Экспорт в Китай услуг российского высшего образования

Проблема экспорта в Китай услуг российского высшего образования примыкает к проблеме экспорта высоких технологий. К сожалению, по мнению опрошенных экспертов, а также согласно аналитическим материалам Рабочей группы ЦСР, российское высшее образование не пользуется в Китае высоким престижем. Причины этого очевидны. Многие отрасли российского высшего образования еще в советское время не были конкурентоспособными на мировом уровне. Ныне этот разрыв усилился и захватил ряд тех отраслей, которые раньше отличались действительно высоким научно-преподавательским уровнем. По свидетельству экспертов, российское высшее образование сильно деградировало и продолжает деградировать. Остановить этот процесс и сделать российское высшее образование конкурентоспособным на мировом уровне могут только институциональные реформы, обсуждение содержания которых выходит за рамки данного отчета. В сегодняшних условиях эксперты оценивают крайне пессимистично как само состояние российского высшего образования, так и возможность масштабного экспорта услуг этого образования в Китай (равно как и в иные страны).

· Учиться в российских ВУЗах стало просто невозможно, потому что масштабы коррупции в системе высшего образования в России не только потрясают, но уже и сказываются на качестве высшего образования впрямую (биофизик, Потсдам, Фонд Гумбольдта).

· Скорее учат хорошо, чем плохо, но иногда чувствуется формальный подход, для галочки. Если в процентах, то доля хороших преподавателей составляет процентов 50, процентов 30 – что-то такое в серединке, совсем плохих – 20процентов. Однако тенденция неблагоприятная (студент-психолог, второе высшее образование, Москва, интервью).

· Нам сокращают часы за счет практических занятий, но в плане теории мы пока получаем все, а вот тем, кто собирается поступать в этом году, им уже будут сокращать и теоретические занятия, при этом очень сильно увеличивают цену. Такая коммерциализация в плохом смысле. Поэтому перспективы факультета видятся мне совсем нерадостными(студент-психолог, второе высшее образование, Москва, интервью).

· Из-за качества обучения лично я сменил факультет, столкнувшись со всеми перечисленными проблемами в одном месте. А именно – плохое качество преподавания, поверхностная подача материала, сами преподаватели, что называется, не в материале, работают только за зарплату (студент экономического факультета, первое высшее образование, фокус-группа «Студенты», г. Москва).

· В моем ВУЗе обучение совершенно отвратительное, потому, что многие преподаватели вообще оставляют желать лучшего, с точки зрения их собственных знаний, потому что русский язык и литературу преподает бывшая журналистка, которая пишет нередко с ошибками на доске, и сама неправильно излагает свои мысли (студент гуманитарного факультета, первое высшее образование, фокус-группа «Студенты», г. Москва).

· Университет должен быть центром интеллектуальной жизни, а не просто конвейером по штамповке кадров. Этого нет, мы видим в высшей школе диссертационную науку. Ляпанье диссертаций, тем более, что сейчас это поставлено на коммерческом уровне. А наука, которая отделена от образовательного процесса, она попросту обречена (математик, Москва, интервью).

Вместе с тем обмен услугами высшего и иного образования между Россией и Китаем может иметь несколько иные цели, чем цели приобретения высшего уровня квалификации в области тех или иных дисциплин. Выше уже говорилось о том, что неизбежно расширяющегося сотрудничества Россия и Китай должны лучше знать друг друга, т.е. обладать кадрами, владеющими языками обеих стран и знакомыми с их социокультурными, экономическими, правовыми и иными реалиями, а также, не в последнюю очередь, личными дружескими связями.

В связи с этим необходимо ставить вопросо широкомасштабном обмене студентами, а также о посылке российских студентов на обучение в Китай (в том числе по программам второго высшего образования, а также на платной основе).

6. Факторы, препятствующие взаимным инвестициям

Согласно оценкам экспертов, взаимные инвестиции (из России в Китай и из Китая в Россию) в настоящее время очень малы, и находятся, по выражению одного из экспертов, «на точке замерзания».

Российские инвестиции в Китай не идут по причине очень высокой конкуренции с мировыми инвесторами, которые, как говорят эксперты, «стоят в очереди» со своими инвестициями.

Китайские инвестиции не идут в Россию по причине неблагоприятного инвестиционного климат, т.е. по той же причине, по которой в российскую экономику слабо идут инвестиции из других стран мира.

А. Российские инвестиции в Китай

· Инвестиции из России в Китай? Туда же очередь стоит господ из хэджинговых фондов, из инвестиционных фондов международных. А во что там вкладывать? В производство вкладывать, так Вам и так произведут все, что надо под любым брэндом, под Вашим, под чужим, под каким хотите. Понимаете, если Вы «Дюпон», то для Вас Китай – это инвестиционно привлекательная страна, а если Вы – завод АЗЛК, то нет (Леонид Орлов, руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга, г.Москва).

· В 2003 году в Китае было образовано, по-моему, если мне память не изменяет, 31 800 совместных предприятий. Причем это все высокотехнологичные предприятия. Но с Россией там буквально, ну, может быть, десятки. Вот из этих 31 800 предприятий только 8500 тысяч предприятий созданы при вкладе китайской стороны примерно 30-40%, а остальные примерно на 90% имеют иностранный капитал. Мы же когда пытаемся, скажем так, создавать там совместные предприятия, а китайская вся политика в области высоких технологий построена на одном – это занять свою собственную свободную рабочую силу – мы не готовы вкладывать, инвестировать такой высокий процент в совместное предприятие. У нас к тому же очень негативный инвестиционный климат, которого нигде, ни в одной другой стране нет. А мы на таких условиях, когда мы можем вложить туда свой капитал, мы на это пойти не можем, особенно научные организации, потому что у нас просто нет этого капитала. Мы чем довольствуемся? Мы вкладываем высокую технологию в уставной капитал, а по их законам это вложение может составить 35% максимум, а в первый год – только 20%. Вот мы с 20%, да еще сидим здесь в России, потираем руки и ждем дивидендов. А так, конечно, бизнес не делается. Поэтому в общем никакого такого реального бизнеса в области высоких технологий совместного практически не наблюдается (Николай Арзамасцев, Президент, Российско-Китайского Технопарка, г. Москва).

Б. Китайские инвестиции в Россию

· Если говорить научным языком, то нам мешает недостаточно привлекательный инвестиционный климат. А это уже не вопрос двусторонних отношений. В принципе, что мешает – политическая нестабильность в стране, в России, коррупция на всех уровнях, в особенности на местном уровне (Александр Лукин, директор Центра исследований стран Восточной Азии и ШОС).

· В Китае очень большие золотовалютные запасы, в связи с чем нам было бы очень хорошо привлекать китайские инвестиции. Но ряд факторов мешает нам привлекать китайские инвестиции. В принципе, что мешает – политическая нестабильность в стране, в России, коррупция на всех уровнях, в особенности на местном уровне (Александр Лукин, директор Центра исследований стран Восточной Азии и ШОС, г. Москва).

· Китайские инвестиции в российский высокотехнологичный сектор отсутствуют, находятся на точке замерзания, но это ведь связано не с нежеланием инвестировать в этот сектор российской экономики, а с его практически отсутствием или плачевным состоянием. Отчасти это очень сильно связано и с закрытостью этих высокотехнологичных отраслей, куда доступ иностранным экспертам, а тем более иностранным инвесторам до сих пор запрещен. Как мы видим, инвестиции идут в основном в сырьевые, так скажем, отрасли российской экономики, в ее добывающие отрасли, это касается не только нефти и газа, но также и рудных минеральных наших запасов. Ну, может быть еще деревообработка (Дмитрий Семенов, директор компании международных грузоперевозок ООО «СИЭЛ», г.Москва).

· Больше всего препятствий на пути китайских инвестиций в российскую экономику создает отсутствие правил, четких, абсолютно прозрачных правил на уровне законодательном со стороны России. Ну, например, сейчас единственная положительная вещь, которая в этой области свершилась, это 9 июня в первом чтении был принят закон об особых экономических зонах. Это вещь, которая может серьезно способствовать развитию вот этого инвестиционного сектора сотрудничества Китая и России (Сергей Санакоев, председатель правления Российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества, г. Москва).

Не все китайские инвестиции, с точки зрения экспертов, соответствуют российским интересам.

· Инвестиции в нефтегазодобывающую отрасль, на мой взгляд, учитывая то, что запасов российских недр нефти и газа осталось на пятнадцать лет, может быть, по наиболее оптимистичным подсчетам, наверное, лет на двадцать, я думаю, что никакие инвестиций нам в эти отрасли не нужны. Потому что рост объема добычи нефти на 6-7%, по-моему, такие проценты называют, говорит о том, что мы достаточно успешно развиваемся в этом направлении и без иностранных инвестиций (Дмитрий Семенов, директор компании международных перевозок ООО «СИЭЛ», г. Москва).

· России, если мы хотим избавиться от роли «сырьевого придатка» Китая, которую фактически мы сейчас играем, необходимо создать условия для того, чтобы инвестиции шли, в первую очередь, в наукоемкие отрасли промышленности – производство оборудования, лекарств (где Китай традиционно силен), телекоммуникации (Сергей Шилин, президент Русского клуба в Пекине, г. Пекин).

Среди экспертов прозвучала мысль, что процесс активизации взаимных инвестиций может быть начат с обмена активами, который будет способствовать развитию деловых связей и взаимной «притирке» российских и китайских бизнес-структур.

· Способствует обмен активами больше всего. Это на самом деле очень простой вопрос, взаимные инвестиции. Нужно дать возможность, так сказать, китайцам наконец что-то купить здесь и простимулировать покупку нашим бизнесом чего-либо там. У нас в России единственное, что можно купить, это нефтегазодобывающую компанию. Либо участки вот уже разведанные, либо еще не разведанные участки, месторождения, у нас больше покупать нечего. И второй момент – это торговые центры. Вот «Балтийская жемчужина» в Питере – это огромный прорыв в этом направлении, я даже удивился, что кто-то смог это сделать. А на данном этапе больше всего препятствует развитию взаимных инвестиций государственная политика России (Владимир Лукашов, ответственный секретарь МДО «Российские инвестиции», г. Москва).

7. Влияние таможни и пограничной службы на российско-китайский товарооборот

Таможня и пограничная служба, а также инфраструктурная обеспеченность российско-китайской границы с российской стороны сегодня являются острыми проблемными вопросами.

Эксперты выделяют два основных аспекта этой проблемы. Первый из них состоит в том, чтороссийская таможня и пограничная служба коррумпированы.

Второй аспект связан синфраструктурной неразвитостьюроссийской таможни, пограничной службы и всей приграничной территории с российской стороны.

Коррумпированность российской таможни и пограничной службы проявляется в том, что из России в Китай они пропускает без пошлин и без регистрации большие объемы сырьевых ресурсов (круглый лес и другие), а также и запрещенные к вывозу биоресурсы дальневосточного леса.

· Беспредел, который творят таможенники,учитывая глубокоэшелонированность их прикрытия коррумпированными властями и силовыми структурами – это главный дестабилизирующий фактор. Я оказываю услуги по поиску партнеров для сотрудничества в Китае для российских фирм и компаний. Очень часто мои российские клиенты, достаточно выросшие для прямого сотрудничества с китайцами, отказываются от работы напрямую, после того как им «прочистят мозги» на таможне. Белый импорт практически невозможен для малых и средних российских компаний. Таможенники прямо заявляют: «если сейчас все начнут после вас возить в белую – то что же мы кушать будем». Очень серьезная ситуация. (Игорь Мажаров, независимый эксперт, проект «Абирус», Хабаровск-Гуанчжоу).

· Когда летом прошлого года Путин сменил начальника государственного таможенного комитета, Вы не представляете, что было. То есть, на три месяца все грузы встали просто. Да, представьте себе. Когда сменили начальника таможни недавно, ну вот буквально весной этого года в порту Восточном, там был огромный товарооборот контейнеров их Китая, этот новый таможенный начальник просто приехал и сказал: «Так, чьи тут контейнеры стоят? Я знаю, что все это серый импорт. Давайте так, вот все, кто сейчас стоит, по три тысячи контейнеров мне лично, после этого я их выпускаю». Естественно, все это говорится неофициально. На любой таможне Вы приходите, и там есть человек, к которому нужно обратиться, и он решит все Ваши проблемы. Так сказать, доверенное лицо, которое в курсах, что называется. Когда едешь из Гродеково или из Полтавки вот в Приморском крае со стороны границы в сторону Уссурийска, сплошь стоит зона коттеджей, шикарных коттеджей, как в Подмосковье, там трехэтажные, четырехэтажные со спутниковыми антеннами, с садами камней. Чьи все это сады и коттеджи? Таможни (Игорь Мажаров, независимый эксперт, проект «Абирус», Хабаровск-Гуанчжоу).

· Российской таможней, российской пограничной службой создаются абсолютно искусственные, надуманные препятствия, что на приграничной торговле, что на таможне, это не имеет значения, создаются искусственные препятствия, чтобы решать эти вопросы исключительно путем коррупции. Вот это и есть основная проблема (Сергей Санакоев, Председатель правления Российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества, г. Москва).

· Вы, наверное, слышали о существовании расхождений данных китайской и российской таможенных статистик. Откуда они берутся, что является причиной этого расхождения, совершенно понятно. Как только грузопоток достигает нашей границы, начинается увод части этого грузопотока в нелегальные схемы. Отчасти это связано и с тем, что наши таможенные органы нередко сами провоцируют на такой вот способ ведения дел (Дмитрий Семенов, директор международной компании грузоперевозок ООО «СИЭЛ», г. Москва).

· То, что у нас таможня берет большие взятки за оформление тех товаров, которые можно было бы оформить вполне легально и без всяких проблем – это общеизвестно. У нас все равно, даже если сделка чистая, все равно действует тот принцип, что «не подмажешь – не поедешь». Это исключительно на нашей, на российской стороне, на китайской таких проблем нет (Егор Миняев, ведущий эксперт Центра «ChinaCom», г. Москва).

· Лесной бизнес – это просто позорная вещь, вот для меня как для русского человека, который на это смотрит. Трудные времена у России, но просто так брать лес, рубить и вывозить его за 1000 долларов взятки с лесовоза, перевозить через границу. Что еще можно тут добавить? Борьба с коррупцией – это уже стало общим местом (Леонид Орлов, руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга, г. Москва).

· На Дальнем Востоке лес рубится сейчас по существу только китайцами, то есть здесь сейчас созданы китайские фирмы, которые вырубают этот лес. Они берут порубочный билет на 5000кубометров, а как бы под этот порубочный билет они вырубают и 8000, и 10000, и 15000кубометров. И все это вывозится в Китай за взятки (Игорь Мажаров, независимый эксперт, проект «Абирус», Хабаровск-Гуанчжоу).

· Это не секрет, что в китайцах все видят источник доходов и пытаются их как-то «стричь», но эта проблема, насколько она решаема, я не знаю. Можно сказать, что такая проблема есть, но не призовешь же всех быть честными. То, что служебное положение используют в России на всех уровнях, это не секрет, в том числе это касается и таможенной службы, и пограничной службы российских. То, что скорость прохождения меньше именно на российском погранпереходе, чем она могла быть, это – вне всякого сомнения. С чем это связано – ответ на этот вопрос тоже абсолютно прозрачен(Владимир Портяков, заместитель директора Институт Дальнего Востока РАН, г. Москва).

· Таможня просто кормится с китайцев. Таможенники настолько насобачились на этом всем промысле, что для того, чтобы взять с китайца, они не применяют даже ни одного слова. То есть процесс имел место быть, им все положили, что положено, причем он даже ничего не произнес, вообще никаких улик. Схема отлажена до уровня бессловесного контакта. Все всё понимают, мигнул, кивнул головой и так далее и тому подобное. Засечь их трудно, но естественно можно, было бы желание. Надо, чтобы этим кто-то занимался, чтобы их кто-то ловил. В таможенную академию тут конкурс громадный. Народ знает, куда идет и что с этого будет в итоге иметь. Ну, представьте себе, это ровная степь, по нашу сторону сплошной развал и голод, и вот стоит эта будка или здание, и лезут в руки живые деньги. О чем тут можно говорить? В течение последних двух лет была всего одна или две облавы, если так можно выразиться. Идет вывоз леса китайцами за бесценок. Идет нелегальный вывоз леса. И всего того, что в лесу растет и живет: те самые лягушки, женьшень, все, что можно. Металл вывозят, тоже нелегально. Целые горы металла. Это тоже все нелегально. Все, что вывозится отсюда китайцами, в подавляющем большинстве вывозиться нелегально. И при активном участии нашей российской стороны (Евгения Антонова, социолог, г. Владивосток).

· Сейчас господин Ванин, руководитель нашей таможни, заговорил о том, что надо наводить порядок. Так что не китайская это скорее мафия, а своя. Поэтому лучше и чужие статистические данные. А у китайцев и серый, и черный оборот учитывается. Второе обстоятельство – у кого какие цифры и каковы объемы – связано с тем, что китайцы научились заниматься у нас такими видами деятельности, до которых наши не додумались бы. Например – сбором икры лягушек. Она у них ценится очень. И они изобретательно выкачивают ее килограммами. Я не знаю, что они показывают на таможне. Но в тайге они живут сами по себе, скрытно. И заняты отдаиванием лягушек. Это очень суровый вид браконьерства, который аукнется нам (Виля Гельбрас, «Скитайцы», интервью «Новой Газете»).

Из Китая в Россию также ввозятся значительные объемы различных товаров (в первую очередь товаров широкого потребления), которые при прохождении через таможню декларируются по заниженной стоимости или вообще не декларируются.

· Все проблемы замыкаются на уровне этого коррупционного интереса. Это абсолютно серьезная и единственная проблема на сегодняшний день. А что такое серые схемы на таможне? Это коррупция просто, вот и все, когда за взятки уменьшаются таможенные платежи (Сергей Санакоев, Председатель правления Российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества, г. Москва).

· Дешевый ширпотреб, текстиль, обувь просто ввозят в обход этих таможенных постов, все равно в связи со всеми этими сложностями ввозят товар в обход этих существующих таможенных правил. И должного экономического эффекта эти таможенные правила все равно не приносят. Людям все равно удается ввозить эти грузы в обход, неформально договариваются с таможенниками, изменяют таможенные документы, сопроводительные документы, упаковочные листы, скрывается страна происхождения, достаточно много существует путей сокрытия, ухода от выполнения этих таможенных правил. Это чисто российский атрибут. Касается все это только российской таможни. Вроде бы все эти правила введены для пресечения незаконной деятельности, но она-то не пресекается, всегда находятся пути увода всего этого грузопотока в тень (Дмитрий Семенов, директор международной компании грузоперевозок ООО «СИЭЛ», г. Москва).

· Китай – это черный нал, скажем так. Вот они берут тот или иной товар и начинается, как его можно привезти в Россию. Обычные схемы – это серые схемы. То есть, это что такое. По существу, ну, такая узаконенная контрабанда. Узаконенная с российской стороны (Игорь Мажаров, независимый эксперт, проект «Абирус», Хабаровск-Гуанчжоу).

· Весьма часто у китайцев отсутствуют паспорт сделки, таможенные декларации, таможенные платежи, когда они оформляют экспорт. Существует до сих пор, на мой взгляд, совершенно неправильная, ненужная и преступная система так называемого карго доставки груза, серые таможенные схемы, называя вещи своими именами, которые представляют прямой преступный сговор между соответствующими таможенными и приграничными структурами двух стран, нашими, китайскими, транспортными компаниями и так далее (Андрей Милов, независимый эксперт, г. Пекин).

· Я знаю, что наши тоже пытаются какие-то товары в обход таможни переправить, разные виды продукции ведь разными налогами облагаются. Для печатной продукции есть свои законы, даже если она абсолютно нормальная, то это все равно уже другая категория, не то, что там туфли. Стройматериалы тоже, какие-то другие виды продукции, допустим, лом и металл, они идут по-разному. Что дороже лом или металл? Соответственно не хочется платить как за металл, а лучше как за лом заплатить. У нас на китайской таможне все с этим очень строго, а на российской таможне всегда можно найти лазейку, китайцы этим весьма охотно пользуются (Лариса Жебокритская, литературный редактор русскоязычного журнала «Партеры», г. Харбин).

Многие эксперты высказывают мысль о том, что ликвидация “серых” схем провоза товаров через таможню без каких-либо дополнительных мер может в значительной мере способствовать запланированному на межгосударственном уровне росту товарооборота к 2010 году.

· Тот товарооборот, который официальные цифры называются, это только белый товарооборот, а ведь еще и теневой товарооборот существует, который примерно столько же составляет, сколько и белый. Поэтому, если вывести его в белый, то он уже автоматически увеличится в два раза, товарооборот с Китаем (Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС, г. Москва).

· Если вывести весь этот товар, попадающий в Россию по серым схемам – уже товарооборот увеличится в разы (Дмитрий Семенов, директор международной компании транспортных перевозок ООО «СИЭЛ», г. Москва).

· Например, едут 40 физических лиц в Китай, каждый из которых декларирует на себя 50 кг различных товаров, итого это получается 2 тонны. Таким образом, это ввозится беспошлинно. Соответственно, не фиксируется как товарооборот, хотя, если мы посмотрим приграничные районы, например, Читинскую область, Дальний Восток, то там количество физических лиц, пересекающих границу, в год переваливает за 100000 человек, если это умножить на 50 кг, получим 5000 тонн грузов и товаров, которые на самом деле ввезены, но в товарообороте они не учитываются. Переведите этот неучтенный товарооборот в официальный, у Вас уже товарооборот повысится. Может, для начала надо посчитать реальное положение вещей, прежде чем товарооборот увеличивать на государственном уровне? (Дмитрий Микитченко, заместитель руководителя департамента промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области, г. Новосибирск).

· Значительная часть китайских товаров поставляется в Россию по так называемым серым схемам неорганизованной торговли. Кроме того, часть товаров поступает в Россию вообще вне всяких схем и таможенного оформления, можно сказать, черным путем. И использование вот этих серых схем, некоторые называют это «народная торговля», мы предпочитаем это называть «неорганизованная торговля». Перевести эту «неорганизованную торговлю» в организованную – вот вам уже увеличение товарооборота(Сергей Цыплаков, торговый представитель России в Китае, г. Пекин).

Инфраструктурная отсталость российской таможни, пограничной службы и приграничной территории рассматривается экспертами как серьезный ограничитель развития торговли. При этом все эксперты отмечают разительный контраст между быстро развивающейся в инфраструктурном отношении китайской приграничной территорией и застойкой российской.

· Самое главное – это необустроенность границы. У нас же там земля-то как бы не обустроена, нет инфраструктуры, это огромная проблема. Нет инфраструктуры, которая бы способствовала торговле. Нет инфраструктуры, нет обустройства элементарного на этих территориях (Владимир Лукашов, ответственный секретарь МДО «Российские инвестиции»).

· У нас нет на сегодня ни одного пограничного перехода, который работает в двадцатичетырехчасовом режиме, кроме станции Даурия, где в двадцатичетырехчасовом режиме идут составы только грузовые. Люди могут переходить только вот в рабочее время. Второй момент – отсутствует сама инфраструктура этих переходов. Там реально нет нормальных условий. Ну, там реально проблема отхожих мест существует. Это, что касается российской стороны. А на китайской стороне все в полном порядке, там все хорошо, там вложены большие деньги в это (Леонид Орлов, руководитель Представительства Совета по развитию торговли с Гонконгом).

· Должно быть адекватное развитие инфраструктуры с китайской и с российской стороны. Сейчас это неадекватно только с российской стороны, российская инфраструктура просто никак не развивается, а Китай наращивает на границе серьезные мощности. Когда мы говорим об инфраструктуре, то подразумеваем не только дороги, но и торговые центры, там банковский сектор, обслуживание, сервис всего этого. Это целая как бы система торговли (Сергей Санакоев, Председатель правления Российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества, г. Москва).

· Есть вопрос состояния пограничных переходов с нашей стороны. Здесь просто нужна правильная постановка вопроса. Нужно хотя бы сделать так, как это сделано на китайской стороне, на это нужно выделить очень небольшие деньги, и, когда говорят сейчас широко об образе России, то образ России у нас начинается с погранперехода, а когда там нет, извините, ни туалета, ни здания нормального, где таможенники сидят, то там очень сложно что-либо дальше делать (Владимир Портяков, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, г. Москва).

· По поводу обустройства приграничной торговли с российской и китайской стороны приведу пример. У нас есть город Суйшэньхэ, а с другой стороны есть такой город Пограничный, это от Владивостока не далеко. Я же сама очень давно живу в Китае. Я была в тех краях в начале девяностых годов и была там совсем недавно. Так вот сейчас Суйшэньхэ – это огромный город, а в начале девяностых это были просто два села, там было ужасно. Вокзалы не отапливаемые, завязали в грязи, в общем все было ужасно. Так вот Пограничный и сейчас остался на том же уровне, а Суйшэньхэ – это огромный город(Лариса Жебокритская, литературный редактор русскоязычного журнала «Партеры», г. Харбин).

· Потом китайцы – очень грамотные ребята, они же уже подтянули инфраструктуру всю прямо к границам России, перешел через границу – у тебя на три года бесплатно площадь, офисная, льготы по налогам, бесплатные таможенный ввоз и вывоз, ввоз оборудования и вывоз продукции. Это со стороны Китая. У России ничего такого нет. В Китае льготы, инфраструктура, сбыт, огромный рынок, там все это есть (Юрий Лебедев, Президент российского инновационного консорциума, г. Москва).

Причины инфраструктурного отставания российской приграничной территории эксперты во многом связывают с тем, что по российскому законодательству обустройство таможенных и пограничных служб, а также строительство и реконструкция дорог относятся к государственному ведению и должны финансироваться из государственных средств, которых не хватает.

· Если бы центр поддерживал бы в этом регионы, если бы напротив Хэйхэ была бы симметричная зона свободная экономическая зона безвизовая для китайцев, а напротив Манчжурии – такая же в Забайкальске, на этих двух зонах можно было бы сделать свободную таможенную зону. Вот там и нужно строить совместные предприятия, которые и не китайские и не российские. Сейчас мы их вынуждены строить на территории Китая. А у нас денег нет (Юрий Лебедев, Президент российского инновационного консорциума, г. Москва).

· В дальневосточном контексте открытие одного пограничного перехода, еще одного – это огромные деньги. Это вопрос, который должен финансироваться федеральным центром. В то же время это вопрос, на котором сходятся интересы и местных элит, и бизнеса, и там околокриминальных элементов, и всего этого прочего (Леонид Орлов, руководитель Представительства Совета по развитию торговли с Гонконгом).

Проблема нехватки государственных средств на инфраструктурное обустройство приграничной территории представляется искусственной проблемой, решаемой в рамках практикуемого в России частно-государственного партнерства, при котором необходимые средства могут быть на законном основании привлечены из частного сектора. Решение этой проблемы носит, по сути, технический характер: она требует разработки и реализации комплексного девелоперского бизнес-плана, в рамках которого могут быть найдены источники покрытия затрат.

8. Проблема китайской миграции и неформальный китайский сектор в российской экономике


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: