Неэффективность российских государственных институтов

Общим местом в высказываниях всех опрошенных экспертов было мнение о том, что основным препятствием на пути развития полноценных экономических отношений между Россией и Китаем являются внутренние проблемы России: неконкурентоспособность ее экономики и неэффективность ее государственных институтов. В этом смысле проблемы взаимоотношений между Россией и Китаем не являются специфичными, поскольку те же самые проблемы существуют и в отношениях России с другими значимыми для нее экономическими партнерами, включая ЕС, США, страны Ближнего Востока и др.

Основная проблема России, по мнению всех экспертов, состоит в коррумпированности ее государственных институтов, причем коррупция является первопричиной большинства остальных экономических и государственных проблем. Следствиями коррупции являются неблагоприятный (враждебный) инвестиционный климат, неспособность России производить конкурентоспособную продукцию перерабатывающих и инновационных отраслей, сырьевая направленность структуры российского экспорта и многое другое.

Другим фактором, связанным с коррупцией, но имеющим самостоятельное значение, является ригидность российских государственных институтов, плохо проработанное законодательство, а также неэффективная и избирательная практика его применения.

По мнению экспертов, только наведение порядка внутри России может создать условия для роста ее экономического и экспортного потенциала, в том числе и в направлении расширения экономического сотрудничества с Китаем.

· Постановка вопроса об увеличении товарооборота, взаимных торговых отношений с Китаем станет необходима и своевременна в том случае, если внутренняя обстановка в будет стране нормальная. В нашей стране эта обстановка ненормальная. Что мы имеем с нашей стороны? Отставание законодательной базы, в том числе по поводу инвестиций. А с китайской стороны основным сдерживающим фактором является недоверие китайского бизнеса в широком смысле к возможности широкомасштабных проектов в России. Первопричина, конечно, в нас. (Дикарев Андрей Дмитриевич, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, г. Москва).

· Я бы высказал вот такую вот идею: если мы хотим этот рынок осваивать, то, к сожалению, нам практически все с нуля придется выстраивать. Без этого масштабные изменения не произойдут. Попросту говоря, необходимо начинать наводить порядок внутри России (Николай Арзамасцев, Президент Российско-Китайского технопарка, г. Москва).

· Самое большое препятствие на этом пути – это мы сами. Все эти истории, начиная с истории с «Юкосом», точнее, со «Славнефтью», когда решили не продавать Китаю активы. История с нефтепроводом, история с газопроводом, который неизвестно когда построят. На самом деле вся проблема в нас самих, что с Китаем-то вести переговоры. Все очень просто на самом деле. Это наши внутренние проблемы (Лукашов Владимир Михайлович, ответственный секретарь МДО «Российские инвестиции», г. Москва).

· Какие проблемы надо решать, чтобы увеличить товарооборот с Китаем? Нужно, прежде всего, ликвидировать бардак в России, а также и коррупцию. (Лукин Александр Владимирович, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС, г. Москва).

· Со страшной силой на экономические отношения с другими странами проецируются наши собственные, внутренние проблемы российские. Только почему-то страдает больше других несчастный Китай, им больше всего это дело бьет по голове. Вот весь негатив, который есть у нас, он весь и проецируется на российско-китайские отношения (Леонид Орлов, руководитель представительства Совета по развитию торговли с Гонконгом).

· Вы знаете, навести порядок в стране надо, прежде чем затевать все эти увеличения торговли с Китаем. Но это из области книжных высказываний, это всем все понятно. У нас пятнадцать лет бардака в стране и дальше будет только хуже (Евгения Антонова, социолог, г. Владивосток).

· Первая и главная проблема, которую надо нам решать – это, конечно же, не увеличивать товарооборот с Китаем. Решать необходимо наши внутренние проблемы, я бы сказал даже не только экономические, но и политические. То есть весь комплекс проблем, связанных с государственным устройством. (Рыбаков Сергей Юрьевич, бывший сотрудник ГРУ, независимый эксперт, г. Москва).

· При таком внутреннем бардаке в России то, что происходит у нас в торговле с Китаем, это для России вредно, если не сказать губительно. Если импорт превышает определенную долю собственного производства на внутреннем рынке, то страна становится зависимой от других стран. (Дмитрий Микитченко, заместитель руководителя департамента промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области, г. Новосибирск).

· Китайские госструктуры давать взятки нашим госчиновникам не будут. А тогда спрашивается, как это все пойдет, кто будет реализовывать различного рода проекты совместные. Вот то, на что натыкаются китайцы у нас в России. То есть, как бы если их бизнес уже научился договариваться, то их госструктуры по нашим-то схемам работать не будут (Владимир Лукашов, ответственный секретарь МДО «Российские инвестиции», г. Москва).

По контрасту с оценками состояния дел в России все эксперты высоко оценивали конкурентоспособность китайской экономики и качество ее институциональной среды. По мнению экспертов, Китай значительно опередил Россию в создании системы законов, благоприятных для развития бизнеса и инвестирования. Кроме того, в Китае существует эффективная практика правоприменения, законы соблюдаются, отсутствует практика вымогательства со стороны чиновников.

· После многих лет постепенной подготовки, включающей в себя привлечение иностранных предпринимателей и специалистов, подготовки собственных управленческих кадров, создания и совершенствования правовой базы ведения бизнеса, создания системы институтов рыночного хозяйства, создания производственной, складской и транспортной инфрастуктуры, Китай просто созрел для того, чтобы стать масштабным реципиентом инвестиций. При этом спад в экономиках развитых стран позволил Китаю привлечь инвестиции в передовые высокотехнологические сектора. Фактически, за несколько лет у всех на глазах Китай превращается в доминирующую в мировой экономике производственную базу (Доклад Л. Вальдмана на семинаре в Институте национальной модели экономики 18 сентября 2003 года с дополнением от 2004 г. «Об экономической ситуации в США»).

· Дело в том, что Китай в вопросах организации, в вопросах государственных структур, там, где должно действовать государственное регулирование, у Китая все прекрасно. Там достаточно жесткая власть, все следуют инструкциям, установки из центра соблюдаются. Понимаете, в Китае законы жесткие, но они более совершенные. Любой человек обязан их выполнять, будь он даже чиновник самого высокого ранга. За нарушением следует наказание, это неминуемо (Миняев Егор Юрьевич, ведущий эксперт экспертного центра «ChinaCom», г. Москва).

· В Китае разработано, с одной стороны, довольно, жесткое таможенное, налоговое законодательство, которого все стараются придерживаться. С другой стороны, это законодательство вполне реально для исполнения. Его проще выполнить без всяких проблем и убытка для себя, чем нарушить (Семенов Дмитрий Евгеньевич, директор международной компании транспортных перевозок ООО «СИЭЛ», г. Москва).

· В Китае есть абсолютно четкие правила, которые проще выполнить, чем нарушить, а потом иметь неприятности с законом, которые будут обязательно и для всех без исключения. Китайская система более гибкая, и она более реальна (Жебокритская Лариса Владиславовна, литературный редактор русскоязычного журнала «Партеры», г. Харбин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: