Вот я остался в рублёвой зоне и мне хорошо. Имею какие-никакие, но гарантированные деньги. А кто по импорту покупал, у них все контракты полетели.

В. Санкции и контрсанкции

· Санкции-контрсанкции, конечно. По телевизору у нас говорят, что для России это ни на что не влияет, а страны Запада понесли огромные убытки. Но это для публики. Я знаю, что на уровне правительства был анализ этих санкций. Результат: ничего не добились, кроме увеличения внутренних цен, за что заплатил потребитель. При этом, Германия увеличила экспорт. Все страны Евросоюза увеличили экспорт, просто другие рынки нашли.

· На самом деле, обидно, когда разговариваешь с европейцами, а они говорит: “Нет, ребята, не хотим связываться с вашей Россией. Мы лучше в Китае будем продавать, т.к., что у вас завтра будет – никто не понимает, что у вас за санкции”. Это уже не политика, это чистая экономика. Политические риски. И теперь нам говорят: “Ребята, мы понимаем, что Россия – это большой рынок, но давайте подождем. Когда всё успокоится, тогда продолжим”.

Г. Найти поставщиков на внутреннем рынке не всегда удается

· Контракты по комплектующим, всё равно они валютные. Конечно, на цене готовой продукции это сказалось. Мы пытались искать поставщиков в России. И все равно возвратились к тем поставщикам, которые у нас были раньше.

· Вопрос: а нельзя было перейти на отечественное сырье? Ответ: в России столько сырья для таких объёмов производства просто не существует. Приходится брать импортное сырьё. Соответственно, оно всё за валюту. Курс очень сильно влияет на поставки.

4. Специфика экспортных операций

Если исключить из рассмотрения крупномасштабные экспортные поставки сырья и продуктов металлургии, объем экспорта из России всегда был меньше объемов импорта. В настоящее в время ситуация меняется, экспортные поставки, по крайней мере по некоторым товарным позициям растут. Есть основания считать, что эта тенденция продолжится и в будущем. Таким образом, возрастает значимость проблем, связанных с прохождением экспортных грузов через таможню.

Опрошенные предприниматели говорят, что в целом с экспортом на таможне работать легче, чем с импортом. Таможня относится к экспортерам более лояльно, хотя, по мнению некоторых опрошенных, в последнее время ситуация стала ухудшаться (см. ниже пример с палетами).

Наиболее неприятная проблема, о которой говорили предприниматели, состоит в необходимости получения от зарубежного партнера подтверждения фактического вывоза товара, т.е. подтверждения, что он реально его получил. Предприниматели не понимают, зачем вообще введена эта мера. Кроме того, зарубежный партнер – не российский гражданин, и он не обязан подчиняться российским требованиям. Правда, российские экспортеры закладывают соответствующее положение в контракт, но все равно получение подтверждения представляет собой хлопотную процедуру, смысл которой для них не ясен.

Вместе с тем, работа с экспортом может иметь свои преимущества, поскольку интересы таможни и экспортера совпадают в одном важном моменте. Завышение цены сделки выгодно экспортеру, поскольку ему возвращается повышенная величина «входного» НДС, и выгодно таможне, поскольку растут показатели оборота. По этой причине таможня не препятствует завышению экспортных цен в контрактах.

Как известно, правительство РФ приняло ряд мер, затрудняющих использование подобных схем. К сожалению, респондент не сообщил подробности методов их обхода. Однако, судя по высказыванию респондента, принятые меры не смогли полностью закрыть данную брешь в законодательстве.

А. С экспортом работать проще, чем с импортом

· С экспортом проще, чем с импортом. Потому что нет такого контроля. Есть мелкие придирки, но они не носят катастрофического характера.

· С экспортом, пожалуй, работать легче. Таможня смотрит более лояльно. Возьмем продукты питания. Мы были традиционно всегда импортёрами по этой позиции. А тут вдруг стали экспортерами по мясу птицы. Здесь можно иногда просто призывать к ответственности: “Ребята, что вы делаете? Мы толкаем русские товары на международный рынок, нам и так тяжело, а тут вы ещё со своими придирками”. И знаете, это действовало.

Б. В последнее время ситуация стала ухудшаться

· Но сейчас постепенно ситуация ухудшается. Раньше преобладал импорт, с него кормились и издевались тогда. Но теперь уже начинают и к экспорту придираться.

· Свежий пример придирок по экспорту. Указали неверное количество палет в машине. Палеты – это поддоны, на которых стоит товар. При этом по весу товара было всё правильно указано. Все остальные показатели правильные. Но возбуждено дело об административном нарушении. Правда, не на меня, а на перевозчика. Думаю, что его оштрафуют тысяч на 50. Казалось бы, разрешите вынуть эти две палеты, выкинуть их, и мы поедем дальше. Или вообще их оставить, ведь они не являются товаром. Но нет. Административное правонарушение.

В. Проблема с подтверждением фактического вывоза

· Я считаю, что здесь наибольшую трудность составляет подтверждение фактического вывоза. То есть после того, как машина пройдёт границу, я должен у своего партнёра получить документ с печатями о прохождении границы. И направить этот документ на наш международный пункт пропуска, через который машина проходила. Они эти документы получают, и сзади ставят штамп, что товар вывезен. Это довольно муторная процедура, потому что занимает достаточно много времени. И потом, допустим, что я с зарубежным партнёром поругался, и он тебе никакие документы давать не хочет. И не обязан. Но для нашей таможни это не аргумент. Получается, что бремя доказывания вывоза товара лежит на мне. А я должен идти и просить моего контрагента, чтобы он мне документы предоставил.

· Зарубежный партнер скажет: “Слушайте, ребята. Я деньги заплатил – вы мне товар отгрузили. Сделка закрыта. Что вы пристаете ко мне с этой макулатурой?”. Им наши проблемы не очень интересны. Хотя в контрактах соответствующий пункт есть. При том, что все прекрасно видят на компьютерах, что товар вывезен, есть соответственная электронная база. Сейчас, насколько я знаю, эти данные есть и у налоговой, и у таможни, они совмещены каким-то образом. То есть всё можно посмотреть в компьютере. И не надо гонять туда-сюда эти документы, штампы какие-то ставить.

Г. Завышение цены выгодно экспортеру

· Для экспортеров малого и среднего бизнеса есть хороший момент – возврат НДС. Допустим, продаешь по низкой цене, а декларируешь по высокой. Таможня здесь не придирается, чем выше цена контракта – тем выгоднее таможне, план выполняется, все довольны и, как говорил старый добрый еврей, навар капает. НДС, налог на добавленную стоимость возвращается. Простая схема: задекларировать дороже для возврата НДС.

5. Таможенные запреты на экспорт (на примере Казахстана)

Наряду с санкциями и контрсанкциями, затрудняющими внешнеэкономическую деятельность, существуют и иные введенные Россией ограничения, о которых в СМИ пишут очень мало. Составление систематического списка таких ограничений не входило в задачи данного исследования. Среди проведенных интервью данная проблема была отмечена только один раз, причем, как ни странно, в отношении Казахстана, входящего в состав Таможенного союза.

Предприниматель, занимающийся экспортом нефтепродуктов глубокой переработки (специализированные индустриальные масла), сообщил, что спустя два года после образования Таможенного союза был введен запрет на экспорт некоторых видов масел. Введение такого запрета, по мнению респондента, противоречит самой идее Таможенного союза. Далее, вызывает удивление мотивировка: запрет введен с целью сохранения казахстанской экологии, при том, что на территории России использование этих масел не запрещено. Ясно, что в действительности данное ограничение было введено по каким-то иным причинам (возможно, политическим), но опрошенному предпринимателю об этом ничего не известно.

С точки зрения экспортера, последствия данной меры только негативные. Во-первых, падает объем сбыта по той группе товаров, на которой он специализируется. Во-вторых, казахстанские предприятия испытывают сложности с эксплуатацией своего оборудования, поскольку Россия не поставляет им масла нужных марок, и непонятно, какая от этого польза для России (скорее возрастают риски ответных санкций). Наконец, в третьих российский предприниматель убежден, что рано или поздно казахстанские партнеры решат эту проблему, и соответствующий сегмент рынка будет потерян для российского бизнеса.

· Мы занимаемся продуктами нефтехимии, глубокая переработка. Работаем в России и в странах Таможенного союза. Экспорт – это в основном Казахстан. Вопрос у нас по 27-ой таможенной группе, куда входят нефтепродукты. Между Казахстаном и Россией существует протокол Евразийской комиссии, по которой существует товарное эмбарго, согласно которому я не могу некоторые индустриальные масла поставлять в Казахстан. С нашей точки зрения это противоречит идеологии, идее создания Таможенного союза, свобода передвижения капитала, свобода товаров и так далее. Я не могу, не нарушив закон, вывести продукт, который востребован казахстанскими промышленными предприятиями.

· Вначале, после образования Таможенного союза, года два не было никаких ограничений по экспортному вывозу продукции из России в Казахстан. По прошествии двух лет ввелись товарные ограничения. Естественно объёмы продаж этой номенклатуры резко сократилось.

· Вопрос: почему были введены эти ограничения? Ответ: протокол сформулирован таким образом, что это сделано с целью сохранения экологии. Чьей экологии, казахстанской? В Казахстане есть лицензированные фирмы, которые занимаются сбором и утилизацией отходов. На крупных предприятиях существует штат экологов, технологов, которые занимаются этим вопросом. И говорить о том, что наши мизерные объёмы как-то влияют на казахстанскую экологию, честно говоря, просто смешно. Да и вообще их экология – это их внутреннее дело. Почему российское государство вводит такие запреты? Мне кажется, что причина какая-то другая. Но какая именно – я не знаю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: